Сенат Римской империи: история
Римский сенат (Senatus) от латинского Senex (слово для обозначения старейшины или совета старейшин) был совещательным руководящим органом. Его роль менялась в зависимости от эпохи. Роль сената в Римской республике была чрезвычайно высока, а в имперскую эпоху его власть переживала упадок. Важно отметить разницу между совещательными и законодательными органами в том смысле, что сам Сенат не предлагал законопроектов, т. е. не был законодательным. Непосредственно законодательством занимались императоры, консулы и магистраты.
Сущность и функции
Сенат рассматривал законопроекты и впоследствии одобрял их или накладывал вето. Фраза "Сенат и римский народ" (SPQR, или Senatus Populusque Romanus) описывала классовое различие между сенатом и простыми людьми. Эта фраза была выгравирована на всех республиканских и имперских штандартах. Римский народ состоял из всех граждан, которые не были членами Сената Римской Империи.
Внутренняя власть была передана римскому народу через Комитет сотен (Comitia Centuriata), Комитет племенного народа (Comitia Populi Tributa) и Совет народа (Concilium Plebis). Члены этих органов действовали по рекомендациям заседаний Сената, а также избирали судей.
Законотворчество
Несмотря на отсутствие фактической законотворческой власти, Сенат обладал значительным авторитетом в римской политике. Являясь представителем Рима, он был официальным органом, который направлял и принимал послов от имени города, назначал должностных лиц для управления провинциями, объявлял войну и договаривался о мире, а также выделял средства на различные проекты, такие как строительство общественных зданий.
Назначения военных легатов и общий надзор за римской религиозной практикой также оставались под контролем Сената. Также он обладал полномочиями назначать диктатора (единоличного лидера, который действовал с высшей властью и не боясь расправы) в чрезвычайном положении, обычно военном. В поздней республике, пытаясь остановить нарастающий режим, Сенат пытался избежать диктатуры, прибегая к Senatus Consultum de Republica Defendenda или Senatus Consultum Ultimum. Это подразумевало объявление военного положения и давало двум консулам, по сути, диктаторскую власть для защиты Республики.
Сенаторы
Число сенаторов в Риме изначально имело прямую корреляцию с числом представленных племен. В первые дни Рима, традиционно при Ромуле, когда Рим состоял только из одного племени Рамнес, Сенат состоял из ста членов. Дальнейшее объединение различных племен, таких как города и люцеры, соответственно увеличило число сенаторов до 300.
Предложения по всей Республике от различных мировых судей, таких как Гракх, Ливий Друсус, Сулла и Мариус, изменяли членство - от 300 до 600. Время от времени в этот орган вступали выдающиеся плебеи или даже простые солдаты и вольные граждане, например, при Юлии Цезаре, когда Сенат был увеличен до 900 человек. С приходом Августа постоянная основа численности была установлена на уровне 600 человек. Но это число также колебалось по прихотям императоров.
Первоначальные 100 сенаторов или консультативный совет, традиционно учрежденный мифическим Ромулом, состоял из глав ведущих семей, патрициев (Patres - отцы). Позднее призванных сенаторов-плебеев называли призывниками, поскольку у них не было другого выбора, кроме как занять место в Сенате.
Члены Сената были выбраны из числа приемлемых равных, причем избирались они консулами, трибунами, а затем цензорами. Кроме того, они были выбраны из тех, кто был избран в предыдущие магистратские должности, например, в квесторы.
Однако не все сенаторы имели равный статус. Те, кто был избран цензурой или другими магистратами для заполнения мест среди равных, не имели права голосовать или выступать на заседании Сената. Сенаторы должны были заслужить должное достоинство и благородство, чтобы голосовать и выступать на полу, занимая различные должности, такие как консул, претор, эдила и т. д. Такие достойные должности, как понтифик, глава римской религии, первосвященник Юпитера, были отнесены к категории не голосующих и не говорящих, за исключением различных религиозных ритуалов.
Рождение империи
Когда Цезарь Август (или Октавиан) стал первым императором Рима, он хотел избежать судьбы своего отца Юлия Цезаря, который был убит. Он не хотел становиться абсолютным диктатором, но все же хотел обладать значительным количеством власти по сравнению с кем-либо еще.
Во время республики политическая система была структурирована двумя консулами наверху, сенаторами, преторами, эдилами и т. д. Но было два консула, которые обладали почти равной властью и оба имели право накладывать вето.
Ко времени образования империи это все еще было, но император сидел на вершине иерархии, управляя всеми остальными. Август был умен - он заставлял всех думать, что Рим все-таки был республикой, но на самом деле он имел всю власть.
Таким образом, Сенат утратил большую часть своего влияния и был разрушен Юлиусом за годы до того, как он нарушил политическую систему. Август, главным образом, использовал это как выход, чтобы присваивать провинции и более слабые территории империи сенаторам.
Это был в основном административный орган канцелярии императора, который не имел самостоятельной власти. После того как империя начала развиваться, работа народных собраний была передана в Сенат, и собрания были упразднены.
Август сократил состав Сената с 900 до 600 человек и изменил квалификацию. Чтобы соответствовать требованиям, человек должен иметь минимальный собственный капитал, статус гражданства и не быть осужденным за какие-либо преступления. Люди получали назначение в Сенат, если они служили квестором или были назначены императором. Чтобы быть квестором, человек должен был быть сыном сенатора, если только император не отказался от этого правила.
Последствия
Сенат не имел реальной руководящей власти после вступления Октавиана на римский престол. Технически сенаторы все еще были источником определенной власти. Император, как правило, время от времени брал верховную магистратуру (консульство). Сенат действительно служил источником авторитета для многих провинциальных губернаторств.
И хотя имперская казна не находилась в прямой ответственности у Сената, она, в конечном итоге, заработала бы много денег, продавая места в нем богатым провинциалам, находящимся в поисках социального статуса.
Тотальная власть
При империи власть императора над Сенатом была абсолютной, что частично объяснялось тем, что император занимал должность пожизненно. Именно император занимал должность сенатского председателя.
Постановления
Постановления Сената в римском праве во времена империи уже не имели той силы, которой они обладали при республике. Большинство законопроектов, представленных Сенату, были представлены императором или его сторонниками. В начале принципата Август и Тиберий прилагали усилия, чтобы скрыть свое влияние на этот орган, лоббируя сенаторов в частном порядке.
Поскольку ни один сенатор не мог баллотироваться в магистратуру без одобрения императора, они обычно не голосовали против законопроектов, представленных правителем. Если сенатор не одобряет законопроект, он обычно выражал свое несогласие, и имел право не присутствовать на заседании Сената в день голосования.
Каждый император выбирал квестора для составления протокола Сената в документе (Acta Senatus), который включал предлагаемые законопроекты, официальные документы и резюме выступлений, представленные перед Сенатом. Документ был заархивирован, а его части были опубликованы (в документе под названием Acta Diurna или «Повседневные дела»), а затем распространены среди общественности. Заседания Римского сената были полностью под императорским контролем.