Международный бизнес - это... Понятие, определение, методы управления и инвестиции

Международный бизнес – это способ взаимодействия субъектов межгосударственных отношений, нацеленных на извлечение прибыли. Также он представляет собой определенную структуру с целым сводом правил взаимодействия субъектов межгосударственных отношений. В роли субъектов в сфере международного бизнеса выступают непосредственные участники – это могут быть и физические лица, и фирмы, и государственные учреждения.

Главные черты

В данной сфере проводятся операции, которые осуществляются между субъектами по меньшей мере двух государств. Типичный пример взаимодействия между компаниями в международном бизнесе – приобретение материалов в одном государстве, перевозка их в другое с целью обработки и так далее.

Национальные транзакции осуществляются в рамках всего одной страны. В то время как организации в международном бизнесе пересекают границы. Этим обусловлен весь комплекс существенных отличий между данными сферами.

Кроме того, главными чертами считается применение множества дополнительных возможностей в экономике. Международный бизнес – это сфера, в которой имеется много вариантов развития, число которых зависит от количества вовлеченных государств. Есть все предпосылки для предприятий, вовлеченных в процесс, перейти в глобальную форму. А это означает смывание границ, препятствий благодаря тому, что такие учреждения не зависят от отдельного государства – они находятся вне стран. Вся их деятельность определяется экономической выгодой.

В экономике международного бизнеса выделяют и такую черту, как необходимость учитывать сразу несколько культурных факторов взаимодействующих стран. Ведь у каждой культурный фон будет разным.

Примечательно, что в ведении международного бизнеса требуются более профессиональные знания, если сравнивать его с национальным. Уровень подготовки должен быть выше. В нем концентрируется все лучшее, что было на предыдущем, национальном, уровне.

В управлении международным бизнесом важнейшую роль играет стратегия. Стратегический ресурс здесь – информация, а оружие – адаптация. Кроме того, он способен оказывать поддержку стране благодаря борьбе с конкуренцией на внутреннем рынке. Она проявляется в экономической и политической сфере.

Причины появления

Международный бизнес – это явление, возникновение которого было неизбежным по целому ряду причин. К ним относят тот факт, что ужесточилась конкуренция на внутреннем рынке с увеличением числа предпринимателей. Помимо этого, национальный рынок ограничен в размерах, и гигантам в какой-то момент требуется больше места для шага вперед. Ресурсы здесь также ограничены. Международное развитие бизнеса обусловлено и несовершенством законов на национальном уровне.

Возможности его определяются следующими причинами: во-первых, это технический прогресс, во-вторых, образование крупнейших организаций, обладающих большими ресурсами. Также дело в том, что политика внешнеэкономических отношений остается либеральной.

Формы

Всего выделяют две формы международного бизнеса: экспорт-импорт и инвестиции. Экспорт является сбытом товаров, производимых в одном государстве, в другой стране. Так же называют ситуацию, когда продукт перевозится на территорию другой страны с целью обработки.

Импорт заключается в приобретении товаров, произведенных за рубежом, для обработки либо реализации в данной стране. Операции в данных сферах представлены торговлей как продукцией – материалами, одеждой и так далее, так и услугами в самых различных сферах.

Вторая форма международного бизнеса – инвестиции. Она заключается в передаче капитала предпринимателям одного государства с целью применения его владельцами бизнеса в других странах. Прямые иностранные инвестиции в международном бизнесе вкладываются в капитал для того, чтобы вести контроль над активами и организациями, базирующимися за рубежом.

Этапы развития

Робинсом было предложено деление развития данной сферы на пять этапов. Первым является коммерческий этап, который начался в начале 16 века, а закончился в середине 19 века. Причина его начала кроется в географических открытиях, начале торговли продукцией из новых колоний с целью получить как можно больше прибыли. Это было весьма рискованным предприятием, так как морские путешествия были непредсказуемыми – нередко мореплавателей постигала трагичная судьба. Но прибыль от них была настолько огромной, что для многих она оправдывала риски.

Вторым этапом стала экспансия в 1850 году. Тогда колонии были оформлены в особые структуры, а индустриальное развитие европейских государств достигло высот. Из-за этого развивалась добыча сырья, появлялись плантации в колониальных империях.

Главными мотивами, способствовавшими появлению международного бизнеса с инвестициями, считаются эффективное использование ресурсов, экспансия рынка сбыта, возможности применять местные законы себе на благо.

Третий этап – эра концессий, которая длилась с 1914 по 1945 годы. Тогда в корне поменялась роль крупнейших организаций, которые существовали в колониальных империях. Из-за Второй мировой войны произошло стимулирование колониальных и прочих государств. На данном этапе предпринимательство начало тяготеть к глобализации.

Четвертый этап называется эрой национальных государств. Международная бизнес-среда данного этапа проявлялась в совершенствовании национальных государств, обладавших обширной для того базой. Процесс нередко сопровождался финансовыми трудностями. По этой причине колониальные империи стали отдельными, самостоятельными субъектами, которые реализовывали свою продукцию, а также выступали в роли объектов для инвестиций.

Пятый этап развития международного бизнеса – это нынешняя эра глобализации. Начало ей было положено в 1970-е годы, продолжается период вплоть до нынешнего момента. Благодаря развитию компьютерных технологий, улучшению коммуникаций взаимодействие всех стран в мире коренным образом поменялось.

Благодаря глобализации международная бизнес-среда возникла по всему земному шару, все государства зависят от нее. Все они пользуются множеством благ цивилизации, но расплачиваются за это тем, что страна зависит от мирового рынка.

Развитие глобализации

Глобализация стимулировалась рядом движущих факторов, среди которых: различия государств в природной и экономической сферах, новая веха в развитии коммуникаций, открытость множества рынков, потребность в сотрудничестве между странами в сфере экологии.

Сдерживающими факторами являются различия в социально-экономическом положении государств, изменения в валютных курсах, появление вооруженных конфликтов, различия идеологических строев. Определенный сдерживающий фактор как глобализации, так и международного бизнеса – это религиозные различия.

В современности

На данный момент сфера характеризуется доступностью. Множество предприятий обладает возможностями для создания представительства в международных бизнес-центрах. Также происходит поэтапное развитие сферы, возникает все больше глобальных предприятий, для которых нет границ, на них практически не действует местное законодательство, они представлены во множестве государств мира. Чтобы проникнуть на данный рынок, необходимо преодолеть несколько препятствий. Прежде всего, столкнуться с затратами на производство, эффективностью применения капитала, трудовых ресурсов и так далее.

Технологии в международном бизнесе на сегодняшний момент могут позволить осуществлять глобальные операции, не выходя из своего офиса. Также благодаря им стало возможным проведение сделок с партнерами во множестве стран мира в режиме реального времени.

Стратегии предприятий, как правило, направляются на то, чтобы национальные особенности использовались эффективно. Иногда культурные различия способны привести к конфликтам, и это обязательно учитывают предприниматели, имеющие представительства в международных бизнес-центрах.

Важно чтобы до выхода на интернациональный рынок в компании был на достаточном уровне развит менеджмент. Сотрудники должны владеть основами международного бизнеса, быть способными применять свои знания и умения на практике.

Конференции

В сфере международного бизнеса конференции являются важнейшими мероприятиями, которые связывают между собой стартаперов и инвесторов. Лидеры на данном поприще делятся своим опытом в ходе выступлений либо за круглыми столами. Ежегодно проходят десятки подобных событий самой разной направленности.

Участники подобных конференций, как правило, делятся на 2 категории. Во-первых, это непосредственно опытные спикеры. В ходе своих выступлений они обеспечивают рекламу себе либо компании, а порой делятся своим опытом. Вторая категория представлена стартаперами, предпринимателями, пришедшими для обмена опытом.

Операции

Любые цели в сфере международного бизнеса достигаются благодаря проведению операций между предприятиями разных государств, которые в значительной мере отличаются от национальных транзакций. Интернациональные операции бывают основными – их осуществляют на возмездной основе. Также выделяют обеспечивающую их разновидность. Подобные операции связаны с доставкой продукции от одной стороны другой. Главный вид коммерческих операций – экспортно-импортные. Внешнеторговые операции способны охватить самую разную сферу взаимоотношений на экономическом, финансовом и правовом поприще между участниками. Осуществляются они на основе сделок. Сделки являются договорами по доставке продукции, распределению ее между партнерами.

Как правило, на интернациональном рынке применяются два пути проведения сделок коммерческой направленности – прямой и непрямой продажи. Остальные разновидности представлены сочетанием этих двух.

Любая операция международного обмена проводится посредством контрактов. Контракт является сделкой между 2 либо большим числом сторон, которые располагаются в разных государствах, на доставку определенного объема товара либо оказание услуг. Контракт признается заключенным в момент, когда достигается согласие по каждому важному условию.

Законодательная база, которая регулирует данный процесс, представлена Венской конвенцией «О договорах международной купли-продажи». Как правило, используются типовые контракты для разных типов сделок. Они являются образцами соглашений, которые и берутся за основу при формировании документации. Нередко их изменяют и дополняют участники сделки.

Теоретические основы

По мере того как развивается и укрепляется взаимодействие между государствами, усиливается интернационализация, меняются и основные тенденции, проявляющиеся в мировом управлении. После того как многие государства перешли к открытой экономике, транснациональные корпорации стали расти особенно стремительно. В итоге в управленческой теории появилось множество новых вопросов.

Главнейшим среди них является вопрос о максимально эффективном использовании мировых ресурсов, а также непосредственно особенностей международного бизнеса для извлечения наибольшей прибыли. Многие задаются вопросом, какие методы в менеджменте являются локальными, а какие – общими для всех государств мира.

Международный менеджмент – это крайне широкая сфера, и на данный момент она подчиняется тенденциям, имеющим место в деятельности глобального производства, а также капитала. Последний стал важнейшим фактором управления. Нередко в принятии решений в менеджменте возникает конфликт по причине того, что капитал и прогресс международные, а комплексы являются национальными, обособленными.

В разных концепциях

Теория международного бизнеса в различных экономических учениях представлена с совершенно разных точек зрения. Так, Адам Смит выдвинул точку зрения, согласно которой некоторые государства способны эффективнее заниматься продажами из-за наличия особых свойств территории. Так, на продажи оказывает влияние климат, качество грунта, наличие в недрах ископаемых благ и так далее. Имеются страны-экспортеры, а есть импортеры. Это называется концепцией абсолютных преимуществ.

Д. Рикардо заявил о том, что объемы производства способны расти из-за международной торговли, даже если государство не имеет преимуществ на стадии производства, природных ресурсов, продуктов. Это концепция относительных преимуществ, которая считается справедливой для всех стран мира, а также для отдельных районов, областей в одном и том же государстве. Специализация часто определяется уровнем затрат.

Р. Вернон разработал концепцию интернационального жизненного цикла продукта. Он заявил о том, что любой товар преодолевает несколько этапов, а его производство переходит в разные страны по ходу этого процесса. Четыре этапа – введение, развитие, зрелость, спад – некий единый процесс, это общий жизненный цикл продукта.

Общие цели и задачи

Главной целью международного управления является описание главных представлений об учреждениях, которые являются частью международного бизнеса, их структуре, взаимосвязях, а также эффективный менеджмент.

Главными задачами его считаются анализ, оценка окружающей организацию среды с целью нахождения и проявления преимуществ компании. Кроме того, задачей провозглашается и анализ культурного фонда государств и пользование им с целью извлечь как можно больше выгоды.

Третья задача заключается в оценке и выборе организационной формы для учреждения для того, чтобы потенциал в экономическом плане использовался максимально.

Еще одна задача – развитие персонала компании, который представлен гражданами разных национальностей в стране-учредителе и в государствах пребывания. Это важно для того, чтобы эффект от его деятельности был максимальным.

Следующая задача – выявление возможностей бизнес-сервиса, а также его применение. Это касается операций в экономической, финансовой, технологической сферах.

Необходимо брать в расчет и главные требования к перечисленным задачам. Так, решения, которые принимаются для того, чтобы добиться одной цели, не должны препятствовать воплощению остальных. То есть нужно избавляться от внутренней противоречивости в аппарате управления.

В международном бизнесе не должно быть противоречий и во внешней деятельности. Кроме того, важно ориентироваться на оценку имеющихся тенденций в ситуациях на внешней арене, а также на внутренней. Иначе говоря, международное предприятие должно функционировать в ситуационной форме. Благодаря этому оно будет способным произвести своевременную адаптацию к постоянно изменяющимся условиям.

Необходимо заострять внимание на оценке конъюнктуры рынка. Малейшие изменения способны оказать влияние на то, как будет происходить развитие сотрудников, способы ценообразования. Международная фирма, чтобы успешно преодолевать трудности, должна задаться вопросом поиска сбалансированной системы характеристик. Кроме того, ей нужна система стандартов. У каждого предприятия она будет своей.

Движущие силы

Любой современный человек вовлекается в товарообмен международного бизнеса. Каждый приобретает иномарки, зарубежную одежду, еду, трудится на иностранном предприятии, путешествует по разным странам. Ежедневно пользователь Интернета бывает на зарубежных сайтах, пользуется иностранными программами, смотрит фильмы и слушает музыку, пришедшую из других государств. Все больше фирм выходит на международную арену на сегодняшний день.

21 век стал эпохой расцвета глобальных организаций, охвативших десятки стран мира, для которых межгосударственные границы перестали быть преградами. Финансовые потоки стали открытыми. Все это породило и положительные, и отрицательные явления в обществе.

С подобными переменами изменился и сам смысл, который вкладывается в понятие «международный бизнес». Изначально это было синонимом «иностранного бизнеса», но на данный момент он представлен во многих случаях организациями-холдингами с управляющим элементом в оффшорной юрисдикции. Нередко по этой причине имя настоящего владельца выявить сложно: оно скрывается за чередой номинальных управленцев.

Международным бизнесом на сегодняшний день часто называют как раз такие структуры, которые не хотят раскрыть своих имен, платя более высокие налоги.

Благодаря улучшению технологического обслуживания все больше используются в производстве машины, и это позволяет наполнить рынок товарами в достаточно короткие сроки. Из-за этого спрос на продукцию падает, подобно ценам. Но снижение прибыли предпринимателей не устраивает, и они осознают, что есть регионы, в которых на такой товар как раз имеется дефицит.

Отдаленный рынок отличается своей емкостью, в нем владелец предприятия видит множество потребителей, он интересуется способами доставки туда своей продукции еще больше.

Зарубежные рынки способны употребить весьма значительную часть товара. Кроме того, расширение целевой аудитории приводит к углублению специализации. А значит, отдача от бизнеса растет.

По причине того, что различия в местоположении, климате, трудовых условиях определяют тот факт, что в ряде государств отдельных видов продукции будет намного больше, чем в других.

Иногда диспропорции крайне значительны. Так, не выращиваются апельсины в северных государствах, но в южных рынок наводнен ими. У каких-то стран имеется избыток металла, а у других подобных залежей практически не имеется. Так происходит, к примеру, с Японией – она скупает почти все природные ресурсы у других государств. Однако эта страна вложилась в собственный интеллектуальный потенциал, благодаря чему стала сильнейшим производителем техники, автомобилей, оборудования.

Еще одной движущей силой международного бизнеса признается наличие существенных различий в уровне оплаты труда по всему миру. Предприниматели развитых государств, перенося производство в развивающиеся, добиваются того, что за такой же труд платят вдвое-втрое меньше. Это позволяет понизить издержки, цены, повысить конкурентоспособность в значительной мере. Однако качество с гарантиями остаются точно такими же, сохраняется и бренд, под которым продукция производится. В итоге бизнес становится гораздо эффективнее, приносит больше прибыли. Все это стимулирует международный бизнес развиваться и дальше весьма активно.

Комментарии