Персидская миниатюра: описание, развитие и фото

Персидская миниатюра - это богато детализированная картина небольшого размера, на которой изображены религиозные или мифологические сюжеты региона Ближнего Востока, теперь известного как Иран. Искусство миниатюрной живописи в Персии процветало с XIII по XVI века. Продолжается это и по сей день, так как некоторые современные художники воспроизводят заметные персидские миниатюры. Эти картины, как правило, отличаются очень высоким уровнем детализации.

Определение

Персидская миниатюра - это небольшая картина, будь то книжная иллюстрация или отдельное произведение искусства, предназначенное для хранения в альбоме. Техники в целом сопоставимы с западными и византийскими традициями миниатюр в иллюстрированных рукописях, что, вероятно, повлияло на происхождение живописи Ирана.

Особенности

Выделяют несколько характерных черт персидских миниатюр (фото ниже). Во-первых, это размер и уровень детализации. Многие из этих картин довольно маленькие, но в них представлены сложные сцены, которые можно рассматривать часами. Классическая персидская миниатюра отличается также наличием акцентов, выполненных золотом и серебром наряду с очень яркой гаммой цветов. Перспектива в этих произведениях включает в себя элементы, наложенные друг на друга таким образом, что тем, кто привык к внешнему виду и ощущению западного искусства, непросто воспринимать эти рисунки.

Развитие

Персидские миниатюры первоначально заказывались как иллюстрации для рукописей. Только очень богатые люди могли себе их позволить, причем изготовление некоторых из картин длилось до года. В конце концов, не столь обеспеченные люди также начали собирать эти произведения искусства в отдельные альбомы. Многие из этих коллекций, к счастью, сохранились до наших дней наряду с другими образцами персидского искусства.

Персидская книжная миниатюра возникла под влиянием ​​китайского искусства. На это указывают некоторые темы и сюжеты, появляющиеся в некоторых ранних примерах миниатюр. Например, многие из мифологических существ, изображенных в ранний период развития персидского искусства, поразительно напоминают животных китайской мифологии. Со временем, однако, персидские художники разработали свой собственный стиль и темы, и концепция персидской миниатюры перекликаются с культурой соседних регионов.

Такие рисунки также заслуживают пристального внимания: чем дольше их рассматриваешь, тем больше деталей и тем проявляется. Изучение одного такого произведения может занять целый день.

Описание персидской миниатюры

Этот вид живописи стал значимой формой персидского искусства в XIII веке, а высшей точки расцвета он достиг в XV-XVI веках. Дальше развитие этой традиции происходило отчасти под влиянием западной культуры. Персидская миниатюра в значительной степени способствовала развитию исламской миниатюры.

Несмотря на влияние на разных этапах развития искусства других стран, персидское искусство миниатюры имело свои отличительные особенности. Художников Ирана легко узнать по их натуральным и реалистичным мотивам. Также стоит отметить персидскую технику «наслоения» перспектив для создания ощущения пространства. Это дает зрителю ощущение трехмерного пространства и возможность сосредоточиться на определенных аспектах изображения, исключая другие.

Содержание и форма являются основными элементами миниатюрной живописи, а художники известны своим тонким использованием цвета. Темы этих произведений искусства в основном связаны с персидской мифологией и поэзией. В них используется чистая геометрия и яркая палитра.

Предыстория

История искусства живописи в Иране восходит к каменному веку. В пещерах провинции Лорестан были обнаружены нарисованные изображения животных и сцены охоты. В Фарсе были обнаружены рисунки, возраст которых составляет примерно пять тысяч лет. Изображения, обнаруженные на глиняной посуде в Лорестане и других археологических памятниках, доказывают, что художники этого региона были знакомы с искусством живописи. Также было обнаружено несколько росписей, относящихся ко времени ашканидов (III – I в. до н. э.), большинство из которых было обнаружено в северной части реки Эль-Фурат (Евфрат). Одна из этих картин представляет собой сцену охоты. Положение всадников и животных, а также стиль этой работы напоминает иранские миниатюры.

В картинах эпохи Ахеменидов работа художников отличается невероятным соотношением и красотой цветов. В некоторых случаях для ограничения разноцветных поверхностей использовались черные полосы.

В пустыне Туркестана были найдены картины, относящиеся к 840–860 годам нашей эры. На этих росписях представлены традиционные иранские сцены и портреты. Самые ранние изображения, относящиеся к исламскому периоду, довольно немногочисленны, они были созданы в первой половине XIII века.

Школы живописи

Примерно с VII века Китай играл большую роль в развитии искусства живописи в Иране. С тех пор была установлена ​​связь между буддийскими китайскими и персидскими художниками. С исторической точки зрения, наиболее важной эволюцией в иранском искусстве стало принятие китайского стиля рисования и красок, которые смешивались с концепцией персидских художников. В первые века после появления ислама иранские художники стали украшать миниатюрами книги.

Изображения, относящиеся к началу исламского периода, принадлежали к багдадской школе. Эти миниатюры полностью утратили стиль и методы обычной живописи доисламского периода. Они не пропорциональны, в них используются светлые цвета. Художники багдадской школы, после многих лет застоя, стремились к созданию чего-то нового. Они начали рисовать животных и иллюстрировать истории.

Хотя багдадская школа, учитывая доисламское искусство, в некоторой степени поверхностна и примитивна, искусство иранской миниатюры в тот же период было широко распространено во всех регионах, в которых распространялся ислам: на Дальнем Востоке, в Африке и в других странах.

Большинство рукописных книг XIII века дополнены изображениями животных, растений и иллюстрациями к басням и рассказам.

Примером самой древней иранской миниатюры являются рисунки книги под названием «Манафи-аль-Хайван» (1299 г. н.э.). В ней представлены истории о животных, а также их аллегорическое значение. Многочисленные изображения знакомят читателя с иранским искусством живописи. Изображения выполнены яркими цветами, на некоторых миниатюрах видно влияние дальневосточного искусства: некоторые изображения нарисованы тушью.

После вторжения моголов в Иране появилась новая школа. Она полностью находилась под влиянием китайского и могольского стилей. Эти картины все очень маленького размера, со статичными изображениями, выполненными в дальневосточном стиле.

Персидская миниатюра переняла такие черты могольского искусства, как декоративные композиции и тонкие короткие линии. Стиль иранских картин можно было охарактеризовать, как линейный. Художники в этой области продемонстрировали особую креативность и оригинальность.

При могольском дворе чтили не только персидскую художественную технику, но и тематику картин. Часть работ художников представляла собой иллюстрации иранских литературных шедевров, таких как «Шахнаме» Фердоуси.

В отличие от багдадских и могольских изображений, от школы Харат осталось больше работ. Основоположниками этого стиля живописи были предки Тимура, и школа была названа в честь места, в котором она была основана.

Искусствоведы считают, что в эпоху Тимура искусство живописи в Иране достигло апогея. В этот период творили многие выдающиеся мастера, именно они внесли новый штрих в персидскую живопись.

Кемаль ад-Дин Бехзад Херауи

Этот художник (ок. 1450 - ок. 1535) был автором многих персидских миниатюр и возглавлял королевскую мастерскую (китабхану) в Герате и Тебризе во время позднего периода Тимуридов и раннего периода Сефевидов.

Он также известен как Кемаль ад-дин Бехзад или Камаледдин Бехзад.

Персидская живопись того периода часто использует расположение геометрических архитектурных элементов в качестве структурного или композиционного контекста, в котором располагаются фигуры. Бехзад при использовании традиционного геометрического стиля растягивал это композиционное построение несколькими способами. Во-первых, он часто использовал открытые, пустые области без рисунка, вокруг которых совершается действие. Также он размещал изображения вокруг плоскости в некотором органическом потоке.

Жесты фигур и предметов не только естественны, выразительны и активны, но и расположены так, чтобы взгляд постоянно перемещался по всей плоскости изображения. По сравнению с другими средневековыми миниатюристами, он более смело использовал контрастные темные цвета. Еще одно качество, характерное для его работы, это повествовательная игривость: почти скрытый глаз и частичное изображение лица Бахрама, когда он всматривается, наблюдая за резвящимися в бассейне внизу девушками; вертикально стоящая коза, которая похожа на демона на краю горизонта в истории о пожилой женщине, противостоящей грехам Санджара.

Бехзад также использует суфийскую символику и символический цвет для передачи значения. Он привнес в персидскую живопись натурализм, особенно в изображении более индивидуализированных фигур и использовании реалистических жестов и выражений лиц.

Наиболее известными работами Бехзада являются «Соблазнение Юсуфа» из Бустана Саади 1488 года и картины из рукописи Низами Британской библиотеки 1494-95 годов. Установление в некоторых случаях его авторства бывает проблематичным (и многие академики теперь утверждают, что это неважно), но большинство работ, приписываемых ему, датируются 1488–1495 годами.

Он также упоминается в знаменитом романе Орхана Памука «Меня зовут красный» как одного из величайших персидских художников-миниатюристов. В романе Памука говорится, что Кемаль ад-Дин Бехзад ослепил себя иглой.

Сам художник родился, жил и работал в Герате (в современном Афганистане) при Тимуридах, а затем в Тебризе при династии Сефевидов. Будучи сиротой, он воспитывался выдающимся художником Мираком Наккашем и был протеже писателя Мир Али Шир Неваи. Его основными покровителями в Герате были тимуридский султан Хусейн Байкара (правил в 1469-1506) и другие амиры из его окружения. После падения Тимуридов он был нанят шахом Исмаилом I Сефави в Тебризе, где, будучи главой мастерской правителя, оказал решающее влияние на развитие искусства периода Сефевидов. Бехзад умер в 1535 году, его могила находится в Тебризе.

Эпоха Сефевидов

В это период художественный центр был перенесен в Тебриз. Несколько художников также обосновались в Казвине. Однако Сефевидская школа живописи была основана в Исфахане. Миниатюра Ирана в эту эпоху была избавлена от влияния китайцев и вышла на новый этап развития. Художники тогда были более склонны к натурализму.

Риза-йи-Аббаси

Он был самым известным персидским миниатюристом, художником и каллиграфом Исфаханской школы, которая процветала в период Сефевидов под патронажем шаха Аббаса I.

Он был основателем «Школы живописи Сефевидов». Искусство рисунка в эпоху Сефевидов претерпело значительную трансформацию. Риза Аббаси (1565 - 1635) считается одним из ведущих персидских художников всех времен. Он прошел обучение в мастерской своего отца Али Асгара и был принят в мастерскую шаха Аббаса I, еще будучи молодым человеком.

В возрасте около 38 лет от своего покровителя он получил почетное звание Аббаси, но вскоре оставил работу на шаха, очевидно, стремясь к большей свободе общения с простыми людьми. В 1610 году он вернулся к шаху, с которым оставался до своей смерти. В своих миниатюрах он предпочитал натуралистическое изображение образов, которые часто рисовал в женственной и импрессионистской манере. Этот стиль стал популярным во времена позднего периода Сефевидов.

Многие из его работ изображают красивых молодых людей, часто в роли «винодела», на которые порой обращают восхищенные взгляды пожилые люди, что является проявлением персидской традиции ценить юношескую мужскую красоту.

Сегодня его работы можно найти в музее, носящем его имя в Тегеране, а также во многих крупных музеях Запада, таких как Смитсоновский институт, Лувр и музей Метрополитен.

Особенности Сефевидской школы

Миниатюры, созданные в этот период, не были предназначены исключительно для украшения и иллюстрирования книг. Стиль Сефевидов более мягкий по форме, чем у предыдущих школ. Человеческие образы и их поведение не кажутся искусственными, наоборот, они естественны и близки к реальности.

В картинах Сефевидов великолепие и величие этого периода является главной достопримечательностью. Основной тематикой картин является жизнь при королевском дворе, дворянство, прекрасные дворцы, сцены сражений и банкетов.

Художники больше внимания уделяли общности, избегая лишних деталей. Плавность линий, быстрое выражение чувств и сгущение сюжетов – основные характеристики стиля живописи Сефевидов. С конца этой эпохи в персидских миниатюрах появились перспектива и затенение, как следствие влияния европейского стиля живописи.

Династия Каджары (1795-1925)

Картины этой эпохи представляют собой сочетание классического европейского искусства и техник миниатюр Сефевидов. В этот период Мохаммад Гаффари Камаль-уль-Молк развивал в Иране европейский классический стиль живописи. В конце этого периода в истории иранской живописи появился новый стиль, получивший название «искусство кофейни», фактически ознаменовавший собой упадок персидского искусства.

Влияние

Эстетика и образность средневековой персидской миниатюры оказала влияние не только на художников. В частности, это касается поэзии. Стихотворение Н.С. Гумилева «Персидская миниатюра» вошло в сборники «Огненный столп» и «Персия» (1921). Оно является отражением художественного мира иранских миниатюристов.

Когда я кончу, наконец,

Игру в cache-cache со смертью хмурой,

То сделает меня Творец

Персидскою миниатюрой.

И небо, точно бирюза,

И принц, поднявший еле-еле

Миндалевидные глаза

На взлет девических качелей.

С копьем окровавленным шах,

Стремящийся тропой неверной

На киноварных высотах

За улетающею серной.

И ни во сне, ни наяву

Невиданные туберозы,

И сладким вечером в траву

Уже наклоненные лозы.

А на обратной стороне,

Как облака Тибета чистой,

Носить отрадно будет мне

Значок великого артиста.

Благоухающий старик,

Негоциант или придворный,

Взглянув, меня полюбит вмиг

Любовью острой и упорной.

Его однообразных дней

Звездой я буду путеводной.

Вино, любовниц и друзей

Я заменю поочередно.

И вот когда я утолю,

Без упоенья, без страданья,

Старинную мечту мою -

Будить повсюду обожанье.

Глубокий смысл «Персидской миниатюры» Гумилева связан, во-первых, с лирической темой жажды любви. Кроме того, поэт скрыто вводит в него персонажей сказки. Во-вторых, стих «Персидская миниатюра» является символом нетленного мира, сотворенного благодаря силе слова поэта.

Комментарии