Переподготовка и повышение квалификации кадров: определение, цель, классификация
Трудно ли в наше время найти работу, иметь достойный заработок? Что такое квалификация и насколько она важна для комфортного устройства жизни? Прав ли был классик, говоря, что ученье — свет, а неученье — тьма? Проводятся ли переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, которые учат, доучивают и переучивают будущих и действующих специалистов?
Трудовые ресурсы
Все блага и удовольствия, которые общество может извлечь из материальных ценностей, оно получает благодаря деятельности людей, занятых в сфере услуг, производства, науки. Граждане трудоспособного возраста, работающие в данный момент, а также те, кто имеет перерыв в работе, но трудиться желает, составляют активную часть трудовых ресурсов страны.
Если человек находится в нормальной физической и психической форме, достиг возраста, в котором вполне осознается ответственность за поступки (по крайней мере, перед законом), он уже может найти свое место в рядах тружеников, занимаясь простым, не требующим сложных навыков и знаний, трудом. Но небывалые темпы технического прогресса все больше сужают сферу деятельности таких работников. Рынок труда нуждается в специалистах и людях, готовых на протяжении жизни повышать свою квалификацию.
Почему снова нужно учиться?
Исследования специалистов показали, что в течение года выпускник вуза забывает 20% знаний, не использовавшихся на практике. Развитие некоторых областей науки и производства происходит настолько быстро, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, производители товаров стоят перед необходимостью повышать профессиональный уровень своих работников. Часто в дополнительных знаниях нуждаются буквально все члены коллектива, начиная с ведущих специалистов и заканчивая рабочими. Обучение персонала требует огромных материальных затрат, поэтому повышение квалификации обычно происходит поэтапно, по выработанному руководством плану.
Как расширить деловые возможности персонала
Повышение квалификации имеет своей целью обновление утраченных знаний и умений, ознакомление с новаторскими методами в специальности, изучение новых технологий, требуемых в изменившейся ситуации на работе. Работодатель решает, когда отправить специалиста на курсы, но государство требует, чтобы это происходило не реже 1 раза в 5 лет. Так как улучшать можно что-то уже существующее, то повышение компетенций доступно обладателям дипломов о среднеспециальном или высшем образовании. Способы прохождения развивающего обучения можно классифицировать таким образом:
- Целенаправленное краткосрочное (72-100 часов) изучение материалов по тематике, касающейся уже возникших проблем или ожидаемых изменений в ходе рабочих процессов. Результат проверяется наиболее подходящим образом (например, экзамен).
- Прослушивание теории (72-100 часов) по вопросам, возникающим в организации или в отрасли, обсуждение ее. Это может касаться технологий, нерешенных научно-технических задач, экономических и коммуникативных проблем.
- Освоение длительных (от 100 часов) курсов, расширяющих научный кругозор специалистов. Проходит ознакомление с новинками технологий, новыми методами хозяйствования и управления персоналом, эффективными научными разработками.
- Стажировка, как правило, предлагается в качестве дополнения к вышеперечисленным услугам. Она закрепляет на практике полученную информацию, дает почувствовать преимущество новых методов, изменить взгляды на построение корпоративных коммуникаций, вступить на более высокую должность. Стажировку могут осуществить и российские, и зарубежные организации, предприятия, учебные и исследовательские заведения.
Можно ли начать жить по-новому?
Бывает, что в результате реорганизации предприятия некий круг специальностей становится невостребованным. Администрация может предложить работнику выбор: приобрести новую профессию или уволиться. Некоторые учреждения, предприятия, компании прекращают свое функционирование или сокращают штат. Весь коллектив или его часть остается без работы. Работодатель обязан перечислить средства в бюро по трудоустройству для переквалификации и устройства на работу бывшего персонала. Это можно воспринять как шанс освоить лучшую специальность.
Где лучше учиться
Переподготовка и повышение квалификации кадров может производиться по-разному. Передача опыта, введение в курс дела на рабочем месте применяются при адаптации молодых специалистов и недавно принятых рабочих. С этой целью широко применяются инструктажи, проводимые работниками с большим стажем. Во многих инженерных подразделениях и производственных цехах не умерла традиция закреплять за новичком авторитетного, обладающего высоким мастерством члена коллектива.
Следующим этапом расширения умений новобранцев является обучение смежным специальностям. Кроме того что дополнительные знания и навыки (закрепленные многократным повторением умения) обеспечивают функциональную взаимозаменяемость в коллективе на случай отпусков, болезней, отгулов и прочих ситуаций, они способствуют росту сплоченности и взаимопонимания среди коллег, повышению интереса к работе.
Несмотря на все свои плюсы, обучение на рабочем месте не дает возможности молодому кадру выработать собственное мнение о ходе рабочих процессов, иметь свежий взгляд на происходящее, так как передаваемые ему знания ограничены существующими в коллективе информационной базой и привычками. Поэтому разумным выходом является направление активных творческих работников расширять свой профессиональный кругозор за пределы родного предприятия, например, в центры переподготовки и повышения квалификации кадров.
Способы передачи знаний
- Лекция — привычный и емкий инструмент представления теоретического материала большому количеству слушателей. Подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров занимаются лекторы, обладающие глубоким пониманием излагаемого предмета, часто имеющие ученые степени, являющиеся авторами изобретений и разработок по соответствующей тематике. Современная оснащенность учреждений и общества компьютерами, видеопроигрывателями позволяет записывать занятия на видео и пересматривать их дома. Но давно известен крупный недостаток этого способа подачи сведений — отсутствие обратной связи со слушателями. Ведь подобрать группу с одинаковым уровнем подготовки и мотивации фактически невозможно, и некоторые учащиеся не поспевают за ходом мысли лектора.
- Семинарские занятия, на которых рассматриваются модели рабочих ситуаций, помогают лучше усвоить изученный материал. Студенты вовлекаются в обсуждение ситуации, предлагают направления решения задачи. Затем анализируется готовый результат, представленный преподавателем.
- Самым эффективным инструментом практического закрепления полученных знаний считаются деловые игры. Они являются полноценным эквивалентом рабочей обстановки, ставят перед специалистами реальные задачи. Но они требуют и соответствующего отрезка времени для нахождения ответа.
- Работодатель может принять участие в самообразовании работников, оформляя для коллектива подписку на профессиональные журналы, покупая для них новейшие учебники и обучающие программы. Компьютерные программы с преподавателем повышают эффективность самостоятельного получения знаний.
Профессионализм
Качество трудовых ресурсов, которое проявляется в сравнительной эффективности или продуктивности их работы, напрямую зависит от квалификации. Квалификация — это уровень теоретической и практической подготовленности работника к выполнению конкретных задач. Знания дают возможность специалисту понимать процессы, происходящие на производстве или в иной области человеческой деятельности. Навыки позволяют участвовать в этих процессах, использовать предметы и средства труда с наибольшей отдачей. Опыт подводит к возникновению продуктивных идей, к планированию и достижению новых целей.
Переподготовка и повышение квалификации кадров — задачи государственной важности. Этим занимаются подразделения службы занятости. Институты переподготовки и повышения квалификации кадров существуют во всех регионах России. Они имеют на вооружении разработанные программы для передачи обучающимся фундаментальных и прикладных знаний, для практических тренингов. Межотраслевые институты повышения квалификации и переподготовки кадров имеются в крупных городах. Примеры— в таблице ниже.
Город | Профессии | Год основания |
Москва | «Предпринимательская деятельность в современных условиях», «Менеджмент персонала», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент продаж», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент офиса». | 1988 |
Санкт-Петербург | Строители, проектировщики, инженеры, управляющие, экологи, инженерные изыскания и маркшейдерские работы, охрана труда и пожарное дело. | 2009 |
Нижний Новгород | Руководители различных направлений. | 1988 |
Поднятием уровня образования специалистов имеют право заниматься:
- академии повышения квалификации и переподготовки кадров;
- отраслевые, региональные, межотраслевые институты усовершенствования персонала;
- курсы повышения квалификации,
- центры службы занятости.
Кто нас готовит к жизни?
Рынок рабочей силы диктует динамичное развитие трудовых ресурсов: требует постоянного изменения содержания трудовых обязанностей, быстрого усвоения новых знаний. Логично ожидать, что эту новую информацию уже усвоили люди, которые создают обучающие программы для повышения квалификации взрослых. Специфичность образовательной услуги заключается в том, что ее качество трудно оценить. Оно может проявиться через годы. Бесспорно лишь то, что качество образования не может не зависеть от педагогов, которые проводят обучение профессиям. Как же повышают свой профессиональный уровень преподаватели столь ответственных курсов?
«Идейный вдохновитель»
На Головинском шоссе, 8 в городе Москве находится здание Академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Это — государственное учреждение. Оно занимается:
• созданием моделей процессов обучения на основе собственных и иных научных исследований;
• испытанием этих моделей на практике;
• внедрением насущных изобретений, новаторских подходов во всех отраслях человеческой деятельности в систему дополнительного образования;
• формулированием стандартов преподавания;
• разработкой законченной системы непрерывного повышения профессионального уровня работников образования;
• созданием методов модернизации сложившейся схемы обучения;
• нахождением путей взаимодействия национальных и зарубежных организаций, занимающихся улучшением профессионального образования.
Академия является методологическим центром для областных, региональных, республиканских институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Одной из главных задач академии остается формирование мотивации для роста у своих учащихся.
Еще немного позитива
Специалист, прошедший курсы переподготовки и (или) повышения квалификации кадров:
• чувствует себя уверенней в профессии;
• испытывает благодарность к руководству за заботу;
• повышает уровень самоуважения;
• получает толчок к дальнейшему самообразованию;
• получает надежду на улучшение материального положения.
Выводы
Структуры, взявшие на себя ответственность за качество профессионального образования, систематическое обновление его содержания, существуют. Следует еще раз отметить, что уровень переподготовки и повышения квалификации кадров зависит от цены, уплаченной за обучение. Не надо думать, что секреты технологий Microsoft и подобных «передовиков производства» стоят дешевле их продукции. Поэтому не стоит винить в бедности и неудачах педагогов и ученых. Неизбалованные миллионными гонорарами российские ученые еще кое-что могут и делают. Стоит порадоваться тому, что имеется, и ждать, когда озабоченное состоянием любимой Родины правительство исполнит свои намерения вывести страну на более высокий уровень. Возможно, для апробации положения дел ему стоит пройти программу повышения квалификации руководителей.