Что это - квазиэксперимент?
Эксперимент – это важная часть исследования, в ходе которой какое-либо явление рассматривается в условиях, контролируемых исследователем. Этот термин широко известен, так как применяется в самых разных науках (преимущественно в естественных). Однако термин «квазиэкперимент» знаком далеко не всем. Что это такое и каковы особенности этого вида экспериментов? Попытаемся разобрать в статье.
Кто автор термина?
Это слово введено в научный оборот Д. Кэмпбеллом, американским психологом, философом и социологом. Впервые он использовал его в своей книге «Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследования». В ней он описывает основные проблемы, связанные со сбором качественного и количественного знания, основные модели исследований (именно здесь он использует термин «квазиэксперимент»), а также некоторые прикладные проблемы социальных наук. Понятие введено с целью разрешить проблемы, стоявшие перед психологами, которые стремились изучать различные проблемы не в строгих лабораторных условиях, а в реальности.
Квазиэксперимент - это что?
Это слово употребляют обычно в двух значениях. В широком смысле квазиэксперимент – это общие способы планирования исследования в психологии, предполагающие сбор эмпирических данных, однако не все ключевые этапы исследования. В узком же смысле это эксперимент, который направлен на то, чтобы подтвердить некую гипотезу. При этом в силу различных обстоятельств исследователь недостаточно контролирует условия его проведения. Возможно поэтому квазиэксперимент иногда не считают полноценным исследованием, результатам которого можно доверять и оперировать. Однако это совершенно несправедливо (хотя нельзя отрицать, что некоторые исследования, использующие данный метод, действительно проводились недобросовестно).
Большая разница
Существует действительно важное различие между экспериментом и квазиэкспериментом в психологии (этот термин употребляют преимущественно в этой научной сфере). Обычно он проходит так: ученый не оказывает непосредственного воздействия на исследуемых лиц, как это должно проводиться в настоящем эксперименте. Например, если психолог хочет изучить техники заучивания стихов наизусть в детском саду, то в случае с квазиэкспериментом он не будет разбивать детей на группы, а станет изучать уже сложившиеся группы в коллективе, которые по-разному учат стихи. Поэтому этот процесс также называют иначе – эксперимент со смешанным планированием. Кроме того, существует еще одно название - эксперимент ex-post-facto, поскольку данные собираются и анализируются уже после того, как произошло некое событие. Так могут изучать самые разные группы людей: жертв насилия или катастрофы, учеников в школе, приемных детей или разлученных близнецов – то есть группы, которые искусственно создать невозможно.
В эксперименте психолог непременно разобьет детей на новые группы и будет полностью контролировать процесс изучения. Таким образом, и в том, и в другом случае исследователь придет к выводам, но в случае с квазиэкспериментом в психологии есть определенный риск, что эти результаты будут носить более поверхностный и, возможно, спекулятивный, зависящий от позиции психолога, характер.
Три основных вида
Существует всего три вида квазиэксперимента:
- Случай, когда исследователь не уравнивает исследуемые группы.
- Нет контролирующей группы, обязательной для эксперимента.
- Воздействие на испытуемого реально, а не создано искусственно.
Зачем их проводят?
Не следует думать, что квазиэксперименты – это удел кабинетных ученых, которые не решаются вмешиваться в окружающую действительность. Дело в том, что многие эксперименты попросту невозможно выстроить в лабораторных условиях, а ведь только там возможна ситуация полного контролирования. Соответственно, ученые вынуждены работать в полевых условиях с реальными ситуациями, где возможность контроля значительно снижается, а подчас и вовсе невозможна.
К тому же важно провести так называемый слепой или замаскированный эксперимент, который тоже нередко можно приравнять к квазиэксперименту. Его участники не должны знать о том, что их изучают. В этом случае исчезает эффект ожидания какого-либо результата у испытуемых. Например, если существуют два класса, в одном из которых учеников ведут по обычной программе обучения, а в другом классе проводится экспериментальная программа, важно, чтобы дети не были в курсе этого, иначе результаты могут значительно отличаться от ситуации квазиэксперимента. Это может проявляться по-разному, скажем, ученики, к которым применяют новую программу, могут стараться очень сильно.
Кроме того, существуют зависимости, которыми невозможно управлять. К примеру, если исследователь рассматривает, как новый закон повлиял на жизнь конкретного общества едва ли он сможет контролировать ситуацию полностью.
Общая логика метода
В целом квазиэксперимент по своей логике (да и специфике) не отличается от обычного эксперимента. Точно так же выделяются этапы, область применения, анализируются результаты. Таким образом, основную особенность квазиэксперимента составляет то, что исследователь не контролирует процесс полностью, ибо возможности его ограничены.
Однако это совсем не значит, что это некачественный метод исследования различных психологических особенностей человека. В принципе, любой реальный эксперимент, который проводится не в лабораторных условиях, в большой степени можно считать квазиэкспериментом.