Арт-терапия в ДОУ: методы, технология применения, эффективность

Арт-терапию можно отнести к одному из самых необычных и интересных направлений, которые существуют в практической психотерапии и психологии на сегодняшний день. Богатая на методики, она способна снять и устранить симптомы различных недугов, успокоить душу и тело, а также достичь положительных изменений в личностном, эмоциональном, интеллектуальном и социальном развитии.

Не так давно данное направление стали практиковать в детских дошкольных учреждениях. Под арт-терапией понимают занятия с детьми, которые связаны с различными видами художественного творчества. В этой статье рассказано о том, что собой представляет арт-терапия в ДОУ и какую пользу она может принести дошкольникам.

В чем польза?

Различные занятия искусством помогают не только раскрыть творческий потенциал детей, но и сформировать у них правильное мировоззрение. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ направлена на развитие внимания, воображения, речи, памяти, логики и мышления. С помощью сказок, рисования, танцев или музыки можно помочь ребенку в самовыражении: гиперактивным переключиться на более спокойный вид занятий, а нерешительным и робким - избавиться от страха.

Таким образом, регулярные творческие занятия способны избавить ребенка от психического напряжения и стресса, научить быть сосредоточенным и внимательным, а также сформировать навыки взаимодействия малыша между собой и со взрослыми.

Разновидности и методы арт-терапии

Существует огромное количество направлений арт-терапии в ДОУ, к одним из самых популярных относят:

  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия;
  • смехотерапия;
  • изотерапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • игротерапия.

Как правило, в детском саду все вышеперечисленные виды арт-терапии используют в комплексе, что способствует всестороннему и полноценному развитию детей. Также можно использовать некоторые технологии арт-терапии в логопедической группе ДОУ. В каждом детском садике имеются дети с нарушением речи. Для работы с такими воспитанниками в садиках работают не только логопеды, но и все чаще в штате появляются арт-терапевты. На сегодняшний день проблема дефектов речи у детей дошкольного возраста стала особо актуальной, так как число таких малышей возрастает огромными темпами. В связи с этим, помимо использования стандартных методов и приемов логопедической работы, специалисты стали применять и другие способы, направленные на устранение дефектов речи детей и общее их развитие. Поэтому все чаще специалисты детских учреждений стали отводить огромную роль арт-терапии в логопедической группе ДОУ. Предлагаем рассмотреть каждое направление арт-терапии в отдельности, которые пользуются наибольшей популярностью в детских садиках.

Изотерапия

Наверное, каждый ребенок любит рисовать, поэтому применять данный вид арт-терапии в ДОУ не составит труда. По рисунку малыша специалист может определить его эмоциональное и психическое состояние. Порой родители могут заметить, что их ребенок с определенного момента начинает рисовать исключительно темными цветами. Это говорит о том, что на данный момент малыш испытывает состояние тревожности и напряженности, и задача родителей - узнать причину его беспокойств. Арт-терапия может заметно улучшить состояние малыша.

Песочная терапия

Многим детям нравится строить замки из песка, куличики и различные другие фигуры. Специалистами доказано, что подобное развлечение оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Основополагающей идеей песочной терапии является избавление от психологических травм в процессе игры. Контакт с песком способствует формированию контроля над своими внутренними побуждениями и развитию фантазии. Игра с песком помогает малышу освободиться от страхов и выразить свои переживания, благодаря чему это не перерастает в психологическую травму. Песочная терапия для детей в ДОУ оказывает благоприятное воздействие: помогает малышам стать наиболее ответственными в своих поступках и действиях, овладеть чувством контроля, повысить самооценку и обрести веру в самого себя. Игра в свободной форме, а не по чьей-либо указке, способствует самовыражению ребенка.

Данная разновидность арт-терапии в ДОУ больше всего подходит для детей дошкольного возраста. Как правило, малышам этого возраста свойственны затруднения в выражении своих страхов и переживаний, а возникло это в основном из-за скудного запаса слов, бедности представлений или недостаточного развития вербального аппарата. Песочная терапия может стать весьма полезной, так как невербальный контакт при использовании песка и пластических материалов является своего рода маленьким миром, где малыш сам устанавливает свои правила, воплощает определенный персонаж в жизнь, придумывает различные сценки, связанные с вымышленными героями. В процессе игры все то, что таилось у ребенка внутри, высвобождается наружу: придуманные персонажи оживают, которые выражают актуальные для крохи мысли и чувства. Данный метод арт-терапии не предусматривает активный контакт с ребенком. Напротив, в процессе арт-терапии в работе психолога ДОУ или другого специалиста, обладающего определенными знаниями, требуется выполнять роль зрителя. Здесь важно не руководство процессом, а активное присутствие. Во время игры у дошкольника высвобождается положительная энергетика, что оказывает благотворное влияние на его обучение и развитие в целом.

Специалистами выявлено, что именно этот метод терапии помогает реабилитировать ребенка в случае потере близких людей, любимых домашних животных, а также в связи с переходом в другой детский садик и т. д. Помимо этого, отмечено, что в процессе игры с песком педагог может корректировать поведение детей, у которых имеется задержка психического развития или легкая форма аутизма. Для этого метода необходима песочница, небольшое количество воды, различные игрушки и фигуры для лепки из песка. В процессе занятий специалист должен задавать вопросы ребенку, стараясь направить его действия в правильное русло, тем самым помогая малышу контролировать свои эмоции и приспособиться к окружающему миру.

Сказкотерапия

Наверное, многим родителям известно о важности чтения сказок своим детям, так как с помощью них ребенок знакомится с окружающим миром и познает нормы поведения и взаимодействия с людьми. Этот метод арт-терапии заключается не только в чтении книг, но и обсуждении смысла, персонажей и их поступков. Помимо этого, арт-терапевты советует предлагать детям самим сочинять сказки, давая им одного или несколько героев. Так как дети в этом возрасте любят придумывать истории, им такой сеанс придется по душе. В процессе сказкотерапии педагог может сделать вывод о психологическом состоянии малыша, исходя из содержания рассказа ребенка, его вымышленных героев и их действий. В случае выявления определенных проблем при помощи сказок специалист может помочь крохе. К примеру, непослушным детям рассказывают сказки, в которых при хорошем поведении их обнимают, хвалят и т. д. Именно такой подход способствует коррекции поведения дошкольника, ведь каждому малышу хочется внимания, чтобы его хвалили и ценили. Но не каждый ребенок в этом возрасте умеет добиваться желаемого правильными способами, иногда дети начинают вести себя иррационально для привлечения внимания взрослых. Поэтому, чтобы помочь ребенку сформировать правильное поведение, можно использовать сказочных героев.

Музыкотерапия

Скорее всего, каждой маме известны чудесные свойства качественной музыки, ведь поэтому многие из них включают классическую музыку даже во время беременности. Для ясельной группы подойдет пассивное прослушивание мелодий таких композиторов, как Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен. Дело в том, что именно классическая музыка насыщена разнообразными эмоциями, в связи с этим ребенку не сложно ассоциировать собственные чувства с услышанными звуками (радость, грусть и т. д.). Специалисты советуют для детей постарше не только практиковать прослушивание музыкальных композиций, но и применять активные методы музыкотерапии, например, самостоятельную игру на музыкальных инструментах. Даже дома маме рекомендуется практиковать музыкотерапию в качестве сопутствующего метода при занятиях лепкой, рисованием, танцами. Ненавязчивую и тихую музыку можно включать во время совместного приготовления пищи или уборки.

Отмечено, что пассивное прослушивание классической музыки способствует снижению уровня эмоционального напряжения, помогает избавиться от стресса и расслабиться. Активное музицирование повышает способности к обучению и коммуникативные навыки, а также пробуждает творческие способности. Например, дети, которые посещают музыкальную школу, более успешны в точных науках и изучении иностранных языков.

Танцетерапия

Танцы - это не только активное развлечение для детей, но и приятный способ оздоровления. Даже абсолютно здоровому ребенку понравится двигаться под музыку, весело играть или просто подпрыгивать в такт. О целительном воздействии танцев известно еще со времен глубокой древности, которые применялись в выражении своих чувств и эмоций. Танцевальные упражнения помогают развить чувство ритма и координацию движения, снять мышечную закрепощенность и избавиться от нервных перегрузок, решить проблемы гиподинамии.

Задачами данной методики арт-терапии в ДОУ по ФГОС являются:

  • развитие творческих способностей дошкольников;
  • укрепление психологического и физического состояния детей;
  • совершенствование психомоторных способностей малышей;
  • преодоление барьеров в общении детей со своими сверстниками;
  • положительная психологическая динамика детей с ОВЗ.

Куклотерапия

Данная методика основана на идентификации с образами ребенка любимых героев из сказки или мультфильмов. Специалисты применяют куклотерапию в том случае, если у малыша замечены различные нарушения поведения, страх, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Суть проведения этой арт-терапии заключается в том, что с дорогим для малыша героем разыгрывается сценка в лицах с определенной историей. Педагогу в процессе «режиссерской игры» важно добиться того, чтобы ребенок сравнивал себя с этим персонажем, а также проявлял к нему сочувствие, сопереживание и радость. Технология арт-терапии в ДОУ заключается в том, чтобы разворачивание сюжета происходило по «нарастающей», а вместе с тем эмоциональное напряжение крохи должно возрастать.

В театрализованном представлении важно соблюдать нескольких правил: в рассказе должно присутствовать начало, кульминация, где главному персонажу что-то угрожает, и развязка, когда герой побеждает. Окончание сценки всегда должно быть положительным, чтобы ребенок после рассказа почувствовал облегчение. Таким образом, технология данной методики арт-терапии с детьми в ДОУ выражается в увеличении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок на протяжении всего сеанса, до такой степени, чтобы оно могло плавно перейти в новую форму — расслабление.

В заключение

Арт-терапия для дошкольников – очень важное направление, которое помогает ребенку перестать стесняться, обрести свою индивидуальность и адаптироваться в новых условиях. В последнее время дошкольные образовательные учреждения стали активно внедрять инновационные формы и методы оздоровления детей. На сегодняшний день лечение искусством является одним из самых действенных и доступных, среди множества других нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Комментарии