Внедрение современных технологий управления

Последнее десятилетие в мировой практике менеджмента появляется много новых современных концепций и методов управления организациями. Вопросы координирования бизнес-процессов в фирмах становятся очень актуальными, так как напрямую оказывают влияние на эффективность функционирования компании.

Сущность понятия

Концепция управления – это идея, способ менеджмента на предприятии. Она позволяет создать в компании соответствующие условия для того, чтобы можно было приспособить занимаемую компанией позицию к ожиданиям сотрудников. Есть много разных методов управления. Выбор наиболее подходящего для специфики предприятия зависит от руководства.

Под управлением понимают комплекс мероприятий, включая планирование и принятие решений, организацию, руководство, менеджмент людей, направленный на ресурсы организации (человеческие, финансовые, материальные и информационные). Цель этих мероприятий – достижение итоговых результатов организации эффективным и действенным образом.

Понятие технологии менеджмента

Технология управления – это один из факторов производства, который говорит о том, сколько компания может произвести, используя данное количество капитала и рабочей силы. Он охватывает все, что влияет на производительность труда и капитала. Современные технологии управления также можно понимать как совокупность знаний, навыков, опыта и организационных решений, используемых для производства и использования товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека.

Элементы исследуемого понятия:

  • аппаратные средства – физическое оборудование, необходимое для выполнения задач и операций, то есть машины, устройства, системы и т. д.;
  • программное обеспечение – знание того, как использовать оборудование (программы, базы данных, проекты);
  • интеллектуальное обеспечение – осознание технологии, умение и готовность ее использовать, компетенции сотрудников, организационные условия, инновационная культура.

Внедрение современных технологий управления означает методы и способы, а также знания, воплощенные в конкретных продуктах (например, знания, содержащиеся в руководствах по эксплуатации, технических и технологических характеристиках, патентах, компьютерном программном обеспечении).

Типология технологий

С учетом масштабов использования современных технологий менеджмента на предприятии различают следующие виды:

  • базовые – широко используются на данном предприятии, а также применяются на всех предприятиях и не дают конкурентных преимуществ фирме;
  • ключевые – на данный момент они обеспечивают конкурентные преимущества фирме;
  • технологии разработки – их использование в современном производстве низкое из-за того, что они находятся в стадии разработки, в то время как перспективы их использования в будущем являются многообещающими;
  • появляющиеся (инновационные) – те, которые только появляются и находятся в фазе научных исследований и испытаний.

Характерные черты

По сравнению с другими продуктами современные технологии управления обладают рядом особенностей:

  • Знание – неуловимая категория, этот продукт интеллектуален. Полезная ценность технологии основана на растущей базе знаний, которая позволяет производить постоянный поток продуктов и услуг.
  • Совокупный характер знаний означает, что текущие ресурсы и уровень развития косвенно связаны с научно-техническим прогрессом прошлых поколений, что затрудняет их отнесение к конкретным фактам или понятиям.
  • Износ в экономическом смысле. Знания не могут быть израсходованы, технология может продаваться и использоваться бесконечное количество раз, не потребляя при этом свою сущность.
  • Простота передачи: технологии стали мобильными благодаря быстрому развитию телекоммуникаций и компьютерных сетей связи.
  • Транснациональный и глобальный характер процесса генерирования технологических знаний включает как умения, защищенные авторским правом, так и без такой защиты.

Рассмотрим основные современные технологии управления.

Менеджмент по целям

Современные технологии и методы управления касаются вопросов менеджмента по целям.

Этот метод был создан в 1950-х годах и позволяет использовать творческий подход и изобретательность.

Сущность управления по целям:

  • совместное определение и согласование целей руководством и подчиненными;
  • общие взгляды и оценка полученных результатов.

Общие этапы процесса описаны ниже:

  • постановка целей;
  • определение средств;
  • измерение производительности;
  • стратегическое планирование (миссия, долгосрочные и краткосрочные цели);
  • разделение основных целей;
  • назначение целей для отдельных организационных единиц;
  • утверждение и сравнение ключевых областей.

При реализации этапов следует учитывать:

  • рентабельность;
  • расходы;
  • эффективность;
  • качество.

Особенностями метода управления по целям являются:

  • количественное определение целей;
  • выбор ключевых областей результатов.

Этот метод в основном используется на крупных и средних предприятиях.

Менеджмент подвержен влиянию четырех факторов:

  • совокупность основных и частных задач;
  • прозрачная организационная структура;
  • информационно-управляющая система;
  • демократический стиль руководства.

Процедура может быть подробно описана так:

  • подготовка высшего руководства;
  • рабочие семинары;
  • формулировка областей ключевых результатов;
  • согласование целей на высших уровнях;
  • согласование и утверждение целей;
  • разработка рабочей карты сотрудника;
  • план улучшений (это индивидуальный план);
  • периодические проверки и контроль;
  • анализ и оценка достигнутых результатов;
  • перезапуск управления по целям.

Менеджмент по исключениям

Современные технологии управления организацией касаются менеджмента исключениями.

Задачами процесса являются:

  • создание условий, позволяющих сосредоточиться на наиболее важных задачах или проблемах;
  • опора на информацию и контроль;
  • делегирование полномочий и ответственности при сохранении права менеджера вмешиваться в исключительные вопросы.

Этапы включают:

  • анализ и измерение (расчет ожидаемых значений);
  • выбор критерия оценки (допустимых пределов);
  • наблюдение и сравнение;
  • решения, возможности и перспективы.

Стандарты, план и цели компании положительно влияют на этапы внедрения менеджмента через исключения. Тем не менее риски являются отрицательными.

Метод используется в областях:

  • контрольная деятельность;
  • управление складом;
  • расходы;
  • выявление кризисных ситуаций.

Преимущества метода:

  • упрощение работы менеджера и экономия его времени;
  • предоставление возможностей для выявления кризисных ситуаций;
  • принуждение к использованию систем;
  • равномерное распределение полномочий по принятию решений на различных уровнях структуры.

Недостатками являются:

  • трудности с делегированием полномочий;
  • связь с руководителем возможна практически только в кризисных ситуациях.

Менеджмент по результатам

Использование современных технологий управления касается менеджмента по результатам.

По словам Питера Друкера, данный метод нужен тогда, когда предприятия создают издержки, а прибыль находится за их пределами. Это метод временного сосредоточения на действиях в отношении выделенных услуг (продуктов), которые являются источником наибольшей прибыли для предприятия. Чаще всего метод используется в крупных компаниях, которые производят разные виды продукции.

Этапы применения методики:

  • анализ потенциала компании;
  • выбор продуктов, которые обещают получить лучшие результаты;
  • концентрация деятельности на этих продуктах;
  • создание центров прибыли;
  • систематический контроль достигнутых результатов.

Центры затрат обычно берутся по подразделениям предприятия, но при условии, что можно напрямую начислять расходы. Центром прибыли может быть подразделение любой организации, которая имеет контакт с рынком и продает товары или продукцию.

Центр прибыли (затрат) создается на основе подразделений организации. Это центры, которые ответственны за расходы и прибыль.

Они созданы для целей:

  • повышение уровня управления;
  • повышение эффективности и гибкости;
  • повышение конкурентоспособности данной компании.

Реализация осуществляется посредством:

  • увеличения независимости подразделений;
  • связывания результатов своей работы с системой оплаты труда работников и руководителями отдельных подразделений.

Создание целей для подразделений основано на процедуре, включающей:

  • организационное разделение центров;
  • определение целей и задач центров;
  • определение сферы ответственности и независимости;
  • уточнение правил и порядка проведения оценки центра;
  • составление правил увязки результатов центров с системой оплаты труда.

Преимущества методики:

  • простые инструменты управления с точки зрения оплаты;
  • повышение личной ответственности менеджеров;
  • лучшие связи между производительностью и оплатой.

К недостаткам относятся:

  • возникновение проблем координации;
  • возможность появления конфликтного характера;
  • вероятность распространения стиля самодержавного управления.

Менеджмент через делегирование полномочий

Основы современных технологий управления касаются делегирования полномочий.

Отношение менеджера играет ключевую роль в процессе делегирования. Если управленческая команда имеет негативное отношение к делегированию прав, то возникают трудности.

Типы менеджеров, которые не хотят делегировать полномочия, следующие:

  • эгоисты;
  • рабочие лошади;
  • неопытные;
  • сомнительные.

Препятствиями, мешающими эффективному процессу делегирования, являются:

  • связанные с менеджером: нежелание, незащищенность, отсутствие управленческих навыков;
  • связаны с подчиненными: незащищенность, отсутствие готовности брать на себя дополнительные обязанности;
  • внешние условия и рабочий климат: отсутствие четкого разделения обязанностей, прав.

Процедура выглядит следующим образом:

  • менеджер обязан иметь знания, кому делегировать права и каков будет объем ответственности и полномочий;
  • применяется принцип двойной ответственности, который гласит, что босс по-прежнему несет ответственность за выполнение делегированной задачи.

Управление делегированием прав осуществляется в соответствии со следующими этапами:

  • осознание необходимости делегировать;
  • анализ текущих задач и полномочий;
  • возможность делегирования;
  • расчет затрат и выгод от размещения;
  • выбор сотрудника (в письменной форме) и предоставление ему новых задач, полномочий и обязанностей.

Преимущества методики:

  • освобождает менеджера от рутинных задач, давая ему возможность заниматься реализацией стратегических мероприятий;
  • лучшее качество решений;
  • ускорение принятия решений;
  • создание возможности для удовлетворения потребностей более высокого уровня;
  • более равномерное и рациональное распределение обязанностей на разных уровнях организации.

Недостатками являются:

  • метод связан с трудностями, возникающими из-за бюрократии;
  • чрезмерная формализация и чрезмерная стабилизация.

Менеджмент через участие в управлении

Современные технологии управления касаются участия в менеджменте сотрудников.

Метод заключается в том, чтобы включить подчиненных в процесс управления бизнесом, а также в процессы принятия важных решений и стратегий.

Есть три фигуры, в которых присутствует управление по участию:

  • непосредственное участие работников путем голосования;
  • косвенное влияние со стороны представителей производственного совета;
  • обеспечение сотрудников информацией и активными формами общения.

Для того чтобы охарактеризовать управление по участию, следует выделить следующие типы:

  • формальный → прямой → пассивный;
  • неформальный → косвенный → активный.

Существует два типа моделей:

  • американская основана на неформальной консультации, доминировании менеджеров, доверии и терпимости;
  • немецкая основана на совместном принятии решений, переговорах, правовых нормах.

Преимущества методики:

  • мотивационный характер;
  • предоставление сотрудникам возможностей для развития;
  • способность снижать явление социальных волнений.

Недостатками методики являются:

  • слишком много принимаемых решений;
  • столкновение с трудностями в получении требуемой ответственности и связанные с этим трудности принятия решений;
  • барьер в виде неадекватной подготовки сотрудников и руководителей к выполненным действиям.

Технология бенчмаркинга

Среди современных технологий управления выделяют бенчмаркинг.

Бенчмаркинг - это метод сравнения собственных решений с лучшими результатами конкурентов. Если компания хочет, чтобы этот метод дал ожидаемые результаты, его необходимо применять систематически. Это процесс непрерывного обучения, состоящий в сравнении своих продуктов, методов и явлений со своими коллегами (соперниками), которые лучше управляемы. Бенчмаркинг помогает в процессе экономической разведки, которая является законной деятельностью, в отличие от промышленного шпионажа.

Девиз бенчмаркинга – сказать, что «лучше учиться на чужих успехах, чем на собственных ошибках».

Объектом бенчмаркинга является практически каждый аспект деятельности компании, а именно:

  • структура деятельности компании;
  • производственные процессы;
  • способы проектирования;
  • свойства продукта;
  • другие аспекты, например, маркетинг.

Существуют виды бенчмаркинга:

  • внутренний;
  • конкурентный или внешний;
  • функциональный.

Внутренний бенчмаркинг применим на многопрофильных предприятиях. Он основан на том факте, что некоторые заведения используют опыт других.

Конкурентный анализ проводится в отношении соперников на рынке.

Функциональный бенчмаркинг связан со сравнительным анализом функций. Как правило, этот тип бенчмаркинга вне торговли.

Предметами методики чаще всего являются:

  • процессы обработки данных;
  • техническое обслуживание клиентов (сервисные компании).

Методика состоит из этапов:

  • выбор предмета;
  • отбор предприятий для сравнения;
  • определение методов сбора данных;
  • определение отклонений по отношению к шаблонам;
  • наблюдение за причинами этих отклонений;
  • определение уровней будущих результатов;
  • внедрение улучшений;
  • контроль результатов как этап реализации.

Для успешного проведения сравнительного анализа должны быть надежные источники, которые предоставляют необходимую информацию о процессах, выполняемых на других предприятиях.

Преимущества бенчмаркинга:

  • улучшение инноваций путем выбора;
  • минимизация затрат;
  • повышение степени конкурентоспособности;
  • точная формулировка целей;
  • является основой обучающейся организации.

Недостатками бенчмаркинга являются:

  • расходы на доступ к информации, так как многие источники информации оплачиваются;
  • трудности в получении информации, потому что во многих случаях компания не может позволить себе выделять финансовые ресурсы для доступа к платным источникам информации;
  • трудоемкий анализ;
  • высокая вероятность ошибочного выбора эталона.

Технология реинжиниринга

Реинжиниринг – это метод, основанный на тщательной трансформации общих процессов компании. Это прекращение традиционных функциональных структур и начало введения команд, которые выполняют процессы от начала до конца. Реинжиниринг - это очень гибкий метод, который позволяет использовать многие другие способы, например, сравнительный анализ.

Чтобы метод реинжиниринга принес ожидаемые плоды, необходимо соблюдать правила при его реализации:

  • начать деятельность с выявления потребностей клиента;
  • быть ориентированным на процесс и анализировать его;
  • разработать процессы совершенно новым способом, чтобы привести к быстрому улучшению показателей.

Методика применяется поэтапно:

  • выбор процесса для реконструкции;
  • создание команды;
  • понимание процесса;
  • реконструкция процесса;
  • осуществление процесса контроля:

Существуют версии методики:

  • революционный, включающий разрушение старого порядка и построение нового с нуля;
  • систематический, основанный на реорганизации процессов;
  • метод перемещения целей.

Основные преимущества:

  • широкий спектр предлагаемых целей;
  • повышение удовлетворенности клиентов;
  • повышение позиции на рынке;
  • гибкость и разнообразие методов, используемых одновременно.

Недостатками являются:

  • увеличение расходов на занятость;
  • недостаточная подготовка сотрудников и персонала к изменениям.

Технология аутсорсинга

Аутсорсинг в основном связан с услугами.

Его функции включают в себя:

  • освобождение предприятия от выполнения определенных задач;
  • использование внешних услуг.

Аутсорсинг отличается своими вариациями:

  • используется небольшими вновь созданными компаниями, которые отказываются от принятия определенных функций;
  • используется крупными компаниями, которые находятся в процессе реструктуризации.

Преимущества этого метода:

  • снижение стоимости;
  • рациональное использование ресурсов;
  • повышение уровня экономии.

Однако недостатками являются:

  • риск снижения качества;
  • возможность размытия имиджа компании;
  • рост социальных расходов.

Менеджмент через мотивацию

Современные технологии управления персоналом касаются вопросов мотивации на предприятии. Данный метод вызывает необходимость знания психологических механизмов стимулирования.

Понятие «мотивация» определяется по-разному. Чаще всего под ней понимается предоставление и демонстрация стимулов действий, а также оправдание предпринятых действий.

Мотивационными механизмами являются:

  • потребности (Маслоу, Херцберг, Макклелланд);
  • ожидания;
  • эффекты предыдущего действия – процесс обучения;
  • ощущение справедливого обращения.

Герцберг создал двухфакторную теорию:

  • обстоятельства, определяющие удовлетворенность работой, называются факторами: трудовые достижения, признание, содержание работы, возможность развития, сфера ответственности;
  • гигиенические факторы, недостаток которых вызывает неудовлетворенность: условия труда и оплата труда, уверенность в работе, отношения между людьми, статус (занимаемая должность).

Типология потребностей в соответствии с теорией Макклелланда:

  • потребность в достижениях;
  • люди любят брать на себя ответственность за задачи, которые они выполняют;
  • они принимают разумный риск;
  • они считают информацию о результатах ценной;
  • потребность во власти.

Мотивационные инструменты:

  • традиционное деление выплат: заработная плата, бонусы, призы;
  • нематериальные: похвала;
  • принудительные меры в виде приказов, инструкций;
  • стимулы, как положительное подкрепление;
  • средства убеждения: переговоры, согласие.

Концепция динамического менеджмента персонала

Современные технологии управления персоналом означают:

  • максимальный подход к работнику;
  • устранение чрезмерного расстояния;
  • менеджер выступает в качестве члена руководства и команды;
  • успех зависит от деятельности всей команды.

Применение в информационном пространстве

Современные информационные технологии управления вошли во все сферы жизни, и они превосходно «чувствуют» себя, особенно в бизнесе. На самом деле трудно представить современную растущую компанию, которая бы их не использовала.

В век информации, основанной на знаниях работы, современные IT-системы стали ключевыми инструментами успеха бизнеса. В крупных компаниях многие бизнес-решения поддерживаются сегодня передовыми аналитическими системами управления. Например, крупные розничные сети принимают решения о выборе ассортимента, его распределении и ценовой политике на основе знаний, вытекающих из анализа огромного количества данных и с помощью современных алгоритмов прогнозирования. Благодаря таким инструментам крупные игроки продолжают увеличивать свою долю на рынке, вытесняя более мелкие структуры.

Компания, которая использует современные информационные решения в управлении, работает быстро и эффективно. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, все процессы должны контролироваться как можно быстрее и оптимальнее, поэтому ERP-системы выступают главными. И чем более развита компания, тем она сложнее.

IT-система управления компанией похожа на нервную систему человека. Она улучшает внутреннюю коммуникацию и поддерживает постоянное сотрудничество подразделений компании в реализации поставленных задач. Во времена динамичных перемен адаптивные навыки становятся ключевым фактором успеха.

Применение в госуправлении

Почти все передовые управленческие технологии позволяют существенно повысить продуктивность местного и городского управления. В современном мире внешние условия деятельности каждой организации стремительно изменяются, финансовая среда становится все более конкурентоспособной. Как следует, почти все организации частного и муниципального сектора обязаны использовать новые способы менеджмента. Большая часть современных технологий управления может быть применена не только в коммерческой сфере, но и в государственной, и местной администрации. Новые условия развития общества приводят к тому, что почти все способы и приемы управления, которые доказали свою продуктивность в частном секторе, равномерно переходят на практику местного и городского менеджмента. В итоге различия между коммерческим и муниципальным управлением сокращаются. Большая часть подходов, определенных способов и технологий действенного управления, сейчас актуальны и для госсектора. В последнее время во всем мире произошли перемены в модели управления на госслужбе в целом, в том числе, в местном и городском менеджменте. Эти перемены в некой степени совпадают с изменениями в управлении в коммерческих организациях. Новые подходы современных технологий государственного управления обеспечивают непрерывное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала и обеспечение безопасности труда. Адаптивный потенциал организации получается благодаря относительной стабильности коллектива с общими ценностями и общим видением. В ходе создания новой модели управления, роль персонала изменяется. Вложения в человеческий капитал так же имеют большое значение, как и вложения в основной капитал. Непрерывное обучение персонала, и способы урегулирования вопросов, становятся обязательным элементом менеджмента.

Применение в образовании

Действенное управление образовательными заведениями и принятие грамотных решений требуют четких и точных сведений о работе учебного заведения. Из-за низкого уровня автоматизации бухгалтерского учета в образовательных компаниях, получение актуальных и точных сведений время от времени осложнено, либо занимает большое количество времени.

Успех современных образовательных технологий в управлении в настоящее время не может быть достигнут без использования действенных информационно-коммуникационных способов. Внедрение этих технологий в образовательном учреждении является ключом к достижению перевода учреждения на более новый уровень контроля, который формирует устойчивое развитие системы образования в целом.

Заключение

В рамках данной статьи представлены основные виды современных технологий управления в компаниях. Вопросы применения данных технологий очень актуальны сегодня, так как эффективное управление создает условия для рационального функционирования всех подразделений фирмы, что выражается в качестве продукции и услуг.

Комментарии