Народная демократия: определение, принципы и особенности

Народная демократия - это понятие, которое было распространено в советской общественной науке после окончания Великой Отечественной войны. Данный тип правления существовал в ряде просоветских государств, преимущественно на территории Восточной Европы. Сложился он в результате так называемых "народно-демократических революций".

В этой статье мы дадим определение данному понятию, раскроем его принципы, приведем конкретные примеры.

Определение

Народная демократия в советской историографии рассматривалась как новая форма перехода к социализму в послевоенных условиях. По сути, она начала развиваться еще во время Второй Мировой войны, а после ее окончания продолжилась в ряде европейских стран.

При этом важно разобраться, что это - народная демократия. В Советском Союзе давали достаточно четкое определение термину. В представлении ученых того времени народная демократия означала высшую форму демократии. Это было явление, охватившее страны Восточной и Центральной Европы. В частности, с определением народной демократии познакомились в Болгарии, Албании, ГДР, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Югославии. Также распространилась она и на некоторые азиатские страны. О том, что означает народная демократия, партийные боссы рассказывали в КНДР, Китае, Вьетнаме. Сейчас в большинстве этих государств тип правления изменился коренным образом.

В исторической науке народная демократия считалась переходной моделью от буржуазной демократии к социалистическому государству.

Политические принципы

Формально в странах, где был установлен этот режим правления, сохранялась многопартийная система. У власти находились правительства национальных фронтов, которыми руководили местные коммунистические партии.

В Европе подобные национальные фронты возникали для решения вполне определенных задач, имевших общенациональное значение. Это было восстановление полной национальной независимости, освобождение от фашизма, обеспечение населению демократических свобод. В состав этих фронтов в странах народной демократии входили крестьянские, рабочие и мелкобуржуазные партии. В некоторых государствах в парламенте оказывались и буржуазные политические силы.

На протяжении 1943-1945 годов правительства национальных фронтов пришли к власти во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы. Например, в Югославии и Албании они играли решающую роль в народно-освободительной борьбе против нацистов. Коммунисты, основывавшие эти национальные фронты, оказывались в результате во главе новых правительств в странах народной демократии. В некоторых случаях к руководству приходили коалиционные правительства.

Народно-демократические революции

Социалистические преобразования в рамках таких революций позволяли устанавливать режим народной демократии. Часто он оказывался практически ручным, полностью контролируемым из Москвы. Все это происходило при участии парламентов, а также в рамках существовавших буржуазных конституций. При этом слом старой государственной машины здесь осуществлялся медленнее, чем в Советском Союзе. Все происходило постепенно. Например, на некоторое время даже сохранялись старые политические формы.

Важной отличительной особенностью народной демократии было сохранение равного и всеобщего избирательного права за всеми гражданами. Исключение составляли только представители буржуазии. При этом в Венгрии, Румынии и Болгарии некоторое время при режиме народной демократии даже действовали монархии.

Изменения в социальной и экономической сфере

Политика, которую стали осуществлять национальные фронты, предусматривала изъятие собственности у фашистов и их непосредственных пособников. Если это были промышленные предприятия, то на них устанавливалось государственное управление. При этом отсутствовали прямые требования ликвидировать капиталистическую собственность, хотя фактически это и происходило. Сохранялись кооперативные и частные предприятия при народной демократии. Однако государственный сектор играл несопоставимо большую роль, чем до войны.

Считалось, что развитию стран народной демократии должна способствовать аграрная реформа. По ее итогам крупные помещичьи землевладения ликвидировались. Применялся принцип принадлежности земли тем, кто ее обрабатывает. В полном соответствии с социалистическими представлениями об устройстве государства.

Земля, которую конфисковали, передавалась за небольшие деньги крестьянам, частично она становилась государственной собственностью. Первыми ее лишались землевладельцы, которые сотрудничали с оккупантами. Также конфисковали земли немцев, которых депортировали на территорию Германии. Такая ситуация сложилась в Чехословакии, Польше и Югославии.

Международные отношения

Государства народной демократии - это страны, которые во внешнеполитических отношениях во всем ориентировались на Советский Союз. С некоторыми правительствами еще до окончания Второй Мировой войны были заключены договоры и соглашения о взаимной помощи, дружбе, послевоенном выгодном сотрудничестве. Например, с Чехословакией СССР подписал такой документ в декабре 1943 года, а с Польшей и Югославией - в апреле 1945 г.

В странах, которые были экс-союзниками фашистской Германии, основали Союзные контрольные комиссии. Это были Венгрия, Болгария и Румыния. В работе этих комиссий принимали участие представители США, Советского Союза и Великобритании. Однако за счет того, что на территории этих государств присутствовали только советские войска, СССР имел возможность оказывать значительно большее влияние на их экономику и политику.

Цель

Цель образования стран народной демократии была достаточно очевидной. Таким способом Советскому Союзу удалось фактически прийти к власти в странах Восточной и Центральной Европы. Мечта о мировой революции реализовывалась, пусть и в несколько видоизмененной форме.

Оказавшись во главе правительств, коммунисты начинали мирным путем строить социализм без общественных потрясений и гражданских войн. Все основывалось на создании межклассового союза, а также вовлечении в политическую жизнь максимально широкого круга местных общественных и политических сил. То есть происходило все более мягко, чем в самом СССР.

Итоги

Ситуация начала резко меняться после начала холодной войны. В этот период политическое и экономическое противостояние усилилось. Более того, пришлось значительно ужесточать существовавшие политические режимы, а в некоторых странах ускорять переход к социалистическим формам управления в экономике.

К 1947 году в странах народной демократии коммунистические партии окончательно вытеснили из Национальных фронтов всех своих правых союзников. В результате им удалось укрепить позиции в экономической жизни и управлении государством.

На протяжении 50-80-х годов термин активно применялся для обозначения всех социалистических стран, в которых при этом сохранялась многопартийная система.

Чехословацкая Социалистическая республика

В качестве примера приведем несколько стран, в которых установилась такая форма правления. Ключевую роль в Чехословакии сыграл Национальный фронт, который просуществовал с 1945 по 1990 годы.

При этом фактически уже с 1948 года непосредственными руководителями Национального фронта и единственными, кто обладал реальной властью в стране, были представители местной коммунистической партии.

Изначально фронт сформировался как объединение патриотических и антифашистских партий. В ходе переговоров с коммунистами были определены параметры его деятельности.

  1. Фронт становился политическим объединением, которое должно было сплотить всю нацию. При этом предполагалось, что деятельность партий, которые в него не войдут, будет запрещена. Решение же о включении партий в состав Национального фронта предстояло принимать шести политическим организациям, которые его основали.
  2. В правительстве должны были быть представлены все партии, входящие в состав фронта. Затем предполагалось провести парламентские выборы, по результатам которых пропорционально изменить соотношение сил в пользу победителей.
  3. Программа правительства должна была поддерживаться всеми партиями, входящими в Национальный фронт. В противном случае они подлежали исключению и последующему запрещению.
  4. Между партиями в рамках Национального фронта допускалась свободная политическая конкуренция. На выборах они должны были соревноваться между собой, чтобы формировать в парламенте собственные коалиции.

Главой первого правительства Национального фронта стал социал-демократ Зденек Фирлингер.

Формирование правительства

Все партии, входившие в Национальный фронт, выступали за тесные отношения с Советским Союзом, а также за переход к социализму. Только в большей или меньшей степени, так как социализм разные политические силы трактовали по-разному.

По результатам выборов в парламент было сформировано новое правительство, которое возглавил коммунист Клемент Готвальд. Словацкие и чешские коммунисты получили около половины мест в парламенте. Коммунисты практически открыто стремились к завоеванию руководящих позиций в Национальном фронте. В 1948 году он был существенно реконструирован после того, как лидеры трех парламентских партий, кроме коммунистов, ушли в отставку. Оставшиеся обвинили вчерашних партнеров в нарушении принципов деятельности объединения, после чего предложили изменить организацию исключительно на демократической основе. Помимо партий, в нее предполагалось привлечь профсоюзы, массовые общественные организации.

После этого в учреждениях и на предприятиях стали формировать комитеты действия, которыми руководили коммунисты. У них в руках оказывались реальные рычаги управления ситуацией. С тех пор Национальный фронт стал организацией, которую целиком и полностью контролировали коммунисты. Остальные партии, проведя чистки в своих рядах, подтвердили руководящую роль компартии в своей стране.

По результатам выборов в Национальное собрание в 1948 году почти 90 процентов избирателей проголосовали за Национальный фронт. Коммунисты получили 236 мандатов, национал-социалисты и Народная партия Чехословакии - по 23, Словацкие партии - 16. Два места в парламенте достались беспартийным кандидатам.

Национальный фронт играл декоративную роль как в народно-демократической, так и в социалистической Чехословакии, которая была провозглашена в 1960 году. При этом он являлся определенным фильтром, так как любая массовая организация должна была в него вступить, чтобы легализовать свою деятельность. С 1948 по 1989 годы все граждане этой страны на выборах голосовали за единый список, которому никогда не было альтернативы. Выдвигал его Национальный фронт. Практически полностью из его членов состояло правительство. Представителям некоммунистических партий принадлежало не более одного-двух портфелей. В 50-е годы еще применялась формальная практика обсуждения кандидатов, которых выдвигают на выборы.

Попытка оживить первоначальную идею Национального фронта была предпринята в 1968 году во время так называемой Пражской весны. В тот момент Центральный комитет возглавил популярный в народе реформатор Франтишек Кригель. Он говорил о фронте как об общенародном политическом движении.

Советский Союз прореагировал на такую попытку демократии с позиции силы. После избрания первым секретарем ЦК Дубчека и проведения им реформ, направленных на децентрализацию власти, расширения прав и свобод граждан, в Прагу были введены советские танки. Это положило конец любым попыткам реформ и преобразований.

Роспуск Национального фронта состоялся только в 1989 году. Все это время он играл ключевую роль в управлении страной. В результате бархатной революции коммунистическая партия лишилась монополии на власть. К январю 1990 года была завершена реконструкция парламента, в который прошли представители оппозиции. В образовавшихся политических условиях существование Национального фронта оказалось бессмысленным. Партии, которые в него входили, приняли решение о добровольном самороспуске. В марте из конституции была исключена статья, которая регулировала его роль в жизни всей Чехословакии.

ГДР

Подобным образом развивалась ситуация в Германской демократической республике. Прообраз Национального фронта здесь был создан в конце 1947 года под названием "Народное движение за справедливый мир и единство". Уже на втором его съезде председателем избрали Вильгельма Пика. Был выработан проект конституции, вынесенной на рассмотрение.

В октябре 1949-го документ приняли, его признала советская оккупационная администрация. Вскоре после этого общественная организация была переименована в Национальный фронт демократической Германии. Его участниками стали все легальные политические партии и движения, крупнейшие профсоюзы. Была введена должность президента фронта. Первым ее занял беспартийный Эрих Корренс. Вскоре было решено выдвигать единые списки на восточногерманских выборах в парламент.

Так как альтернативные списки отсутствовали, депутаты и объединения, представленные фронтом, неизменно побеждали. Когда отдельные немецкие политики заявляли о нелегитимности таких списков, их заключали в тюрьму по обвинению в отрицании закона о выборах в ГДР.

В 1989 году фронт потерял свое значение практически сразу после того, как его покинули Либерально-демократическая партия Германии и Христианско-демократический союз. Через несколько дней правящая Социалистическая единая партия Германии была преобразована в Партию демократического социализма. От своей прежней политики она постаралась максимально дистанцироваться. В феврале 1990 года были приняты поправки в конституцию, которые исключили из нее любые упоминания о Национальном фронте. Ранее они там содержались, как практически во всех странах народной демократии.

Некоторые современные эксперты считают, что, создавая в России Общероссийский народный фронт весной 2011 года, Владимир Путин вдохновлялся примером Национального фронта ГДР.

Комментарии