Волконский Сергей Михайлович: биография, семья, участие в декабристском движении

Во времена Серебряного века мир увидел множество великих поэтов, актеров и деятелей искусства, которые в прямом смысле возрождали культуру в стране. Одним из таких выдающихся людей своего времени был Волконский Сергей Михайлович - искусствовед, писатель-мемуарист и театральный деятель, а также ревностный ценитель прекрасного. Его фамилия еще при рождении обрекла его на всеобщее признание, хотя, как часто это бывает, уже после смерти.

Гены

Биографию Сергея Волконского сложно сжать до размеров одного листа, так как жизнь этого выдающегося человека значима и его вклад в развитие культуры в России поистине огромен. Родился он 16 мая (по старому стилю) 1860 года в семье потомственных князей, ведущих свой род с XIII века. Мать его - Елизавета Григорьевна - была первой в истории земель русских женщиной, которая глобально увлекалась вопросами богословия, исповедуя католицизм, что впоследствии повлияло на ее сына: князь Сергей принял эту же веру, будучи уже взрослым.

Его отец – сын известного декабриста Волконского Сергея Григорьевича и его великой жены Марии Раевской - служил тайным советником, а с 1882 года - министром народного просвещения. У таких выдающихся родителей мог быть только всесторонне развитый ребенок, каким вырос Сергей Михайлович: он глубоко интересовался культурой во всех ее проявлениях.

Призвание души

С юных лет, получив дома необходимое образование, он поступает в Ларинскую гимназию в Петербурге, где впервые вплотную знакомится с театром и Эрнесто Росси, с 1877 года гастролировавшего в России. Именно этот актер сформировал первые представления Сергея Волконского о том, что игра актеров важна не менее, чем репертуар. Увлеченный парень активно посещает уроки актерского мастерства, постановки голоса и жестикуляции.

В 1880 году он успешно окончил лицей и поступил в университет, на историко-филологический факультет, продолжая истово увлекаться театром, устраивая дома театральные представления вместе с братьями, а позже участвуя в любительских придворных постановках.

2 мая 1892 князь Волконский выступает перед многочисленной публикой с лекцией на тему художественного искусства, которая стала его трамплином в карьере: его приглашают на различные творческие мероприятия, сам Сергей Михайлович начинает активно писать статьи в различные издательства, параллельно путешествуя по всему миру.

Карьера и введение реформ

В конце июля 1899 года князя Сергея Михайловича Волконского назначают на должность директора всех императорских театров России, что вызывает в обществе большой раскол мнений. Князь имел свои взгляды и вкусы, зачастую идущие вразрез с устаревшими стереотипами актеров старой закалки, поэтому периодически вспыхивали раздоры и осуждения.

При этом на стороне Волконского были такие светила, как Михаил Фокин, Дягилев, А. Бенуа, Александр Горский был назначен главным балетмейстером, а к сотрудничеству с театром были приглашены Васнецов, Коровин и Серов – выдающиеся художники, впоследствии ставшие классиками русского изобразительного искусства. На сцене театров были поставлены:

  • Оперы «Тристан и Изольда», а также «Валькирия» – их впервые увидел бомонд на подмостках русских театров. Была обновлена опера «Евгений Онегин», над которой усердно трудился Бенуа.
  • Пьесы «Отелло», «Снегурочка» и «Бирон» в современной интерпретации пришлись по душе публике, критики отметили качество костюмов и игру актеров, которая стала в разы профессиональнее.
  • Балеты «Времена года», «Арлекинада», «Камарго».

Волконский щепетилен во всем, что касается постановок, на этой почве все чаще разгораются скандалы, так как он не терпит халатности в работе, а также несоответствия образа и игры актера. На этой почве в 1901 году случается ряд непримиримых разногласий с Дягилевым и ведущими примами театра, которые ищут поддержки у высокопоставленных любовников, и князь в отчаянии подает в отставку.

7 июня 1901 года его отставку наконец приняли, и Сергей Михайлович Волконский посвящает себя писательской деятельности, перекладывая свои мысли, наработки и идеи на бумагу. Попытки правительства в 1917 году вернуть ему должность ни к чему не привели, ведь князь слыл человеком твердых принципов и не желал идти на уступки. В декабре 1920 года он мигрирует в Европу, потрясенный отношением русских к своей же земле и истории. Также его идея создания музея декабристов в память о своих предках провалилась, поэтому его больше ничего не держит.

Наследие Волконского

Часто печатаясь на страницах журнала «Аполлон», Сергей Михайлович выпускает в свет такие произведения:

  • «Человек на сцене».
  • «Разговоры».
  • «Художественные отклики».
  • «Выразительное слово».
  • «Законы речи».
  • «О декабристах» - воспоминания о выдающемся дяде и его жене.

Его многочисленные лекции, доклады и весомые статьи пользуются широким спросом, поэтому времени на себя у князя практически не остается. В одном из путешествий в 1910 году он знакомится с методом Далькроза – ритмической гимнастикой, которая была прародительницей современной аэробики. Идея развития координации под музыку и чувства ритма, такта и грации движений настолько увлекает Волконского, что в 1912 году открываются курсы ритмической гимнастики в Петербурге, параллельно издается журнал с таким же названием.

Семья

Из-за повсеместной занятости и увлеченностью искусством личная жизнь для Сергея Михайловича Волконского представляла незначительный интерес, и только после миграции, когда в 1936 году читал ряд лекций в Лондоне, он познакомился с американкой Мэри Ферн Фрэнч, дочерью дипломата. Этим же летом была объявлена помолвка, и вскоре сыграли свадьбу. Молодожены уехали в Америку, а осенью этого же года князь заболел и 25 октября умер. Он был похоронен в том же городе – Хот-Спрингс. Детей пара не успела завести.

Что говорят о князе его современники?

Его близкими друзьями были Марина Цветаева и Александр Бенуа, которые отзываются о нем как о человеке тонкой души, который был истинным специалистом своего дела, чего и требовал от остальных. Он прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, в идеале владел мастерством риторики и актерского искусства. Все, кто его знал, отмечали безукоризненные манеры, отточенные до идеальности: весь его образ, казалось, сошел со страниц романа.

Голос был певучий, красиво поставленные фразы, но без патетики. Многие отмечали его живые угольно-черные глаза, смуглость кожи и черные усы, которые были слишком выразительны на его лице. При этом Волконский Сергей Михайлович отличался невероятной худобой, особенно в последние годы жизни, что указывало на непростую жизнь и высокое нервное напряжение, постоянно его преследовавшее, что объясняли выдающимися генами: его дед - декабрист был таким же увлекающимся человеком чести и своего слова.

Выдающиеся родственники Волконского

Генеалогическое дерево Волконского Сергея Михайловича пестрит известными людьми, которые известны многим:

  • Его прадедом являлся Александр Бенкендорф, который был тайным доверенным лицом Николая Второго и начальником его жандармерии.
  • Дед по матери – Григорий Волконский принадлежал к первому музыкальному сообществу России – кружку братьев Вьельгорских. Он обладал редчайшим басом, что не мешало ему параллельно служить гофмейстером при дворе.

А его дед по отцу – декабрист Сергей Григорьевич Волконский стал генералом в возрасте 24 лет. После восстания был приговорен к каторге в Сибири. Некоторые ошибочно причисляют Сергея Михайловича Волконского к декабристам, путая его с дедом, видимо, из-за недостаточного знания истории.

Комментарии