Жестовая речь глухих: определение, особенности и характеристика
Язык жестовой речи является самостоятельным искусственным языком. Он воспроизводится при помощи движений пальцев и рук, мимики, движений рта, учитывается и положение тела. Как правило, применяется жестовая речь для глухих либо лиц с нарушениями слуха. Понимать и воспроизводить ее бывает важно и тем, кто не имеет подобных нарушений – ведь иногда необходимо взаимодействовать с теми, кто общается только данным способом.
Основа
Речь считается процессом общения собеседников, язык – системой знаков и символов. Но тем, кто не слышит, речь недоступна. В таком случае они применяют в одно и то же время жестовую речь, дактилологию. Первая была создана специально для таких людей с нарушениями, она является отдельным языком, в то время как дактилология является речью, которая производится характерными движениями пальцев. Несмотря на то, что используют их для общения с глухими либо слабослышащими людьми, дактильную и жестовую речь придумали не эти категории граждан.
История
Согласно официальной версии, данными методами общались в XII веке монахи Сицилии, которые приняли обет молчания. Эти методы позволяли им не нарушать обет молчания и в то же время общаться. Овладеть такой речью возможно в особых учреждениях. Результаты достигаются, если с самого начала обучение жестовой речи выстраивается в строгом соответствии с правилами.
Изначально дети изучают речь, используя данные органов зрения. Они подкрепляются двигательными ощущениями. Они не могут уловить интонации, воспринимать на слух выразительные средства речи. У тех, кто слышит, первичный образ слова формируется посредством слуха, а у тех, кто нет – посредством зрения. Дактильная речь выстраивается в соответствии с правилами русского языка, она дается в сопровождении устной.
Дактилология впервые стала применяться в XVI-XVII вв. для взаимодействия с глухими людьми. В более позднее времена появился и отдельный алфавит для них. В России он впервые был опубликован в 1835 году. На данный момент применяются алфавиты множества языков – всего, согласно официальным данным, их насчитывается 43 разновидности. Они применяются в 59 странах.
Особенности
Примечательно, что жестовой язык не является примитивным. Это сложнейшая система коммуникации. Им активно пользуются в ряде государств. На государственном уровне в РФ жестовая речь была признана в качестве языка лишь в 2013 году.
Сколько есть языков
Тем, кто никогда не сталкивался с данной тематикой, часто кажется, что в мире имеется единый язык жестов, который понятен всем. Но это не более чем заблуждение. На самом деле жестовая речь в мире представлена более, чем 121 языком. И глухие люди, которые владеют разными языками, способны друг друга не понимать. Они точно так же учат и забывают новые языки. В то же время универсальный язык был разработан в 1950-х годах. Он называется «жестуно». Его изобрели для того, чтобы люди с нарушениями слуха во всем мире могли свободно переговариваться друг с другом во время международных мероприятий.
До этого момента в обществе, безусловно, существовали способы глухих взаимодействовать с миром, средства общения постоянно обогащались. Но такие формы не были долговечными, и распространялись они на узкий круг общения глухих. Сообщества глухих, которые вырабатывали единую систему коммуникации, появились позже, когда население стало селиться плотнее, в города.
В европейских государствах, когда население стало подвижным, в эпоху Нового времени, наряду с обычными языками расцветала и жестовая речь. Большой толчок к ее развитию стало открытие во Франции учебного центра для слабослышащих детей. Появился аналогичный центр и в Германии. За основу языков обучения были положены знаки, которые использовались глухими. Началась интерпретация европейских языков в жестах. По причине того, что языки сильно расходились, к процессу привлекались лучшие специалисты.
Амслен
В XVIII веке глухой преподаватель из Франции по имени Лоран Клерк явился в США, чтобы основать школу для глухих. Он оказал важнейшее влияние на роль жестовой речи в США. С тех пор языки жестов американских и французских глухих крайне похожи. Позже достижения этого специалиста стали распространяться по миру, становились частью обучения других глухих.
В России
В России всерьез обучению жестовой речи ребенка, страдающего от слабого слуха, задумались в 1806 году. Именно тогда была открыта первая школа жестов в Павловске. За основу бралась французская методика, в то время как в Москве открыли аналогичную школу, но использовавшую за основу немецкую систему. Открытие произошло в 1860 году. Последствия такого противостояния ощущаются в данный момент до сих пор.
В Советском Союзе распространение русского языка жестов осуществлялось централизованно. Школы открывались планомерно, и этим объясняется то, что на территории СССР был единый язык жестов, что было крайне удобным.
Жестуно
В 1951 году была создана Всемирная федерация глухих. Тогда же выносилось решение о принятии единой жестовой речи. Это было нужно для ведения полноценных международных переговоров. И тогда группа специалистов занялась выборкой и закреплением жестов европейских государств. За четверть века отдельный, универсальный язык был изобретен (жестуно). Он считался упрощенным. Словарь его был издан в 1973 году.
Лингвистика
Жесты в подобных языках являются схематичными, порой они создаются на ходу. Не всегда они обладают выраженной визуальной связью с предметом разговора. Кроме того, они не представляют собой интерпретацию стандартных языков – в них своя грамматика. Применяется жестовая речь для обсуждения множества тем – как в повседневном контексте, так и касательно чего-то возвышенного.
Слова языков жестов формируются самыми стандартными компонентами – хиремами. В одном жесте может иметься 5 элементов. Большая часть языков применяет классификаторы, в них постоянно происходит словоизменение, имеется синтаксис. Уникальность их состоит в том, что движения рук и губ способны приобретать самый разных смысл, и для понимания его необходимо брать в расчет множество характеристик, которые транслируются все в один момент, в отличие от стандартного языка с его последовательностью.
Изучение
Вплоть до половины XX века грамматика исходной жестовой речи была неясной. Изучаться активнее она стала в середине XX века американскими исследователями. Одним из них был профессор У. Стоуки. В 1960 году он выпустил работу «Структура жестового языка».
Он фактически доказал тот факт, что данное явление состоятельно. Когда работа была опубликована, глухие стали интегрироваться в общество гораздо активнее, чем раньше.
Жестовые языки именно в этот период времени начали получать свои отдельные наименования. Так, американский язык жестов стал называться амслен.
Конкретность
Одна из важных характеристик дактильной речи – конкретность. В каждом движении никогда не содержится обобщения, которым обладает слово. Так, нет одного жеста для обозначения слова «большой», которое может употребляться во всевозможных словосочетаниях – «большой дом», «большая зарплата», «большая ограда» и тому подобное. В каждом отдельном случае жест будет своим, и он точно передаст признак словосочетания. Жест изображает предметы и явления. В случаях, если человек двигает рукой – это обозначение признаков либо действия. Жест всегда является образным. К примеру, показывая дом, человек изгибает кисть руки так, чтобы она напоминала крышу. Обозначая страницы, показывает, как раскрывает книгу, чтобы сказать «любовь», используя жестовую речь, нужно приложить пальцы к сердцу и так далее.
Образность
Важнейшей особенностью жестовой речи является ее образность. Благодаря этому она легко усваивается, быстро воспринимается, и общение становится намного проще и приятнее. Если, к примеру, человек не знает итальянского языка, для него слова из него не будут значить ничего. В то время как жесты будут намного понятнее любому.
Расчлененность
Следующий характерный признак заключается в синкретизме. Понятия передаются слитно, обозначаются разными словами, которые относятся к одной и той же категории. Так, изначально слова огонь, костер либо театр, спектакль никак не различаются между собой. Чтобы различать близкие предметы и явления, были введены дополнительные знаки. Из них сложилась отдельная система. К примеру, обозначения «рисовать» и «рама» - это «картина».
Аморфность
Еще одно отличие жестовой речи заключается в ее аморфности. В жесте имеется термин, но нет ни рода, ни падежа, ни чего бы то ни было еще. В глаголах не передается время. По этой причине из ограниченного количества движений рук и губ создаются простейшие сочетания. Например, «действие – отрицание» (хотела – нет), «предмет-качество», «состояние» и так далее.
Пространственность
Еще одна особенность жестовой речи проистекает из пространственности подобных языков. Они позволяют говорить параллельно сразу о нескольких явлениях. Например, «больших объемов предмет передвигается по дороге» передается всего одним жестом. Однако языки, в которых подразумеваются звуки, передают информацию последовательным образом – одна деталь следует за другой, и не бывает такого, что все выражается разом. Передача данных на жестовом языке включает и движения головой, которые также несут дополнительные сведения.