Структура предприятия: характеристика и основные виды

 

Структура предприятия представляет собой содержание и соотношение внутренних его звеньев (лабораторий, отделов, участков, цехов и др. подразделений), которые составляют единый объект.

Учеными выделяется несколько ее видов:

  • общая;
  • производственная;
  • организационная.

Рассмотрим их ниже более подробно.

Общая структура предприятия представляет собой совокупность:

  • непроизводственных (участки, обеспечивающие быт и жизнедеятельность сотрудников – жилищно-коммунальные службы, столовые, фабрики-кухни, буфеты, ясли, детские сады, медсанчасти, санатории, спортивные и обучающие отделы и так далее);
  • производственных (участки, цеха и лаборатории);
  • управленческих отделений (начальники среднего и крупного звена).

Формирование ее обычно определяется целями и политикой организации.

Производственная структура предприятия включает в себя цеха, участки, центры, лаборатории, в которых происходит процесс изготовления, контрольная проверка и испытание продукции, выпускаемой компанией. Помимо этого, в нее входят отделы, которые обслуживают основное производство и содержат комплектующие, полуфабрикаты, материалы и запчасти.

Факторами, которые способны повлиять на производственную структуру компании, являются следующие:

  • характер выпускаемой продукции;
  • технологии изготовления;
  • масштаб и объемы производства;
  • особенности кооперирования с другими организациями;
  • специализация производства внутри данной компании.

Организационная структура предприятия представляет собой систему, определяющую содержание, взаимодействие и соподчиненность всех элементов. Обычно она касается сферы управления. Элементы ее связаны между собой определенным образом, формируя типы организационных структур предприятия:

  • Линейные возникают между отделами всех уровней в управлении, когда руководитель административно подчиняется другому, занимающему более высокое положение.
  • Функциональные связи отличает то, что управленцы взаимодействуют между собой на основании выполняемых функций на всех уровнях; между ними отсутствует административное подчинение.
  • Межфункциональные же системы существуют между подразделениями на едином уровне управления.

Для достижения успеха компании на рынке необходимо постоянное совершенствование организационной структуры предприятия. Для решения поставленной цели часто необходима ее полная реорганизация. Помимо этого, является обязательным применение следующих мер:

  • создание современной организационной структуры управления, которая способна оперативно функционировать на российском рынке;
  • обеспечить оперативное реагирование на возникающие изменения внешней среды и реализовывать стратегическое управление, способствующее эффективной работе на долгосрочную перспективу;
  • освобождение генерального директора от рутинной и повседневной работы, которая связана с организацией функционирования компании;
  • установление рациональных связей между ступенями и звеньями управления на всех уровнях;
  • рекомендуется минимизировать количество ступеней в структуре управления;
  • предоставление полномочий на разрешение проблем руководителю подразделения, располагающему более полной информацией по всем вопросам;
  • повышение оперативности в принимаемых решениях.

Для того чтобы усилить функции управления, необходимо внедрять:

  • группы инноваций;
  • отделы развития, повышающие гибкость на рынке и конкурентоспособность.

В современной практике встречается чаще всего сложная система предприятия, то есть сочетание имеющихся и выделенных выше типов, существующих на разных ступенях управления компанией.

 

Комментарии