Субъекты, объекты и методы государственного регулирования экономики

Экономическая политика, проводимая в том или ином государстве, очень важна для обеспечения достижения целей, стоящих перед обществом и властью. Реализовать ее в полном объеме помогают методы государственного регулирования, а также специальные инструменты, чаще всего именуемые средствами.

Инструменты регулирования экономики можно разделить на следующие группы:

1. Денежно-кредитной политики:

- политика рефинансирования (учетная ставка процента);

- политика минимальных резервов (нормы обязательных минимальных резервов);

- политика открытого рынка.

2. Налогово-бюджетной политики:

- политика государственных расходов;

- политика государственных доходов.

Субъектами регулирования экономики выступают все те, кто реализует экономическую политику – это может быть государство, региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы и объединения.

Многие школы по-разному определяли, что входит в понятие объекта и какие методы гос. регулирования существуют. Хотелось бы подробнее рассмотреть довольно популярную систему взглядов ордолибералов, которая чаще всего встречается в учебной литературе.

К объектам они относили условия воспроизводства, регионы, секторы экономики, территории, ситуации, внешнеполитическую среду, а также экономические интересы субъектов.

Методы государственного регулирования подразделялись, во-первых, на общие и частные. В первую группу входят следующие:

- метод научной абстракции;

- анализа и синтеза;

- системного подхода.

Вторая группа представлена такими методами, как экстраполяция, экономические группировки, а также бюджетным (балансовым).

Помимо такой классификации, существует и несколько другая, в которой методы регулирования экономики делятся в соответствии с прямым или косвенным воздействием. Прямое предполагает, что все пути субъектов по поводу принятия экономических решений заведомо очерчены государством, а их поведение должно соответствовать определенным установкам.

К ним относится контроль над финансовыми операциями предприятий, установление цен и тарифов, определение производственных заданий.

Косвенные методы государственного регулирования менее жестки, они тяготеют к тому, чтобы направить субъекты в нужное русло. Смысл не в принуждении поступать так, а не иначе, а в создании таких условий, при которых добровольное решение было бы выгодно обществу и соответствовало целям экономической политики, т.е. идет воздействие на экономический интерес.

К косвенным относятся такие методы гос. регулирования:

  1. Предотвращения банкротства (законодательно).
  2. Конъюнктурные (антикризисная, антиинфляционная политика).
  3. Фискальная политика.
  4. Монетарная политика.

Также методы регулирования представлены рекомендательными, при которых государство своей главной задачей ставит облегчение функционирования экономики; институциональные, связанные с формирование институтов (рыночных), а также вертикали и горизонтали управления.

Безусловно, применение тех или иных методов зависит от самой страны, политического режима, а также многих экономических факторов. В развитых странах очень редко прибегают к прямым, административным способам воздействия. Однако в чрезвычайных условиях, например, во время войн или серьезных кризисов, такие методы государственного регулирования не остаются без внимания.

Стоит сделать ремарку, что даже передовые страны во многих случаях не пренебрегают государственным вмешательством, сочетая косвенные и прямые методы, что при определенных условиях приводит к положительному эффекту.

Нельзя говорить о том, что какие-то способы плохие, а какие-то – хорошие. В зависимости от политической, экономической и социальной обстановки в стране государство отдает предпочтение тому или иному влиянию, иногда применяя комбинированное воздействие.

Комментарии