Учреждение министерств

Учреждение министерств в период царствования Александра Первого происходило в тесной взаимосвязи с проведением административной реформы. Существовало несколько предпосылок, обусловивших эту реформу. Основными среди них были нравственные характеристики императора и лиц, окружавших его, состояние общественной и государственной жизни.

Учреждение коллегий, произведенное до восшествия на престол Александра Первого, не внесло порядка в управленческий аппарат. В системе отсутствовали правильные административные основы. Происходившее раздробление дел часто доходило до крайностей, внося во всю систему постоянный беспорядок. Кроме того, не существовало единства между разными отделами управления. В связи с этим происходили столкновения между органами административного аппарата. Более того, министры и директоры, утвержденные при Павле, не только существовали без надзора, но и, ввиду отсутствия учреждения, объединявшего их деятельность, к ответственности практически не привлекались. Положение усугублялось и множеством ненужных формальностей в процессе производства дел, что породило одну из главных бед управления – медлительность. В этих условиях были распространены различного рода злоупотребления, в первую очередь, взяточничество. Административная система, таким образом, требовала серьезных преобразований.

Уже в самом начале царствования Александра Первого были сформированы первые министерства, а также государственный совет. Те принципы, которые лежали в основе системы, стали постепенно вытесняться. Александр Первый стремился установить в государстве справедливость и правосудие посредством формирования более близких отношений с администрацией. Учреждение министерств предполагалось осуществлять по западному примеру. Необходимо отметить, что в этой сфере, как, впрочем, и в других, преобразования были приняты не сразу. Так, прошло порядка десяти лет, прежде чем новая система получила сравнительно устойчивую организацию.

Учреждение министерств Александр Первый осуществил после многократных совещаний со своим окружением. На этих совещаниях происходило обсуждение проектов, которые представляли члены комитета. Так, обсуждались проекты Новосильцева, Кочубея, Чарторижского и прочих деятелей. Особое внимание было обращено на предложения Новосильцева. В соответствии с его проектом предполагалось учреждение министерств и разделение администрации на восемь частей. Таким образом, должны были формироваться органы внутренних дел, юстиции, государственного казначейства, финансов, народного просвещения, иностранных, военных и морских дел. Кроме того, уступая государю в вопросе об утверждении особого отдела коммерции, Новосильцев предлагал сформировать его в качестве установления, которое заведовало бы таможнями, подчинив ему коммерческую коллегию.

Следует отметить, что в основе предложения деятеля лежала идея об утверждении одного министерства с разделением его на вышеуказанные части. Единства в структуре, по мнению Новосильцева, можно было достичь при помощи формирования особой организации докладов императору. Перед предоставлением этих докладов царю они должны были обсуждаться в комитете министров совместно. Кроме того, в комитете предполагалось вести обсуждение всех текущих дел. Дела, представлявшие особую важность, должны были вноситься в государственный совет.

В результате многочисленных совещаний в 1802 году, 8 сентября был издан Указ об учреждении министерств. Для многих чиновников он стал неожиданностью. Главным образом, это было связано с тем, что все совещания проходили тайно, с участием только особо приближенных к императору лиц. Из-за такой скрытности новый указ приобрел достаточно много недовольных откликов.

Конечная цель установления новой системы состояла в устранении коллегий, введении министерского принципа управления.

Комментарии