Кержаки - это... Определение понятия, особенности, характеристика, интересные факты
Кержак - это представитель старообрядчества, носитель культуры народов Северной Руси. В начале XVII века, после того как исконные места обитания кержаков в нижегородских землях подверглись разгрому приверженцами новой веры, они массово ушли на Восток.
Исторические корни
Кержаки – это последователи старообрядчества или древлеправославия, которое характеризуется совокупностью своеобразных религиозных течений, возникших в РПЦ после церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Они отвергли вводимые изменения в религиозные устои, которые унифицировали богослужение с традициями греческой и константинопольской церквей.
Эта реформа вызвала глубокий раскол в русской церкви. Сторонников старой веры стали называться раскольниками (староверами, старообрядцами) со всеми вытекающими негативными для них последствиями.
Исходя из истории старообрядчества следует, что оно ведет начало от момента крещения Владимиром древней Руси. Основным событием для них явилось создание автономной русской поместной церкви в середине XV века, когда русские епископы избрали своих митрополитов без участия представителей Константинополя. Еще одной важной вехой для старообрядцев считается поместный стоглавый собор в середине XVI века, провозгласивший независимость русской православной церкви и принявший решение избрать своего патриарха.
Кержаки - это кто? Беспоповство
Окончательно старообрядчество сформировалось как религиозное течение в XVII веке после того, как умерли все священники старого рукоположения. При этом старообрядцы не стали признавать священников новых церковных уставов, начали вести свои богослужения без них. В истории их обычно называют «беспоповцами», так как все религиозные обряды они проводят так называемым мирским чином, без присутствия представителей духовенства.
Изначально беспоповцы, стараясь обособиться и сохранить свою веру, начали расселяться в необжитых местах. К таким регионам относились: побережье Белого моря (старообрядцы – поморы); Олонецкие окраины (современная Карелия); нижегородские земли в районе реки Керженец (старообрядцы – кержаки). Как таковой кержак национальности не имеет.
Значение слова "кержак" - староверец, живущий в районе реки Кержанец (Керж), представитель большой этнографической группы русских старообрядцев.
Впоследствии в результате непрекращающихся гонений и преследований со стороны властей и церкви они ушли на Урал. После начали продвижение в Сибирь, на Алтай и Дальний Восток. Фактически являлись первыми русскоязычными жителями Сибири и востока России. При этом кержаки вели закрытую общественную жизнь со своими религиозными правилами и неизменными культурными традициями. Среди старообрядцев, новых жителей Сибири, кержаки выделялись особо. Они составляли определенную касту сибирских и алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь. Но в дальнейшем вследствие общего происхождения постепенно с ними ассимилировались.
Несколько позднее на всех старообрядцев, расселившихся за Уралом, перешло название – «кержаки».
Количество кержаков-староверов в настоящее время
В настоящее время вследствие серьезного влияния на образ жизни староверов, старообрядцев советских преобразований, в том числе коллективизации, насаждения атеизма, раскулачивания и процессов индустриализации, основная масса староверов-кержаков отошла от своих традиций. Они развеялись по всей территории России, перебрались и за рубеж.
К истинным кержакам, согласно данным переписи населения Российской Федерации в 2002 году, отнесли себя всего лишь восемнадцать человек.
Возможно, что реальных потомков древних кержаков и приверженцев старой веры гораздо больше. Имеются данные о том, что небольшие их группы проживает совершенно обособленно в далеких и глухих сибирских и алтайских «закоулках». Как ставшая известной сравнительно недавно семья Лыковых.
Есть информация о том, что за пределами России еще существуют их поселения.
Особенности веры
В своих религиозных воззрениях кержаки выделялись тем, что кроме веры в православную Святую Троицу, у них соблюдались традиции, которые фиксировали наличие более древних мировоззрений. Они верили в домовых, леших, водяных и т.п. В быту имели место многочисленные тайные древние обряды. При приеме посуды из чужих рук ее надо было перекрестить. Это делалось для изгнания злых духов. Банные тазы после помывки обязательно переворачивались для предотвращения вселения в них банных чертей.
Свои иконы всячески уберегали от обращения к ним представителей новой, после никоновской, православной веры.
Осуществляя молитвы, они строго соблюдали старообрядческие традиции. Кержаки крестились, как их предшественники по вере, двумя перстнями.
Молитва сопровождала их с утра, лишь после нее можно было принимать пищу и работать. Перед сном кержак это проделывал обязательно (читал молитву).
Браки кержакам разрешались только с представителями единой с ними веры.
Питание кержаков
В еде старообрядцы отдавали предпочтение старинным рецептам. В пищу традиционно употребляли кислые щи на квасу, заправляя их ячменной крупой. Активно использовали и другие крупы, репу, из которых готовили большое количество различных блюд.
Историки сообщают, что посты кержаки соблюдали очень тщательно и своеобразно. Так, в это время готовили пироги из рыбы, которую использовали непотрошеную, лишь очищенную от чешуи.
С началом великого весеннего поста кержаки употребляли в пищу свежую зелень, побеги полевого хвоща (сурепку), собранные в лесу орехи. В период летнего сенокоса готовили ржаной квас, который использовали для приготовления окрошки, ели ее с редькой, ягодами.
Занимались кержаки и заготовкой продуктов на зиму. В большом количестве собирали ягоды. Замачивали в кадках бруснику, которую употребляли с медом. Осуществляли квашение черемши, шедшую в пищу вместе с хлебом и квасом. Солили и квасили грибы, капусту. Конопляные семена у кержаков были основной пищевой добавкой. Их измельчали, добавляли в мед, воду, употребляли вместе с хлебом. Делали конопляное масло.
Трудовые будни
Земледелие являлось основным занятием кержаков. Они выращивали зерновые культуры, разнообразные овощи. Популярным было возделывание конопли. Среди животных предпочтение отдавали овцам, козам. На Алтае научились разводить маралов. Успешно зарекомендовали себя старообрядцы-кержаки в торговле. Популярностью пользовалась их продукция животноводства, разнообразные изделия их рогов маралов, а также целебные настойки из них.
Кержаки были искусны в разнообразных ремеслах. Особое предпочтение отдавалось ткачеству, изготовлению ковров, пошиву одежды. Известны их изделия в качестве сувениров, разнообразных аксессуаров. Широкое применение нашла в хозяйстве кержаков конопля, которая в производство шла целиком. Так, из стеблей изготавливали мешковину, из конопляных семян жали масло. Кержаки – это искусные пчеловоды, а также плотники и мастера по кладке печей.
Устройство семьи
Семьи старообрядцев в основном были большими. Их среднее число составляло 18-20 человек. Это были представители трех поколений. Славились кержацкие семьи крепкими устоями. Главой, старшим в семье, был мужчина – большак. Его помощницей являлась жена (большуха). Последней подчинялись все снохи. Молодые и невестки обязаны были спрашивать у нее разрешения на осуществление каких-либо дел. Такая роль им отводилась до тех пор, пока не появлялся ребенок, или молодая семья не уходила жить отдельно.
Детское воспитание у кержаков отличалась тем, что молодому поколению с самого детства старались привить любовь к труду, уважение к взрослым, терпение. Детей не принуждали криками, в основном старались использовать пословицы, сказки, прибаутки, притчи и т.п.
Жилища кержаков, быт
Старообрядцы проживали в рубленых избах, у которых были двускатные крыши, стропильные. Срубы делали, по традиционным русским правилам, из пересекающихся бревен. Строили дома добротно, рассчитывая, что они выстоят несколько веков. Избы и прилегающие к ним дворы огораживали забором из дерева. Калитка в заборе - это две доски, одна с внутренней, другая с наружной стороны. Чтобы попасть во двор или выйти из него, надо было подняться по одной, а потом спуститься по второй, и наоборот.
Имеются исторические данные о том, что кержаки иногда возводили дома, у которых дворы были полностью крытыми.
Внутреннее убранство избы являло собой разнообразную картину и зависело от достатка. Основными предметами домашней утвари были кровати, столы, стулья, столы. Обязателен красный угол. В нем находилось божница с иконами. Местонахождение ее - строго в юго-восточном углу помещения. Под ней складывались книги, лестовки (старообрядческие четки).
Не все избы имели шкафы, вещи развешивали на стенах. Печи ставили в углу, с отступом от стены. Это кержаки делали для предохранения от пожаров. Имели печи отверстия, которые использовались для сушки вещей. Обычными в домах были полки, шкафчики, предназначенные для хранения посуды. Дома освещали керосиновыми лампами либо лучинами.
Красота и чистота для староверов-кержаков — это синонимы. Грязь в избе – позор для хозяйки. Генеральная уборка осуществлялась по субботам. При этом песком натиралось все дерево, чтобы вернуть в помещение запах древесины.
После ухода постороннего из дома обязательно мыли полы, дверные ручки протирали. Гостям предназначалась отдельная посуда.
Соблюдение правил личной гигиены привело к тому, что кержаки отличались приличным здоровьем. Информации об эпидемиях в их поселках эпидемий не имеется.
Кержаки достаточно трепетно относились к огню, воде. Окружающая природа в их понимании считалось святой. Они верили в то, что огонь может очистить тело и обновить душу. Имелись у них и целительные родники, которые скрывали от посторонних. Недопустимо было выливать грязную воду в реку, вывозить и выбрасывать мусор. За порог можно было лить воду, которую использовали для очистки икон, так как она считалась очищенной.
Культурные традиции
Бережно относились они к данному слову, правде. Характер кержаков в какой-то мере заключен в их пословице: "Клевета, что уголь - не обожжет, так замарает".
Категорически запрещалось староверам говорить бранные слова, исполнять похабные песни. Этим нарушители позорили и себя, и своих родных. Обязательно нужно было здороваться с незнакомыми людьми, поддерживать с ними беседы.
Достаточно длительное время кержаки считали зазорным употреблять в пищу картофель. Ему даже приспособили прозвище – «чертово яблоко». Чай был не в почете. Ему предпочитали горячую воду. Также крайне негативно относились к пьянству. Считалось, что хмель может находиться в организме почти 30 лет. Не приветствовалось и пристрастие к табаку. Курильщиков не подпускали к иконам, ограничивали в общении.
К особенностям этих староверов относится и тот факт, что они не садились за стол с «мирскими» (не единоверцами). Если посторонний (иноверец) заходил в дом тогда, когда кержаки принимали пищу, то находящаяся на столе еда становилась для них поганой.
К особенностям семейного быта можно отнести и определенные религиозные правила. Таким образом знания, заговоры, молитвы передавались исключительно по наследству своим детям. Эту информацию старшим по возрасту передавать не допускалось. Молитвы учились наизусть. Произносить их при посторонних было нельзя, это кержаки считали святотатством.
Немногие живущие в настоящее время представители кержаков продолжают нести через время свои обычаи и обряды. Старшее поколение много времени посвящает молитвам. Икон у них старинных, изготовленных еще в никоновские времена, много. Их тщательно оберегают. Так же как и обряды, нравственные устои, традиции.
До сих пор в их среде господствует вера в то, что в жизни нужно надеяться только на собственные силы, умения, знания и трудолюбие. Со старых фото кержаки глядят уверенными, стойкими и добрыми людьми.