Евангельские заповеди: суть, перечень, отличие от 10 Божьих заповедей
Евангельские заповеди – не что иное, как наставления, указания людям, которыми им следует руководствоваться в своей земной жизни ежедневно. Они не были оставлены в виде перечня или какого-либо иного свода правил. Эти заповеди – наставления самого Иисуса Христа, произносимые им во время проповедей и впоследствии записанные учениками.
Эти наставления нередко путают с главными христианскими заповедями, переданными Моисею самим Богом. Из-за этой путаницы часто и возникают разногласия в понимании их количества, а также сути, содержания.
Чем являются основные христианские заповеди?
Эти заповеди – столп веры, они являются своего рода главным сводом христианских законов, предписаний. Иными словами, каждая из основных заповедей – это догмат, нерушимое предписание, следовать которому в жизни обязан каждый верующий человек.
Основное отличие этих предписаний от тех, которые называют «евангельскими заповедями», состоит в их происхождении. Главные предписания христианства, согласно Библии, были составлены самим Богом, то есть отцом Иисуса, и переданы людям задолго до рождения Спасителя. Иными словами, сам Христос следовал этим нравственным законам, опирался на них в своих проповедях.
В какой книге записаны основные заповеди?
Этих законов Божьих десять. Записаны они в Пятикнижии, а именно в книгах Исхода и Второзакония. Пятикнижие состоит из следующих частей:
- Бытие.
- Исход.
- Левит.
- Числа.
- Второзаконие.
Эти книги, которые нередко именуются Законом Моисеевым, являются первыми пятью составляющими Библии. Принято считать, что в книге Исхода представлен первый, утерянный вариант текстов, а во Второзаконии – восстановленный.
О происхождении основных заповедей
В Библии очень подробно описывается история передачи Моисею скрижалей с высеченным на них законом Божиим, то есть с перечнем заповедей. Случилось это на пятидесятый день после того, как евреи покинули Египет, на горе Синай, расположенной на одноименном полуострове.
Описание в Библии наполнено красочными подробностями. Упоминаются дрожание земли, стоящий вокруг горы огонь, гром, всполохи молний. Рокот стихии перекрыл глас Божий, произносивший слова нравственных предписаний, заповедей. После того как все стихло, Моисей спустился с горы, держа в руках две «Скрижали Завета». Нередко их именуют «Скрижалями Свидетельства».
После того как Моисей спустился с подножия Синая с Заповедями в руках, он узрел, что народ, выведенный им из Египта, позабыл о Боге и предается гульбе, пиршеству и веселью вокруг Золотого Тельца. Под Золотым Тельцом подразумевается идолопоклонничество. Подобное название идола нередко встречается на страницах книг Ветхого Завета при описаниях действий людей, отступивших от веры в единого Бога.
Увидев подобное, Моисей впал в неописуемую ярость и разбил данные ему скрижали. Конечно же, это действие вызвало сильнейшее раскаяние и не только в душе пророка, но и среди народа. Увидев глубину скорби в людских сердцах, Бог повелел Моисею вновь взойти на Синай. Данные снова скрижали и описываются в книге Второзакония. По этой причине она так и названа.
О чем сказано в основных Божьих заповедях?
Моисею было передано десять предписаний, призванных стать ориентиром для каждого верующего человека в жизни. Они чрезвычайно просты и общеизвестны:
- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота - Господу, Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
В различных христианских конфессиях придается неодинаковое значение текстам книг Исхода и Второзакония. Однако эти разночтения не особо существенны и не имеют принципиальных отличий в понимании сути заповедей. Скорее, разногласия служат темой для богословских споров.
Отдельно рассматривается перечень заповедей, именуемый «Декалогом». Эти тексты имеют существенные отличия от общепринятых. В них перечисляются прямые указания, своего рода правила поведения. К примеру, открывает перечень Декалога предписание, гласящее о том, чтобы сыны Израиля не вступали в союзы, включая и брачные, с жителями тех стран, где окажутся. Также есть и строки, призывающие к разрушению жертвенников и сжиганию изображений других богов. Эти предписания также называют заповедями. Однако в качестве морально-нравственного жизненного руководства, столпа веры, все же принимается свод предписаний из книги Второзакония.
Что понимается под евангельскими заповедями?
Под этим названием понимаются все те изречения, которые во время своих проповедей произносил Иисус. Они ни в коей мере не противоречат заповедям Моисея, то есть Божьему закону, переданному людям на скрижалях. Евангельские заповеди Иисуса Христа являются своего рода разъяснением изложенных на скрижалях предписаний, дополнениями к ним.
Записанные апостолами изречения из проповедей Иисуса не свод законов или правил. Это своего рода указатели, ориентиры, прислушавшись к которым и следуя им, человек сможет прожить праведно и попасть в Царство Небесное.
В каких книгах описываются эти заповеди?
Заповеди Христа – евангельские именно потому, что записаны они его учениками, апостолами. Разумеется, им уделяется немало внимания во всех существующих Евангелиях. Однако наиболее подробно и доходчиво описаны изречения Иисуса в книгах Луки, Матфея и Марка. Именно эти Евангелия наиболее часто цитируются, когда речь заходит о Христовых заповедях.
Основные же нравственные предписания, получившие наименование «евангельских заповедей блаженства», описываются в книгах Луки и Матфея. Апостол Марк большее внимание уделяет всей Нагорной проповеди в целом, не расставляя акцентов.
В чем отличие между заповедями Моисеевыми и Христовыми?
В основных предписаниях христианства перечисляется то, что ведет к греховности. Иными словами, то, чем заниматься христианину не пристало. Евангельские заповеди Иисуса же, наоборот, разъясняют людям то, какими свойствами души, качествами характера необходимо обладать для того, чтобы жить праведно и попасть в Царство Божие.
Закон Божий был дан людям в глубокой древности. Даже при жизни Христа времена ветхозаветные уже считались днями давно минувшими, очень далеким прошлым. Человек в то время был гораздо более слаб духовно, чем в первые годы после наступления нашей эры. Он был гораздо ближе к первобытности и не всегда мог удержать «в узде» собственные примитивные порывы, естество. Соответственно, прямым назначением основных христианских заповедей являлось удержание людей от примитивных и греховных свойств их природы - от злости, неумения ценить чужую жизнь или имущество, жадности, стремления к низменным телесным удовольствиям и от прочего аналогичного.
Евангельские заповеди же появились в гораздо более поздние времена. Они стали своего рода эволюционной ступенью, следующим шагом в духовном развитии людей. Они не призваны удержать от греховности или же показать, что является злым, плохим. Эти предписания адресованы людям уже просвещенным, понимающим, что есть добродетель, а что – ее противоположность. Эти предписания показывают людям, как именно следует жить, поступать и думать, чтобы приблизиться к христианской святости и обрести Царствие Божие.
Почему заповеди Иисуса называют «блаженными»?
Наиболее простым объяснением подобного названия является то, что произошло оно от содержания текстов предписаний. Начинаются строки заповедей со слов «Блаженны те...». Но имеется и более сложное разъяснение этого наименования.
Евангельские заповеди Блаженства получили свое название в соответствии с их целью, предназначением. Иными словами, название говорит людям о том, что следование этим предписаниям в своей обычной повседневной жизни приведет их к блаженству вечному.
Сколько этих заповедей?
На православных иконах со сложными, составными сюжетами изображаются 9 евангельских заповедей. О таком же числе заветов Иисуса говорится и в Евангелии авторства Матфея. Однако достаточно трудно представить, что активно проповедовавший при своей жизни Иисус, постоянно беседовавший с учениками, с приходящими к нему людьми и с фарисеями, ограничился лишь девятью наставлениями.
Конечно же, Христос говорил намного больше, одна лишь знаменитая Нагорная проповедь, упоминающаяся в каждом из Евангелий, содержит гораздо большее число изречений. Девять предписаний – это основные евангельские заповеди. Иными словами, это те заветы, в которых выражается суть христианства.
Однако, задаваясь вопросом о количестве оставленных Иисусом заветов, нельзя забывать о том, что до наших дней они дошли не напрямую, а через призму восприятия и понимания учения апостолами, которые были простыми людьми. Евангелие от Луки, к примеру, совершенно иначе преподносит заповеди Христа. Согласно авторству Луки, насчитывается четыре завета «Блаженства» и столько же обратных им, называемых «Заповедями Горя».
Нередко в богословских трудах упоминаются и десять евангельских заповедей. В этом случае речь идет не об основных предписаниях, оставленных Иисусом, а о том, что было сказано им в Нагорной проповеди. Большая ее часть касалась разъяснения и комментирования основных Божиих законов, переданных на скрижалях Моисею.
О чем говорится в этих заповедях? Перечень
О том, как следует жить, чтобы обрести вечное блаженство в царствии Небесном, повествуют людям евангельские заповеди. Перечень их, согласно авторству Матфея, выглядит в кратком виде так (все заповеди начинаются со слова «Блаженны»):
- нищие духом, так как открыт им путь в Царствие Небесное;
- скорбящие, поскольку они утешатся;
- кроткие, ибо наследуют землю;
- алчущие праведности – насытятся;
- милостивые, ведь сами это обретут;
- чистые в сердце – узрят Господа;
- смиряющиеся – наречены станут сынами Божиими;
- изгнанные по причине праведности – их ждет Царствие Небесное;
- поносимые за веру, получат они великую награду после жизни земной.
Современному человеку не очень-то просто понять смысл перечисленных в Евангелиях христианских заповедей без дополнительного разъяснения. Особенно часто вопросы возникают в отношении значения первой заповеди, гласящей о нищих духом.
О чем первая заповедь? Толкование
Что следует понимать под нищетой духа? Разве духовная скудость способна открыть путь в Царствие Божие? Для чего же тогда развиваться, стремиться к праведности, беречь душу от грехопадения? Эти и прочие аналогичные вопросы неизменно возникают у всех, кто прочел евангельские заповеди. Толкование выражения «нищие духом» достаточно многогранно. Но все существующие варианты понимания этой фразы сводятся к одному – речь не идет о скудости или же неразвитости душевной.
Наибольшей известностью обладает толкование смысла этого выражения, данное Иоанном Златоустом, богословом и архиепископом Константинополя. Суть его в том, что речь в заповеди идет о наличии смирения как духовного качества. В этом же смысловом ключе истолковывают первую заповедь Иисуса и другие богословы.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) в работе, называющейся «Аскетические опыты», дополняет толкование Иоанна. Епископ пишет о том, что духовная нищета, о которой говорится в первой заповеди, есть не что иное, как смиренное понятие людей о себе. То есть отсутствие самомнения, наличие искреннего доверия к Господу, внутренняя скромность.
Что думают об этих заповедях библеисты?
Библеистика – это отдельное научное направление, в рамках которого изучаются древние религиозные тексты. Данная дисциплина возникла вовсе не по причине скептического отношения к религии, а из необходимости. Все без исключения тексты, включая Библию и Евангелия, многократно переписывались и переводились, адаптировались и толковались. Соответственно, поэтому достаточно велики разночтения.
Библеисты же, занимаясь изучением существующих вариантов текстов и подвергая их научной критике, определяют то, что с большой вероятностью было начертано в первоисточниках. Разумеется, ученые не могли оставить без внимания евангельские заповеди.
При изучении Евангелий было установлено, что в первоисточнике, с большой долей вероятности, упоминались лишь три заповеди. Речь в них шла о нищих, алчущих и скорбящих. Остальные же предписания библеисты считают производными от этих трех, своего рода дополнениями или же вариантами толкования, разъяснения.