Валуйская епархия: на перекрестке мнений
В фильме "Брат-2" была фраза, запомнившаяся зрителям: "В чем сила?" Ответ на этот вопрос стал ориентиром для тех, кто потерял направление во времена перемен (1990). Прошли годы, поменялся формат жизни, однако тема актуальна и сегодня. Но из плоскости материальной она перешла в область духа, хотя смысл ее остался без изменений: люди гибнут за металл. Однако, учитывая приметы времени, и в контексте событий, имевших место в Валуйской епархии, данная фраза может звучать иначе: души гибнут за металл.
Самый южный город Белгородской области
Город Валуйки основан в далеком 1593 году на правом берегу одноименной реки. Сегодня от этого районного центра до границы с Украиной — 15 км. До Белгорода, являющегося областным центром, от города Валуйки — 152 км. Как оказалось в ходе археологических раскопок, в этих местах проживали люди, начиная с эпохи палеолита и до бронзового века включительно. Впрочем, возможны и еще открытия: район богат на сюрпризы.
Историю духовной жизни Валуйской епархии назвать стабильной не получится: в 1920 году основано Валуйское викариатство, подчиняющееся Воронежской епархии. Главой кафедры был назначен епископ Филипп Перов, который через два года покинул свой пост, уклонившись в раскол.
Надо сказать, что судьба этого священнослужителя была нелегкой, как мог, он сопротивлялся давлению соответствующих органов, несколько раз подвергался арестам и ссылкам. В 1938 году, будучи архиепископом Сталинградским и Астраханским, отец Филипп был арестован и приговорен к высылке на 5 лет, после чего следы его теряются.
А Валуйская епархия оставалась долгие десятки лет обезглавленной. И только в 2012 году ситуация изменилась.
Новое время
Во вновь учрежденной Валуйской и Алексеевской епархии состоят 7 приходов Белгородской области: Алексеевский, Валуйский, Вейделевский, Волоконовский, Красненский, Красногвардейский, Ровеньский. Каждый из них является районным центром. Валуйская епархия подчиняется Белгородской митрополии Русской Православной Церкви с 6 июня 2012 года. Ранее она была включена в состав Белгородской епархии.
Епископ Савва (в миру Никифоров Евгений Алексеевич) возглавляет Валуйскую и Алексеевскую епархию с 22 октября 2015 года по решению Священного Синода. Он хорошо разбирается в искусстве, т. к. окончил художественное училище в Воронеже. Срочная служба будущего епископа пришлась на 1993-1995 годы, по ее окончании он был принят послушником в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где и совершил монашеский постриг, получив новое имя — Савва. Так, нельзя сказать, что епископ — случайный человек в церкви.
Особенности сельской службы
Протоиерей Игорь Рыбалкин, или отец Игорь, возглавляет приход с. Самарино Красногвардейского района. Тем, кто знаком с особенностями существования на селе, не нужно объяснять бытовые подробности и уклад жизни рядового жителя российской глубинки. Если учесть массовый исход молодежи из деревень, то нетрудно догадаться, из кого состоит сельский приход и какова духовная жизнь вообще в Самарино.
В обязанности священника входит много чего: выражаясь современными терминами, активизировать паству, узнавать о проблемах каждого, по возможности принимать посильное участие в решении трудностей прихожан, выполнять свои непосредственные обязанности (службы, отпевания, крестины, молитвы и т. п.). Кроме того, сделать все возможное и невозможное для восстановления храма и поддержании его в должном состоянии, а это, с учетом экономического потенциала сельского "электората", выполнимо с трудом. Еще есть обязанности перед своей семьей, что тоже требует средств.
В дополнение ко всему существуют, как оказалось, обязанности по приему важных гостей, контролирующих "чистоту несения службы".
Цена вопроса
События разворачивались в следующем порядке: в последний день марта 2018 года епископ Савва в сопровождении помощников, среди которых находился его секретарь о. Вадим (Лебедев), прибыл в с. Самарино для оказания помощи о. Игорю в проведении службы, что и было осуществлено с подобающим благочестием. Почетные гости удалились, получив некий "благодарственный" конверт, врученный батюшкой о. Вадиму.
Однако что-то пошло не так, поэтому на следующий день в с. Самарино вновь пожаловал секретарь епископа для профилактической беседы с о. Игорем, который был готов к определенным неприятностям. Дальнейшее развитие событий зафиксировано на аудиозаписи, сделанной о. Игорем и ставшей достоянием общественности. Этому, надо сказать, весьма поспособствовал известный блогер Калаказо, с подачи которого подробности приватной беседы двух отцов РПЦ стали широко известны и даже, как говорят, дошли до администрации Президента.
Суть конфликта в том, что в пресловутом конверте недоставало 6000 рублей, что чрезвычайно расстроило епископа Савву и его свиту, включая секретаря-референта. Кстати, о. Вадим, согласно таксе, должен был поиметь с проведенного епископом богослужения в приходе с. Самарино 500 рублей.
При прослушивании записи возникает ощущение поездки на машине времени до станции "Лихие 90-е", на которой путешественника принимают "братки" и, включив "электрический вспоминатель", внушают несчастному мысль о наказуемости неблагодарности.
И еще, судя по разговору, данная практика давно и повсеместно внедрена в епархии, поэтому отступление от правил столь разгневало, по словам того же о. Вадима, почтенного епископа Савву.
Осадочек остался
Скандал в Валуйской епархии предали широкой огласке вышеупомянутый Калаказо и священник Георгий Максимов, который не только предоставил в своем блоге запись разговора, но и дал ему квалифицированную оценку с точки зрения этики священнослужителя. Далее начались санкции:
- Отец Вадим был смещен с должности секретаря, ему было рекомендовано принести извинения о. Игорю.
- Епископ остался в стороне ввиду отсутствия доказательств своего явного участия в этом инциденте: в официальной информации епархии разъяснено, что «требование денежных средств у настоятеля храма было личной инициативой иерея Вадима Лебедева».
- Отцу Игорю было вменено в обязанность проводить ежедневные службы в храме г. Валуйки, что в 75 км от села Самарино. Он практически был лишен возможности бывать дома, учитывая необходимость проведения Всенощного бдения под воскресные дни. По имеющимся сведениям, в епархии часто практиковался такой способ исправления поведения проштрафившихся священников.
По поводу последнего пункта епископ Савва пояснил, что такой график служения в городском приходе он избрал для того, чтобы поправить трудное материальное положение о. Игоря, а также с целью наставить его на путь истинный, т. к. сельский священник не всегда добросовестно исполнял свои обязанности: особенно это касалось Всенощного бдения. Впрочем, под давлением свыше церковный иерарх отменил наказание непокорного батюшки.
Паки о Валуйской епархии
Со времен скандала прошло 5 месяцев, история утихла, но вот последние "новости с полей". Пожелавший остаться анонимным, источник из Валуйской епархии сообщил о сборе конфиденциальной информации, касающейся данных паспорта священников и членов их семей. Обосновывается вся эта инициатива необходимостью обновления личных дел.
Есть подозрение, что оно нужно для оформления кредитов на низовых служителей церкви. Инициатор всеобщего сбора данных — все тот же о. Вадим Лебедев. Комментировать это можно, конечно, но стоит ли оно усилий?
Интересно вот что: как бы в этом случае мог поступить Иисус Христос, который, как известно, изгонял из храма торговцев. Похоже, "ловцы душ человеческих" перепутали направление и забыли о цели своего нахождения в лоне церкви.