Советская философия: характеристика, основные направления, представители

Являясь важной составляющей мировой духовной культуры, русская философия до 1917 года славилась своим гуманизмом и оказывала огромное влияние на развитие всей человеческой цивилизации. Она зародилась в контексте богословской мысли и формировалась под влиянием православных традиций. Но 20 век внес свои кардинальные изменения в данную ситуацию. После Октябрьской революции государственную и общенародную поддержку получили совсем другие идеи. В данный период бурно развивалась советская философия, взявшая за основу материалистическое учение, диалектику и марксистское мировоззрение.

Идеологическая и политическая основа

Философия, став частью марксистско-ленинского учения, превратилась в Советском Союзе в идеологические оружие новой власти. Ее сторонники развернули настоящую непримиримую войну с инакомыслящими. Таковыми считались представители всех немарксистских идеологических школ. Их мысли и работы были объявлены вредными и буржуазными, а значит неприемлемыми для трудящихся и приверженцев коммунистических идей.

Резкую критику испытали на себе многие направления религиозной философии, высмеивались интуитивизм, персонализм, всеединство и другие теории. Их последователи подвергались гонениям, арестам, нередко даже физическому уничтожению. Многие русские ученые-философы вынуждены были эмигрировать из страны и продолжать научную деятельность за рубежом. С того момента русская и советская философия разделились, а пути их последователей разошлись.

Истоки марксизма и его составляющие

Марксизм, по мнению одного из ведущих идеологов этого учения – Ленина, зиждился на трех основных «китах». Первым из них был диалектический материализм, истоками для которого послужили работы знаменитых немецких философов предыдущих веков Фейербаха и Гегеля. Их последователи дополнили эти идеи и развили их. Со временем они даже превратились из простой философии в целое обширное мировоззрение 20 века. Согласно данному учению, материя – это нечто, не сотворенное никем, и реально существовавшее всегда. Она находится в постоянном движении и развитии от низшего к более совершенному. А разум – есть ее высшая форма.

Марксистская философия, в советский период твердо встав на ноги, стала некоей противоположностью идеализму, который утверждал, что первичной является не материя, а сознание. За что враждебные идеи и критиковались В. И. Лениным и его последователями, которые перенесли свою доктрину из естествознания в политическую жизнь. Они видели в диалектическом материализме подтверждение тому, что социум, развиваясь по своим законам, движется к конечной своей цели – коммунизму, то есть полностью справедливому идеальному обществу.

Истоками другой части учения Карла Маркса являлась бурно развивающаяся в XIX столетии английская политэкономия. Идеи предшественников впоследствии оказались подведенными под социальную основу, дав миру концепцию о так называемой прибавочной стоимости. Первоучитель и вдохновитель философии советского периода, ставший вскоре идолом социализма, в своей работе «Капитал» высказал мнение относительно буржуазного производства. Маркс утверждал, что хозяева заводов и предприятий обманывают своих работников, так как нанятые люди только часть дня трудятся на себя и на развитие производства. Остальную же часть своего времени вынуждены работать на обогащение и наполнение карманов капиталистов.

Третьим источником указанного учения являлся утопический социализм, пришедший из Франции. Его тоже переработали, дополнили и научно обосновали. И подобные идеи воплотились в доктрину классовой борьбы и веру в конечную победу социалистической революции во всех странах мира. Все указанные положения, по мнению идеологов марксизма, считались полностью доказанным и сомнениям подвергаться не могли. Таковыми были основы большевистской идеологии и философии советского периода.

Этап становления

Начальным этапом становления марксистского учения в СССР, дополненного в работах Ленина, считают 20-е прошлого столетия. В данный промежуток времени жесткие рамки коммунистической идеологии уже были ощутимы, но все же оставалось место для споров противоборствующих группировок, научных и политических дискуссий. Идеи советской философии лишь приживались на территории бывшей Российской империи, где все больше одерживала победу революционная мораль.

Но ученые-философы в своих работах затрагивали широкий круг вопросов: биологических, общечеловеческих, социальных, экономических. Труд Энгельса под названием «Диалектика природы», который был впервые опубликован как раз в те времена, подвергся активному обсуждению, где находилось место для здоровой полемики.

Воззрения Бухарина

Являясь убежденным большевиком, Бухарин Н. И. (его фото представлено ниже) считался в те годы крупнейшим и признанным теоретиком партии. Он принимал материалистическую диалектику, но не был приверженцем неких утверждаемых свыше догм, а пытался все логически переосмыслить. А потому стал создателем своего направления в советской философии. Он разработал так называемую теорию равновесия (механизм), говорящую об относительной устойчивости общества, развивающегося в атмосфере, возникающих естественным образом противоборствующих сил, сам антагонизм которых и является в конечном итоге причиной стабильности. Бухарин считал, что после победы социалистической революции, классовая борьба должна постепенно затухать. А свободная мысль и возможность открыто высказывать и доказывать свою точку зрения станет фундаментом для нахождения истинно правильных решений. Одним словом, Бухарин видел в будущем Советскую Россию демократической страной.

Это оказалось полной противоположностью идеям Сталина И. В., который наоборот говорил об обострении противоборства классов и партийном контроле над настроениями и мыслями, витающими в обществе, не оставляющем места для сомнений и дискуссий. Свобода слова заменялась в его представлениях диктатурой пролетариата (такое понятие было очень модным и распространенным в те времена). После смерти Ленина данные философские концепции приняли форму политического противостояния двух фигур, имеющих большое влияние и власть в стране. В конце концов, в схватке победил Сталин и его идеи.

В 20-е в стране работали и такие известные мыслители, как профессор Деборин, поддерживающий материалистическую диалектику и считающий ее основой и сутью всего марксизма; Бахтин М. М., принимавший идеи века, но переосмысливавший их с точки зрения трудов Платона и Канта. Следует также упомянуть Лосева А. Ф. – создателя множества томов по философии, а также Выгодского Л. С. – исследователя развития психики под культурно-историческим углом.

Сталинский период

Истоками мировоззрения Сталина (Иосифа Джугашвили) стали грузинская и русская культура, а также православная религия, ведь в отрочестве он обучался в духовной семинарии, и в эти годы увидел в христианском учении протокоммунистические идеи. Суровость и жесткость в его характере уживались с гибкостью и способностью мыслить широко, но основной чертой его личности являлась непримиримость к врагам. Кроме того, что он был великим политиком, Сталин оказал немалое влияние на развитие советской философии. Основным его принципом было единство теоретических идей с практической деятельностью. Вершиной его философской мысли считается работа «О диалектическом и историческом материализме».

Сталинский этап в философии страны продолжался с 1930 года до конца жизни великого деятеля и вождя государства. Те годы принято было считать временем расцвета философской мысли. Но позднее указанный этап объявили периодом догматизма, вульгаризации марксистских идей и полного упадка свободной мысли.

Среди видных философов того времени следует упомянуть Вернадского В. И. Он создал и развил учение о ноосфере – биосфере, разумно управляемой человеческой мыслью, которая становится мощным фактором, преобразующим планету. Мегрелидзе К. Т. – грузинский философ, исследовавший феномен мышления, развивающегося по общественно-историческим законам, с социологической стороны. Эти и другие видные ученые того периода внесли огромный вклад в отечественную философию в советский период.

С 60 до 80-х

После смерти Сталина, пересмотра его роли в советской истории и осуждения культа его личности, когда начали проявлять себя некоторые признаки свободы мысли, в философии почувствовалось явное оживление. Этот предмет начинают активно преподавать в учебных заведениях не только гуманитарного, но и технического направления. Дисциплину обогатили разбором трудов античных мыслителей и средневековых ученых. Видные представители советской философии в данный период выезжали за рубеж, и им разрешено было участвовали в международных конференциях. В эти же годы начал выходить журнал «Философские науки». Появились интересные исследования об истории Руси как Киевской, так и Московской.

Однако это время не дало миру особенно ярких имен и идей в философии. Несмотря на ослабление партийного диктата, настоящий дух свободы и творчества не проник в ученый мир. В основном деятели науки повторяли заученные с детства мысли марксистских предшественников и штампованные фразы. Массовых репрессий не наблюдалось в те времена. Но ученые знали, что если они хотят сделать карьеру, стать известными и иметь материальные блага, они должны слепо повторять то, что от них хотят слышать партийные структуры, а потому творческая мысль топталась на месте.

Идеологический контроль в науке

Давая характеристику советской философии, следует заметить, что, базируясь на марксизме-ленинизме, она превратилась в государственный инструмент идеологического контроля над наукой. Достаточно случаев, когда это тормозило прогрессивное развитие и имело крайне негативные последствия. В качестве яркого примера, подтверждающего это, можно привести генетику.

После 1922 года данное направление вроде бы начало бурно развиваться. Ученым предоставлялись все условия для работы. Создавались опытные станции и исследовательские институты, возникла сельскохозяйственная академия. Прекрасно себя проявили такие талантливые ученые, как Вавилов, Четвериков, Серебровский, Кольцов.

Но в 30-е в рядах селекционеров и генетиков наметились крупные разногласия, приведшие позднее к расколу. Многие ведущие генетики подверглись арестам, получили тюремные сроки, даже были расстреляны. Чем же не угодили эти ученые государству? Дело в том, что, по мнению большинства, генетика не укладывалась в рамки диалектического материализма, а значит, противоречила советской философии. Постулаты марксизма не могли подвергаться сомнению. Потому генетику объявили ложной наукой. А учение о "наследственном веществе", вопреки здравому смыслу, признали идеалистическим.

В послевоенное время генетики попытались взять матч-реванш и отстоять свои позиции, приводя в качестве разумных доводов значительные успехи зарубежных коллег. Однако в те времена в стране прислушивались больше не к научным аргументам, а к политическим соображениям. Наступили времена холодной войны. И потому вся капиталистическая наука автоматически представлялась вредной и тормозящей прогресс. А попытка реабилитировать генетику была объявлена пропагандой расизма и евгеники. Восторжествовала так называемая «Мичуринская генетика», продвигаемая малокомпетентным ученым академиком Лысенко Т. Д. (его портрет можно увидеть ниже). И только после открытия ДНК генетика в стране начала постепенно восстанавливать свои позиции. Это случилось в середине 60-х. Такова была философия в Советском Союзе, она не терпела возражений своим постулатам и с большим трудом признавала ошибки.

Международное влияние

Взяв за основу марксизм-ленинизм, в некоторых странах развивались и собственные похожие философии, превратившиеся в набор неких идеологических установок и ставшие средством политической борьбы за власть. Примером тому является маоизм, возникший в Китае. Помимо привнесенного извне, он базировался еще и на национальной традиционной философии. Поначалу он вдохновлял национально-освободительное движение. А впоследствии даже получил распространение во многих странах Азии и Латинской Америки, где и сейчас весьма популярен. Создателем этой философии был Мао Цзэдун – великий политик, вождь китайского народа. Он разработал философское учение, затронув при этом проблемы познания, возможные критерии нахождения истины, рассматривал вопросы политэкономии, внедрил в жизнь теорию так называемой «новой демократии».

Чучхе – северокорейский вариант марксизма. Это философия гласит о том, что человек как личность является не только хозяином самого себя, но и находящегося вокруг него мира. Несмотря на значительные признаки сходства с марксизмом, в Северной Корее всегда подчеркивали самобытность национальной философии и ее самостоятельность от сталинизма и маоизма.

Говоря о влиянии советской философии на мировую мысль, следует заметить, что она произвела заметное впечатление как на международные ученые умы, так и на политическую расстановку сил на планете. Одни принимали ее, другие с пеной у рта критиковали и ненавидели, называли инструментом идеологического давления, борьбы за власть и влияние, даже средством достижения мирового господства. Но все же равнодушными она мало кого оставила.

Философский пароход

Традиция высылать всех инакомыслящих философов из страны была заложена еще Лениным в мае 1922 года, когда из Советской России рейсами пассажирских судов было насильственным и самым унизительным образом выслано 160 человек – представителей интеллигенции. Среди них оказались не только философы, но и деятели литературы, медицины и других областей. Их имущество конфисковали. Объяснялось это тем, что по гуманным соображениям расстреливать их не захотели, но и терпеть тоже не могли. Упомянутые рейсы вскоре назвали «философскими пароходами». Так поступали и позже с теми, кто критиковал или просто публично высказывал сомнения по поводу насаждаемой идеологии. В таких условиях формировалась советская философия.

Одним из диссидентов времен торжества марксизма стал Зиновьев А. А. (его фото ниже). В 50 и 60-е прошлого столетия в СССР он превратился в символ возрождения свободной философской мысли. А его книга «Зияющие высоты», опубликованная за рубежом и имеющая сатирическую направленность, стала толчком для его известности во всем мире. Он вынужден был эмигрировать из страны, не приняв советскую философию. Его мировоззрения трудно отнести к какому-либо определенному философскому направлению, но настроения его отличались трагизмом и пессимизмом, а идеи - антисоветской и антисталинской направленностью. Он был сторонником нонконформизма, то есть стремился отстаивать свое мнение, которое противоречило принятому в обществе. Это определяло его характер, поведение и поступки.

Постсоветская философия

После распада Советского государства круто изменилось мировоззрение людей, что создало почву для новых научных теорий. Проявилась, постепенно развивалась и ширилась духовная свобода. А потому советская и постсоветская философия отличались кардинальным образом.

Возникла возможность изучать проблемы, на которые ранее налагался непререкаемый запрет: авторитаризм, политическая мифология и другие. В отстаивании научных позиций философы стали прислушиваться к интересным аргументам.

Это касалось и приверженцев марксизма, которые тоже имели все возможности для свободного высказывания своих идей и нашли аудиторию. Многие собственные взгляды они пересмотрели, а какие-то идеи дополнили с учетом новых исторических фактов, достижений цивилизации и науки. Конечно, ведь Маркс, Энгельс и Ленин, а также их верные последователи были всего лишь людьми и могли ошибаться. Но все же их работы - это достояние мировой философии, а их идеи не стоит забывать.

В 90-е, несмотря на весьма ощутимую нехватку средств, преображается социальная и возрождается религиозная философия. Огромное участие в организации новых исследований принимает Институт философии РАН под руководством Степанова В. С. Появляются новые интересные журналы: «Логос», «Философские исследования», «Человек» и многие другие. Они не только издаются, но и завоевывают обширный круг читателей. Также публикуется огромное количество книг русских классиков-эмигрантов, имена которых были ранее малоизвестны или забыты. И это не могло не оказать влияния на развитие философской мысли.

Комментарии