Методика "Q-сортировка": описание, применение, интерпретация
Методика Q-сортировки - это метод исследования, используемый в психологии и социальных науках для изучения «субъективности» людей, то есть их точки зрения. Вопрос был разработан психологом Уильямом Стивенсоном. Он использовался как в клинических условиях для оценки прогресса пациента с течением времени (внутригрупповое сравнение), так и в исследовательских условиях для изучения того, как люди думают о какой-либо теме (межгрупповое сравнение).
Этимология
Название «Q» происходит от формы факторного анализа, который используется для анализа данных. Нормальный факторный анализ, называемый «метод R», включает в себя поиск корреляций между переменными (скажем, рост и возраст) по выборке субъектов. Q, в свою очередь, ищет корреляции между субъектами в выборке переменных. Анализ Q-фактора сводит многие индивидуальные точки зрения субъектов к нескольким «факторам», которые, как утверждают, представляют общие способы мышления. Иногда говорят, что Q-факторный анализ - это R-факторный анализ с перевернутой таблицей данных. Хотя это объяснение полезно в качестве эвристики для понимания Q, оно может вводить в заблуждение, поскольку большинство методологов Q утверждают, что по математическим причинам ни одна матрица данных не будет подходящей для анализа как с Q, так и с R.
Как работает
Как обработать Q-сортировку Стефенсона? Данные для анализа Q-фактора поступают из серии "Q-сортов", выполняемых одним или несколькими субъектами. Сортировка Q - это ранжирование переменных, обычно представленных в виде операторов, напечатанных на маленьких карточках в соответствии с неким «условием обучения». Например, в вопросе Q о взглядах людей на знаменитость, субъекту могут быть даны такие утверждения, как «Он глубоко религиозный человек» и «Он лжец», и их попросят разобрать их, основываясь на собственном мнении. Использование ранжирования вместо того, чтобы просить субъектов оценивать свое согласие с высказываниями индивидуально, призвано отразить идею о том, что люди думают об идеях относительно других идей, а не изолированно. Лучший тест Q-сортировки Стефенсона на эффективность - это непосредственная работа с ней!
Отличительные особенности
Одно существенное различие между Q и другими методологиями исследований в области социальных наук, такими как опросы, заключается в том, что в нем обычно используется гораздо меньше предметов. Так как Q иногда используется с одним субъектом, это делает исследование намного дешевле. В таких случаях человек оценивает один и тот же набор утверждений при разных условиях обучения. Например, кому-то могут дать ряд утверждений о личностных качествах, а затем попросить оценить их в соответствии с тем, насколько хорошо они описывают себя, свое идеальное «я», своего отца, свою мать и т.д. Работа с одним человеком особенно актуальна в изучение того, как рейтинг человека меняется со временем. Это было первое использование Q-методологии. Поскольку Q-сортировка Стефенсона работает с небольшой нерепрезентативной выборкой, выводы охватывают только тех, кто принимал участие в исследовании.
Исследование интеллекта
В исследованиях интеллекта анализ Q-фактора может генерировать оценки на основе консенсуса (CBA) как прямого измерения. В качестве альтернативы единицей измерения человека в этом контексте является его коэффициент загрузки для Q-сортировки, которую он выполняет.
Факторы представляют собой нормы по отношению к схемам. Человек, который получает наибольшую нагрузку на фактор Оперента, является тем, кто способен лучше понять норму фактора. Что означает норма? Этот вопрос всегда полон догадок и опровержений. Это может указывать на самое мудрое решение или самое ответственное, самое важное или оптимизированное сбалансированное решение. Это все непроверенные гипотезы, которые требуют дальнейшего изучения. Тем не менее они уже используются в тестах Q-сортировки, работающих с интеллектом.
Альтернативным методом, который определяет сходство между предметами, в некоторой степени похожими на методологию Q, а также культурную «правду» утверждений, использованных в тесте, является теория культурного консенсуса.
Интерпретация
Процедура сбора данных Q-методики сортировки традиционно выполняется с использованием бумажного шаблона и образца выписок, напечатанных на отдельных карточках. Тем не менее, существуют также компьютерные программные приложения для проведения онлайн-сортировок. Например, консалтинговая фирма Davis Brand Capital создала собственный онлайн-продукт nQue, который они используют для проведения онлайн-сортировок, которые имитируют аналоговую процедуру сортировки на бумажной основе.
Однако веб-приложение, использующее графический интерфейс пользователя для помощи исследователям, недоступно для коммерческой продажи. UC Riverside Ситуационная Q-сортировка Риверсайда (RSQ), недавно разработанная университетом, предназначена для измерения психологических свойств ситуаций. Их проект «Международные ситуации» использует инструмент для изучения психологически значимых аспектов ситуаций и того, как эти аспекты могут различаться в разных культурах с помощью этого веб-приложения, разработанного университетом. На сегодняшний день не было проведено исследование различий в сортах, производимых с использованием компьютерной и физической сортировки.
Одна Q-сортировка В. Стефансона должна производить два набора данных. Первое - это физическое распределение отсортированных объектов. Второе - это либо постоянный «продуманный вслух» рассказ либо дискуссия, которая следует сразу за упражнением в сортировке. Целью этих повествований было прежде всего выявление причин для конкретных мест размещения. Хотя актуальность этих качественных данных часто подавляется в современных применениях Q-методологии, способы рассуждения о размещении предмета могут быть более аналитически значимыми, чем абсолютное размещение карточек.
Применение
Q-методология использовалась в качестве инструмента исследования в самых разных дисциплинах, включая уход, ветеринарную медицину, здравоохранение, транспорт, образование, сельскую социологию, гидрологию и мобильную связь. Методология особенно полезна, когда исследователи хотят понять и описать разнообразие субъективных точек зрения на проблему.
Существует много проблем в разработке, реализации и оценке политики здравоохранения. Одна из проблем заключается в понимании того, как различные заинтересованные стороны рассматривают конкретную политику и как эти взгляды могут повлиять на реализацию. Q-методология - это один из подходов, который может использоваться для того, чтобы помочь лицам, определяющим политику, и исследователям активно взаимодействовать с теми, кто играет важную роль в реализации политики.
Преимущества
Q-методология сочетает в себе качественные и количественные методы исследования для систематического изучения и описания диапазона точек зрения на тему. Участники должны оценивать набор предопределенных утверждений, относящихся к теме, в соответствии с их собственной точкой зрения. Затем методы факторного анализа определяют людей, которые придерживаются единомышленников в том, как они видят тему, и позволяют четко определить области консенсуса и расхождения во взглядах. Такое отображение точек зрения позволяет тем, кто работает над реализацией политики, предвидеть возможные барьеры и рычаги при реализации новой политики.
Работа с людьми
Q-методика сортировки В. Стефансона (также известная как Q-sorting) - это систематическое изучение точек зрения участников. Q-методология используется для изучения перспектив участников, которые представляют различные позиции по проблеме, предлагая участникам ранжировать и сортировать серии утверждений.
Ответы участников анализируются с использованием факторного анализа. В отличие от стандартного использования факторного анализа (часто называемого R-методологией), переменные являются индивидуумами, а не признаками. Есть пять основных шагов в настройке этой методологии:
- Определение предметной области дискурса по конкретному вопросу.
- Разработка набора утверждений (Q-sort).
- Отбор участников, представляющих разные точки зрения.
- Q сортировка по участникам, а также анализ и интерпретация.
- Q-sort - это смешанная методология.
Принцип работы
Этот метод использует качественные суждения исследователя при определении проблемы, разработке утверждений для исследования точек зрения участников (некоторые из утверждений могут быть разработаны после опроса ключевых информаторов) и их отбора. Используются количественные варианты анализа. Это может быть очень полезно для выявления перспектив, не требующих от участников ясно формулировать их. Это полезное дополнение к ряду других объективных мер оценки. Например, Q-методология может быть использована для изучения взглядов учителя на преподавание в рамках оценки школьного округа. Другие меры оценки могут включать в себя результаты тестов, посещаемость и завершение.
Новаторский подход
Методика Q-сортировки является инновационной техникой, которая обеспечивает количественную структуру мнений отдельных лиц посредством факторного анализа. Авторы представляют результаты тематического исследования, в котором методология Q использовалась для изучения отношения к онлайн вики. Технологической энциклопедии (TE), среди 35 инженеров и технических сотрудников производственной компании. Руководство хотело понять, готовы ли сотрудники использовать социальные разговорные технологии как способ обмена знаниями. Целью данного примера является демонстрация того, как методология Q работает в практических условиях. Кто автор методики Q-сортировки? Известно, что она создана коллективом американских авторов, самым значимым среди которых был человек по фамилии Стефансон. Авторы также изучают опубликованную журнальную статью, чтобы оценить, как методология Q может быть использована для улучшения бухгалтерского исследования.
Результаты показывают, что методика Q-сортировки может обеспечить преимущества в сборе данных (меньшая нагрузка на респондента), анализе данных (более глубокое понимание подсознания респондента) и результатах (лучшее «владение» респондентом организационными проблемами и решениями). Тем не менее она также имеет недостатки с точки зрения управленческого применения.
При работе с отраслевым партнером исследователям может потребоваться рассмотреть более позитивистский подход и быть готовым объяснить контекст, стоящий за заявлениями.