Виды рынков

 

Определенная совокупность отношений в экономической сфере, характеризующаяся посредничеством денежных ценностей при продажах и покупках товаров, называется рынком. Эта достаточно сложная и разветвленная структура позволяет производителям реализовывать свою продукцию в максимальном соответствии с существующим потребительским спросом. Она охватывает своим влиянием все сферы современных экономических взаимоотношений.

Основные признаки рынка – наличие элементов, которые напрямую имеют отношение к обеспечению производства, а также присутствие компонентов денежного и материального обращения. На эту экономическую структуру оказывают существенное влияние различные формы собственности и ведения хозяйства, а также специфические особенности, присутствующие в сфере обращения готовой продукции, уровень приватизации предприятий и т.д.

Рынок имеет определенные связи с духовной и непроизводственной сферой, а также с реализацией продуктов интеллектуальной деятельности писателей, ученых, художников и т.д. Все это разнообразие взаимоотношений обусловливает его сложную структуру. Она, в свою очередь, включает в себя разнообразные виды рынков, а также его различные типы. Ученые выделяют более десяти критериев, которые являются ключевыми для характеристики этой сложной структуры. Виды рынков и их классификация включает в свой состав множество групп. Они подразделяются по пространственному расположению и экономическим взаимоотношениям:

1. По географическому нахождению:

- локальные (местные);

- региональные;

- национальные;

- мировые.

2. По назначению объектов рынок подразделяется на:

- потребительский;

- ценных бумаг;

- рабочей силы;

- валютный;

- информационный;

- научно-технический.

3. По группам товаров:

- рынки продукции производственного назначения;

- рынки товаров потребления;

- рынки материалов и сырьевых ресурсов.

4. По субъектам рыночных отношений:

- покупательский рынок;

- рынок продавцов;

- учреждений государственной сферы;

- посреднический.

5. По наличию конкурентов виды рынков подразделяются на:

- монопольные;

- олигопольные;

- монополистической конкуренции;

- совершенной конкуренции.

6. По признакам насыщения они группируются на:

- равновесные;

- дефицитные;

- избыточные.

7. По характеру зрелости взаимоотношений рыночная структура может быть:

- неразвитой;

- развитой;

- формирующейся.

8. По отношению к действующему законодательству виды рынков группируются на:

- официальные;

- теневые.

9. По типам реализации они делятся на:

- розничные;

- оптовые.

10. По ассортиментным характеристикам реализуемых товаров выделяют следующие виды рынков:

- замкнутые (предлагающие покупателям продукцию, выпущенную первым производителем);

- насыщенные (реализующие товары, произведенные различными предприятиями);

- широкого ассортиментного перечня (предлагающие ряд определенной продукции, использование которой удовлетворяет связанные между собой потребности);

- смешанные (реализующие самые разнообразные товары).

11. По отраслевому типу различают:

- нефтяной рынок;

- автомобильный;

- компьютерный рынок и т.д.

В сложной структуре рынков особо выделяются пять видов. К ним относят:

- рынок услуг и товаров, куда входят различные подвиды этой группы, реализующие продукцию потребительского спроса;

- рынок производственных факторов (орудий труда и недвижимости, материальных, энергетических и сырьевых ресурсов, а также природных ископаемых);

- финансовый рынок (инвестиционный, кредитный, валютно-денежный, а также ценных бумаг);

- рынок интеллектуальных товаров (инноваций, изобретений, услуг информационного характера, а также литературных и художественных произведений);

- рынок рабочей силы (трудовых ресурсов).

Комментарии