Василий Иванович Агапкин: биография, личная жизнь, творчество, фото

Василий Иванович Агапкин - известный отечественный композитор и военный дирижер. Автор нескольких десятков популярных сочинений. Наибольшую популярность ему принес "Марш славянки". В этой статье мы расскажем о его биографии и творчестве.

Детство и юность

Василий Иванович Агапкин родился в деревне Шанчерово в Рязанской губернии. Он появился на свет в 1884 году. Рос в небогатой крестьянской семье.

Его отец Иван Иустинович в поисках лучшей жизни перебрался в Астрахань, где устроился на работу грузчиком. Мать героя нашей статьи умерла примерно через год после его рождения. Тогда Иван Иустинович женился второй раз на прачке Анне Матвеевне, которая работала в астраханском порту. Она и воспитала Василия.

Когда мальчику было десять лет, его отец скончался. Он окончательно подорвал свое здоровье на тяжелой работе. Анна Матвеевна, получавшая мизерное жалование, понимала, что одной ей не хватит денег, чтобы прокормить еще и мальчика. Поэтому отправила Ивана вместе с двумя своими дочерьми просить милостыню.

Сын полка

На протяжении нескольких лет ребенок выживал благодаря подаяниям добрых людей. Решающим в биографии Василия Ивановича Агапкина стал эпизод, когда он встретил на улице военный духовой оркестр. Он прибился к музыкантам. К нему отнеслись как к сыну полка, зачислив учеником в оркестр Царевского резервного батальона. Выяснилось, что у него практически идеальный музыкальный слух.

В 14 лет он был уже лучшим корнетистом-солистом полка. После этого вся его судьба была связана исключительно с военными оркестрами.

Тамбовский период

В 1906 году Василия Ивановича Агапкина призвали на военную службу. Он отправился в драгунский полк, который стоял под Тифлисом. Когда его служба через три года окончилась, герой нашей статьи приехал в Тамбов.

В начале 1910 года он поступил на сверхсрочную службу, получив назначение трубачом в запасной артиллерийский полк. Здесь Василий Иванович Агапкин устроил свою личную жизнь. Он женился, с тех пор был семейным человеком.

Уже начиная с осени 1911 года, Агапкин без отрыва от прохождения воинской службы приступил к занятиям в классе медных духовых инструментов при местном музыкальном училище. Его наставником стал педагог Федор Михайлович Кадичев. В то время герой нашей статьи с женой жил на Гимназической улице.

Написание марша

Рассказывая краткую биографию Василия Ивановича Агапкина, нужно упомянуть про Первую Балканскую войну, которая началась в 1912 году. Это было противостояние Греции, Болгарии, Черногории и Сербии против Османской империи.

В то время руководство России решило поддержать славян, участвовавших в конфликте. Для этого на фронт были отправлены добровольцы. Под влиянием этих событий Агапкин пишет марш "Прощание славянки". Произведение быстро становится популярным. Это самое известное творение героя нашей статьи, благодаря которому сегодня его имя знают практически все. В Тамбове по случаю этого знаменательного события даже сохранилась памятная плита, что в очередной раз подтверждает, какое значение это событие имело в биографии В. И. Агапкина.

Существует и другая версия создания этой мелодии. По мнению некоторых исследователей, она была написана на территории Армении в местечке Гюмри, когда композитор проходил там службу. В этом случае создание произведения связывают с подъемом национально-освободительного движения в Болгарии. Якобы именно этими событиями вдохновлялся Агапкин, когда писал "Прощание славянки".

Значение марша

Марш "Прощание славянки" Василия Ивановича Агапкина имел огромное значение, став национальной мелодией, символизирующей проводы на войну или в дальнее путешествие. За границей она является одной их самых узнаваемых из тех, которые ассоциируются с Россией.

На фото - скульптурная композиция "Прощание славянки" в Минске.

Подобная известность и популярность "Прощания славянки" В. Агапкина объясняется максимальной простотой и мелодичностью. Ей присуща напевность, плавность и четкая функциональная определенность. Важно, что в марше сохранены традиционные жанровые признаки. В главной теме угадываются связи с увертюрой "Эгмонт" Бетховена.

По мнению некоторых музыкантов, Агапкин взял за основу народную песню времен русско-японской войны, которая была популярной среди солдат, изрядно ее обработав. Благодаря узнаваемому и легко запоминаемому напеву, марш быстро распространился.

Особенно популярным он стал после Октябрьской революции. В первую очередь, в белом движении. Объясняется это тем, что во время Первой мировой войны на мотив марша была положена песня "Вспоили вы нас и вскормили...". До нашего времени она дошла в трех разных вариантах. Марш "Прощание славянки" Василия Ивановича Агапкина в варианте Белой гвардии был положен на другие слова. В частности, в них упоминается Перекопский вал.

Марш неоднократно издавался в Советском Союзе. Большинство свидетелей и современников утверждают, что его играли на параде на Красной площади в 1941 году. При этом существует версия, что в действительности произведение в то время было запрещено, поэтому исполняться просто не могло. Якобы в архивах сохранился исчерпывающий список произведений, исполнявшихся на параде, но "Прощания славянки" среди них нет. Находясь под запретом, марш нигде в действительности не мог звучать в 1941 году. Исполнять его стали только с 43-го.

Реабилитирован окончательно марш был только в 1957 году, когда Михаил Калатозов использовал его в своей военной драме "Летят журавли". Он звучит в сцене проводов добровольцев на фронт в самом начале фильма. Вероника мечется по школьному двору, она никак не может найти Бориса, который где-то здесь. Трагичность момента особенно подчеркивает звучащая в этот момент музыка.

Считается, что Калатозову непросто дался этот выбор, особенно если он решил еще и пойти против исторической правды.

С 1955 года под марш "Прощание славянки" начали регулярно отправлять поезда с вокзалов Симферополя и Севастополя. Позднее это произведение неоднократно исполнялось и записывалось советскими оркестрами. Эталонными исполнениями марша считаются записи, сделанные в 60-70-е годы коллективом Министерства обороны Советского Союза под руководством Мальцева, Назарова, Сергеева, а также запись оркестра штаба Ленинградского военного округа 1995 года под руководством дирижера Ущаповского.

В настоящее время марш является официальным гимном Тамбовской области. В 2014 году на Белорусском вокзале в Москве в торжественной обстановке была открыта скульптурная композиция Вячеслава Молокостова и Сергея Щербакова.

В рядах Красной Армии

После Октябрьской революции в 1918 году герой нашей статьи добровольцем вступает в Красную Армию. В красном гусарском полку он организует духовой оркестр.

В Тамбов после этого он возвращается через два года в самый разгар Гражданской войны. Агапкин получает работу при новой власти. Руководит музыкальной студией, параллельно возглавляет оркестр войск ГПУ.

В конце лета 1922 года он вместе с оркестром дает в Тамбове прощальный концерт, после чего отправляется на постоянное место жительства в Москву.

Московский период

В 1924 году оркестр Агапкина принимает участие в прощальной церемонии во время похорон Владимира Ильича Ленина. Герой нашей статьи продолжает строить свою карьеру, пытаясь соответствовать идеалам современного советского общества.

Например, в 1928 году он организует оркестр из беспризорников, для многих из них это становится началом их музыкальной карьеры.

В 30-е годы фото Василия Ивановича Агапкина многим уже хорошо знакомо, он – видный столичный композитор. Герой нашей статьи возглавляет оркестр Высшей школы НКВД, с которым записывает ряд музыкальных произведений.

Великая Отечественная война

Когда начинается Великая Отечественная война, 57-летнего Агапкина назначают старшим капельмейстером в мотострелковую дивизию имени Дзержинского, которая была образована при войсках НКВД. Ему присваивают звание интенданта первого ранга.

7 ноября 1941 года во время легендарного парада на Красной площади Агапкин дирижирует сводным оркестром. Очевидцы вспоминают, что в тот день в Москве был сильный мороз, войска шли по площади строем, а подошвы сапог, которые были на Василии Ивановиче, примерзли к брусчатке. В результате вышла комичная ситуация, когда оркестр отошел в сторону, чтобы дать пройти механизированной колонне, а Агапкин не смог этого сделать. Он так и продолжал стоять, пока ему на помощь не пришел какой-то военный. Видя приближающуюся военную технику, он оторвал его от брусчатки и буквально унес в сторону.

Герой нашей статьи входил в состав сводного оркестра и на Параде Победы, который состоялся после Великой Отечественной войны 24 июня 1945 года.

В конце жизни

После войны Агапкин переехал в Подмосковье в небольшой городок Хотьково. Дом, в котором он провел последние годы жизни, сохранился до наших дней. Он находится напротив Абрамцевского музея на улице Береговой.

На пенсию Агапкин вышел в возрасте 72 лет. Осенью 1964-го он скончался. Композитору было 80. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Имя Агапкина сегодня носит детская школа искусств в Рязанской области в городе Михайлове. В 2014 году в деревне Шанчерово, где он родился, был открыт бронзовый бюст композитора, который выполнил скульптор Олег Седов. Примечательно, что средства на его установку были собраны методом краудфандинга. В тот же год, когда отмечали 50-летие со дня смерти героя нашей статьи, памятный знак был установлен на горе Орленок в Хотькове.

В 2015 году в Тамбове открыли памятник Агапкину и еще одному отечественному композитору Илье Шатрову, который написал вальс "На сопках Маньчжурии".

Личная жизнь

Агапкин был дважды женат. Его первую супругу звали Ольга Матюнина. У них родились двое детей - сын Борис и дочь Аза.

Вторая жена героя нашей статьи - Людмила Владимировна Кудрявцева. В 1940 году она родила ему сына Игоря.

Произведения

За свою карьеру композитор написал несколько десятков мелодий, многие из которых имели популярность. Среди произведений Василия Ивановича Агапкина преимущественно были вальсы, марши, пьесы.

Помимо "Прощания славянки", ему принадлежит "Кавалерийский марш" и марш "Лейтенанту".

Написано им много вальсов: "Голубая ночь", "Ночь над Москвой", "Волшебный сон", "Любовь музыканта", "Сиротка", "Рассвет над Москвой", "Раннее утро", "Стон Варшавы".

В творчестве Агапкина было множество инструментальных пьес: "На берегу Черного моря", "Дочь улицы", "ДнепроГЭС", "Душевные раны", "Китайская серенада", "Кузнецы", "Неаполитанские ночи", "Люсины глазки", "Моя фантазия", "Привет ВКП", "Старый вальс", "Фокусы", "Полет в стратосферу".

Комментарии
про запрещение марша - это фигня. Марш издавался в СССР в 1929 году