Экономический анализ предприятия на примере. Методы экономического анализа предприятия
Экономический анализ проводится каждым предприятием. Это необходимая процедура, которая позволяет определить эффективность организации основной деятельности. На основе проведенных исследований получается выявить слабые стороны, определить наиболее выгодные пути развития организации. Чтобы понять принцип проведения такой работы, нужно рассмотреть на примере экономический анализ предприятия. Основные методики будут представлены далее.
Особенности проведения анализа
Экономическая безопасность предприятия во многом зависит от скорости реакции управленцев на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды. Для этого проводится большое количество разных оценок, что позволяет взглянуть на ситуацию, сложившуюся на предприятии, со стороны.
Чтобы выбрать набор методов для анализа, определяют цели и задачи его проведения. Это позволяет оптимизировать затраты на исследовательские работы. Цели выбирают в соответствии со сложившейся ситуацией на предприятии. При их достижении компания должна максимально повысить эффективность своей деятельности.
На основе проведенного анализа предприятие планирует свою деятельность, создает стратегию на отдаленную перспективу. Чтобы отследить изменения, произошедшие в прошлом, сравнивают данные минимум за три последних периода. Это позволяет отследить экономические показатели в динамике.
Особенности подачи информации
Пользователями информации, полученной в ходе анализа экономической эффективности предприятия, являются как управленцы, менеджеры организации, так и сторонние инвесторы, кредиторы, акционеры. Потенциальные инвесторы обязательно запрашивают у независимых аудиторов исследование экономических и финансовых показателей компании. Ни один кредитор не предоставит свои временно свободные средства компании, у которой показатели недостаточно высокие.
Информация должна подаваться в доступном для пользователя виде. На основании полученных данных принимается решение о целесообразности расширения производственной деятельности. Инвесторы выбирают наиболее привлекательные проекты.
Методики расчетов
Существуют разные методы экономического анализа предприятия. Они делятся на общие и конкретные. К первой категории относятся следующие подходы:
- сравнение;
- наблюдение;
- абстрагирование;
- детализация;
- моделирование;
- эксперимент.
Конкретные методики формируются в разрезе конкретных наук. Они позволяют детализировать общие методики.
Одним из наиболее распространенных приемов, который применяют аналитики в своей работе, является сравнение. Это самый ранний метод исследования. Для этого явления соотносят, а потом проводят синтез данных. В явлениях выделяется общее, различное. Сравнивать показатели в экономическом анализе можно с планом, с показателями прошлого периода, со средними данными.
Чтобы выполнить такой анализ, показатели должны быть сопоставимыми. Информативным может быть анализ динамических и параллельных рядов. Это позволяет изучить структуру процессов, явлений, тенденций. Сравнения могут быть также вертикальными. В некоторых случаях аналитикам могут быть интересны многомерные сравнения. При этом сопоставляется широкий спектр коэффициентов сразу по нескольким объектам. Это позволяет выполнить комплексную оценку, сопоставив коэффициенты с конкурентными показателями.
Сравнение позволяет добиться разных результатов:
- выполнения бизнес-плана в текущем и плановом периоде;
- изыскания путей для экономии ресурсов;
- принятия оптимальных решений в существующих условиях;
- оценки степени рисков.
Изучая основы экономического анализа предприятия, метод сравнения нужно рассмотреть первым.
Средние величины
Чтобы оценить экономическое развитие предприятия, применяют метод средних величин. Это позволяет обобщить данные, однородные показатели, перейти от рассмотрения единичных данных к общему. Это помогает выявить закономерности.
Без применения средних величин невозможно провести сравнение данных в ходе изучения того или иного признака. Такой подход дает возможность сопоставить показатели, различные во времени.
Средние показатели позволяют абстрагироваться от случайного результата, отдельных колебаний и значений. При этом средние данные могут быть представлены в таких формах:
- средняя арифметическая;
- мода;
- хронологическая моментного ряда;
- средняя взвешенная гармоническая;
- медиана.
Выбор зависит от конкретных целей анализа и особенностей выборки. Это позволяет выявить общие тенденции, закономерности.
Метод группировки
Экономическая безопасность предприятия зависит от правильности действий соответствующих служб организации. Чтобы получить достоверную информацию о состоянии компании, может применяться в ходе исследования метод группировки. Это позволяет систематизировать данные, определить характерные взаимосвязи, типичные процессы. При этом случайные отклонения нивелируются.
Группировки могут быть:
- Структурными. Применяются для анализа внутреннего строения показателей, например, в ходе изучения списочного состава по профессиям.
- Типологическими. Это позволяет сгруппировать, например, однородные предприятия по видам собственности.
- Аналитическими. Применяются для исследования взаимосвязей результативных и факторных показателей. Это, например, может быть зависимость между суммой кредита банка и величиной процентов.
Среди подходов, применяемых к упорядочиванию данных, группировки являются основной методикой. Это позволяет выявить взаимосвязи между автономными явлениями, структуру, а также динамику развития исследуемых показателей.
В ходе применения представленной методики классифицируются не только явления, но и причины, обуславливающие их. При этом нужно объединять однородные явления. Они должны быть идентичны по социальной или экономической природе. Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, следует обратить внимание на очередность действий в ходе применения этой методики:
- Предметы или явления подлежат классификации по определяющему признаку.
- Определяются производственные значения.
- Результат подается в виде таблицы.
- Определяется влияние каждого признака на результат.
Для проведения анализа применяется совокупность однотипных объектов. В некоторых случаях делают типологическую выборку. Обоснованная с экономической точки зрения группировка позволяет выявить зависимость между отдельными коэффициентами и показателями. В результате аналитические данные систематизируются.
Те или иные явления при этом изучаются во взаимосвязи, что позволяет определить степень влияния факторов на общий результат.
Балансовый метод
Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, стоит обратить внимание еще на один подход. Традиционным является балансовый метод. Для этого анализируется структура имущества предприятия и ресурсов, за счет которых оно было приобретено. Он применяется также для определения влияния на результат связанных с ним факторов.
Также балансовый метод применяется при исследовании обеспеченности организации материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. На его основе проводится изучение эффективности их применения. При этом сравниваются такие показатели, как, например, платежные средства и обязательства, а также соответствие этих величин. Этот метод применяется для проверки правильности проведения расчетов. Если баланс не соблюдается, есть отклонения, значит, он составлен неправильно.
Графический метод
В ходе подачи информации управляющему персоналу, а также иным пользователям применяется графический метод. Он широко применяется в ходе исследований различных процессов на производстве.
Так, например, для изучения эффективности работы оборудования строят графики, в том числе на основе множественных факторов. Это позволяет наглядно продемонстрировать работу агрегатов в течение определенного времени.
При монтаже и строительстве промышленных или прочих предприятий высокий экономический эффект дают сетевые графики. Они применяются в математическом анализе, в процессе планирования деятельности организации.
Анализ производственной структуры
Анализ экономической эффективности предприятия многогранен. Обычно его начинают с исследования организационной структуры предприятия. Чтобы понять, как проводится подобный анализ, нужно рассмотреть его на примере.
Так, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе компании стоит генеральный директор. Его назначает на должность собрание акционеров. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе контракта и Устава акционерного общества. Он руководит текущей деятельностью организации, издает приказы, дает рекомендации и указания. Генеральный директор определяет структуру управленческого аппарата, численность руководителей подразделений. Он нанимает всех работников и открывает счета.
Непосредственно генеральному директору подчиняются финансовый, исполнительный директор, служба безопасности, а также заместитель генерального директора по связям с общественностью.
Заместителю генерального директора подчиняются служба управления персоналом, служба информационного обеспечения, отделы делопроизводства, корпоративного управления.
Финансовый директор управляет планово-экономическим, финансовым отделом и бухгалтерией.
Исполнительному директору подчиняется служба главного инженера, начальник производства (ему подчиняется производственно-диспетчерский отдел, производственные цеха). Также у него в подчинении находятся директор по качеству и одноименная служба.
В ходе анализа экономических показателей работы предприятия было выявлено, что связи между отделами налажены неправильно. Требуется их пересмотр для обеспечения нормальной работы служб. Также необходимо пересмотреть распределение ответственности между руководителями. Информационные потоки нужно организовать в соответствии с потребностями предприятия. Для этого нужно выбирать соответствующие технические средства.
Анализ продукции
Экономическое управление предприятием предполагает выполнение исследований в области изготовления продукции. Рассмотрим пример. Исследуемое предприятие занимается выпуском двигателей, приборов, прочих машин, которые продаются оптом. Основные группы продукции представлены в таблице далее.
Наименование | Стоимость продукции, млн руб. | Выполнение плана, % | Продукция, зачтенная в выполнение плана, млн руб. | |
План | Факт | |||
Моторы | 12696 | 13360 | 106,8 | 12696 |
Редукторы | 6590 | 6270 | 95,3 | 6270 |
Насосы | 11770 | 11965 | 102,9 | 11770 |
Изоляция | 7120 | 7210 | 102,4 | 7120 |
Профильная продукция | 10240 | 9878 | 97,03 | 9878 |
Всего | 48416 | 48683 | 100,9 | 47734 |
Чтобы определить выполнение плана по ассортименту продукции, применяется простой расчет:
Па = Пф / Пп * 100, где Па – выполнение плана в текущем периоде по ассортименту продукции, Пф – стоимость выпускаемых изделий по факту, которая не превышает плановый выпуск, Пп – выпуск продукции по плану.
В ходе выполнения анализа и оценки экономической деятельности предприятия выполняется простой расчет:
Па = 47734 / 48416 * 100 = 98,6%.
Таким образом, компания не выполнила план по ассортименту на 1,4%.
Другие важные показатели
Анализ экономического потенциала предприятия проводится при помощи исследования доходности и прибыльности организации.
Но есть и прочие обобщающие показатели. С их помощью рассматривают эффективность функционирования отдельных сторон компании. К таким показателям относятся:
- Эффективность использования ресурсов организации. Эту группу коэффициентов еще называют рентабельностью. Компания должна получать больше прибыли, чем она затратила на изготовление продукции ресурсов.
- Правильность применения трудовых ресурсов. Для этого рассчитывается рентабельность персонала, производительность его труда.
- Эффективность основных производственных фондов. К этой категории показателей относятся фондоотдача, фондоемкость.
- Качество распределения материальных ресурсов в ходе производственного цикла. К этим показателям относятся материалоемкость, материалоотдача, а также материальные затраты на рубль прибыли и т. д.
- Эффективность деятельности компании в инвестиционной сфере. Рассчитывается срок окупаемости капвложений, а также прибыль на один рубль финансовых ресурсов.
- Качество организации применения активов компании. Проводится анализ состава и структуры оборотных средств предприятия, оборачиваемость и прибыль на единицу активов организации.
- Эффективность применения капитала. Для этого чистую прибыль делят на каждую акцию, а также определяют дивиденды на одну акцию и т. д.
Фактические показатели сопоставляются с плановыми значениями, а также данными за прошлые периоды. Могут также браться за основу для сравнения данные с других предприятий. Так, проводя экономический анализ предприятия на примере, производительность труда можно определить следующим образом.
Показатель | Базисный период | Текущий период | Отклонение |
Выручка от реализации, млн руб. | 1883,4 | 1290,74 | -592,66 |
Количество сотрудников, чел. | 1639 | 1590 | -49 |
Производительность труда, млн руб./чел. | 1,15 | 0,81 | -0,34 |
Стоит отметить, что количество сотрудников компании снизилось в отчетном периоде. Это негативно отразилось на показателях прибыли и производительности. Поэтому можно сделать вывод, что кадровая политика организации была построена недостаточно эффективно.