Разделение властей
Когда власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках, это всегда грозит возникновением диктатуры, произвола, насилия и бесправия. Современные государства имеют три ее ветви: исполнительная, законодательная и судебная. На сегодняшний день разделение властей – это признанная всеми норма в любом государстве с демократическим режимом. Оно является непременным условием успешного развития страны. Однако система разделения властей в практике управления государством существовала не всегда.
Так, у древних греков функции всех трех ветвей соединяло в себе Афинское собрание. А вот уже в Средние века управление государством делили между собой король, духовенство и знать. Когда монарх стремился сосредоточить власть полностью в своих руках, возникал абсолютизм (примером могут послужить Франция и Россия). Но императоры и короли не могли свободно действовать без финансов. Чтобы их получить, они увеличивали налоги и созывали дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия в обмен на деньги вмешивалась в политику короля. Появились законодательные собрания (парламенты, рикстаг, генеральные штаты), которые медленно, но верно увеличивали свою власть. Вскоре дошло до того, что короли стали нуждаться в их поддержке, чтобы провести какие-то реформы и т. п.
В свое время такие философы, как Вольтер, Монтескье и Т. Джефферсон, заявили о том, что в государстве обязательно должно осуществляться разделение властей на три ветви, и каждая из них будет уравновешивать, сдерживать и контролировать другие. Только в таких условиях страна сможет свободно развиваться.
Как же осуществляется разделение властей на практике в современных демократических странах?
1. Законодательную ветвь представляет парламент. Он избирается путем тайного голосования благодаря реализации одинаково доступного для всех избирательного права. Обычно парламент состоит из нижней и верхней палаты. Формирование последней в разных странах происходит по-разному. А нижняя палата комплектуется путем голосования избирателей, то есть прямых выборов. По решению партии большинства или в результате ее соглашения с оппозицией для руководства парламентом избирается спикер – председатель нижней палаты. Его полномочия могут также исполнять заместители и коллегиальный орган. Функции спикера заключаются в координировании комиссий и комитетов парламента, в представлении его на международной арене, в регулировании прений, возникающих в ходе заседаний.
2. Исполнительная ветвь власти. Ее возглавляет или президент или премьер-министр. Он руководит сразу несколькими исполнительными органами: администрациями, министерствами и различными ведомствами. Исполнительная власть всегда взаимодействует с законодательной, так как лица, ее представляющие, действия свои обязаны согласовывать с конституцией. Основной инструмент контроля над деятельностью этой ветви – право выдвигать обвинения против лиц, занимающих государственные должности, в случае нанесения ими ущерба стране.
На разделение властей в современном государстве влияет и оппозиция, которая существует и действует в рамках закона. Ее лидеры дают критическую оценку решениям и документам кабинета правительства. Этим они подтверждают господство демократии в политическом процессе.
3. Судебная власть. Она обеспечивает законность деятельности первых двух ветвей. С этой целью создается Верховный суд или подобная инстанция, которая совершает надзор за соблюдением конституции и соответствием ей распоряжений органов законодательных и исполнительных.
Итак, понятно, что когда в государстве осуществляется разделение властей на три ветви, то исполнительные, законодательные и судебные институты, являясь независимыми, будут друг друга контролировать, препятствуя тем самым любым попыткам злоупотреблять положением.