Князь Сергей Волконский (декабрист): краткая биография

Одной из самых интересных страниц российской истории 19 века является восстание декабристов. Подавляющее большинство его участников, поставивших перед собой цель уничтожить самодержавие и крепостное право, происходили из самых известных аристократических семей, получили прекрасное образование и отличились на военном, дипломатическом или литературном поприще. К их числу относился и Сергей Волконский. Декабрист прожил 76 лет, из которых 30 лет находился на каторге и в ссылке.

Предки

Сергей Григорьевич Волконский (декабрист) родился в 1788 году в Москве. Когда требовалось указать свое происхождение, он обычно писал «из Черниговских князей». При этом всем было известно, что его род относился к Рюриковичам, а по материнской линии его прадедом был сподвижник Петра Первого фельдмаршал А. И. Репнин.

Родители

Отец будущего декабриста — Григорий Семенович Волконский — был соратником таких известных полководцев, как П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов и Н. В. Репнин. Он участвовал практически во всех войнах конца 18 века, а в период 1803-1816 годов исполнял должность генерал-губернатора в Оренбурге, а затем являлся членом Государственного Совета.

Не менее известной персоной была и мать Сергея Григорьевича — Александра Николаевна. Она служила статс-дамой и обергофмейстериной при 3 российских императрицах, а также являлась кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины 1 степени. Как впоследствии, со слов деда-декабриста, описывал княгиню ее правнук, Александра Николаевна имела чрезвычайно сухой характер и «заменила чувства на соображения долга и дисциплины».

Детство

Биография декабриста Волконского гласит, что жизнь его с самого начала складывалась так, что все были уверены, что он в будущем сделает великолепную карьеру.

На момент его рождения действовал петровский указ, согласно которому дворянские дети должны были начинать службу с солдатских чинов. Разумеется, сердобольные родители, обладающие связями и деньгами, давно нашли способ, как его обойти. Именно поэтому, как и многие его ровесники из аристократических семей, уже в возрасте 8 лет Сережа Волконский был записан сержантом в Херсонский полк, что давало ему возможность к моменту достижения совершеннолетия «дослужиться» до офицерских чинов. На самом же деле Волконский (декабрист в дальнейшем) провел отроческие годы в престижном аристократическом пансионе аббата Николя, а в армию попал только в 1805 году в качестве поручика Кавалергардского полка.

Начало военной карьеры

Через несколько месяцев после начала службы, в 1806 году, юный князь отбыл в Пруссию в качестве адъютанта фельдмаршала М. Каменского. Там произошел конфуз, так как патрон юноши самовольно покинул расположение русских войск, не желая сражаться с Наполеоном.

Растерявшегося адъютанта заметил генерал-лейтенант А. И. Остерман-Толстой, который взял его под свое крыло. Уже на следующий день Волконский (декабрист) впервые принял участие в боевых действиях, став участником битвы при Пултуске.

После подписания Тильзитского мира вернулся в Петербург с орденом Святого Владимира, Золотым крестом за сражение Прейсиш-Эйлау и с именной наградной шпагой.

В 1810-1811 гг. Сергей Волконский сражался на юге с турками, был пожалован во флигель-адъютанты и произведен в ротмистры.

Участие в Отечественной войне

На момент нападения Наполеона на Россию князь Сергей Волконский (декабрист) был в звании флигель-адъютанта при Александре Первом.

Он участвовал в сражениях при Дашковке и Могилеве, под Поречьем, при Витебске, при городе Звенигороде, на реке Москве, при селе Орлове. Князь особо отличился 2 октября во время боя при городе Дмитрове и был повышен в чине до полковника.

Его храбрость была отмечена и во время боев при переправе французов через реку Березину. Тогда за проявленную отвагу Волконского наградили орденом Св. Владимира третьей степени.

После изгнания неприятеля с территории России князь вместе с корпусом барона Винцингероде отправился в заграничный поход, участвовал во многих сражениях. Неоднократно награждался не только российским императором, но и прусским монархом. По некоторым сведениям, в конце войны князь Волконский выполнял дипломатические и разведывательные поручения императора, в том числе в Париже во время знаменитых 100 дней.

За храбрость, проявленную в сражениях при Денневице и Гросс-Беерене, был пожалован в генерал-майоры. В 1816 году его назначили командиром бригады 2-й уланской дивизии, а спустя 5 лет перевели на ту же должность в 19-й пехотной дивизии.

Смена взглядов

В 1819 году С. Г. Волконский (декабрист) написал рапорт с просьбой предоставить ему бессрочный отпуск, так как считал личным оскорблением со стороны императора свой перевод на должность «состоящего» при дивизионном начальнике.

По дороге в Европу он остановился в Киеве, где встретил своего старинного приятеля генерал-майора М. Орлова, который, будучи начальником штаба Четвертого пехотного корпуса, состоял в тайном обществе. Тот пригласил князя на собрание, где Волконский впервые осознал, что кроме военной службы существует и другая возможность послужить на благо Отечества.

Как впоследствии писал Сергей Григорьевич, с этих пор он перестал быть верноподданным, а стал гражданином своей страны.

О длительном отпуске не могло быть и речи. Вскоре Волконский познакомился с Павлом Пестелем и утвердился в решении стать членом тайного общества.

Брак

В 1821 году Волконский (декабрист) был назначен командиром первой бригады 19-й пехотной дивизии Второй армии, которая квартировалась в глухом украинском городке Умани. Князь безропотно принял новую должность, означающую карьерное понижение, и отбыл к месту службы.

На Украине он познакомился с семьей генерала Раевского и в 1824 году сделал предложение руки и сердца его дочери Марии, на сестре которой был женат его друг Михаил Орлов.

Отец девушки после долгих раздумий дал согласие на этот брак, и в январе 1825 года в Киеве состоялось венчание Волконского и его избранницы. При этом посаженным отцом князя был его брат Н. Репнин, а шафером — Павел Пестель.

Декабрист Волконский и его жена провели вместе всего 3 месяца, так как вскоре после свадьбы молодая женщина заболела и уехала с семьей лечиться в Одессу. Из-за дел службы супруг не смог ее сопровождать, и они не встречались вплоть до его заключения в Петропавловскую крепость.

Участие в декабрьском восстании

После отъезда жены Волконский всецело отдался делу подготовки восстания. Несмотря на все меры, предпринятые заговорщиками, информация о существовании тайного общества стала достоянием властей. Согласно мемуарам князя, сам Александр Первый во время осмотра вверенной ему части предостерег его от необдуманных поступков.

В ноябре 1825 года Волконский раньше других офицеров узнал о болезни царя, так как его шурин был одним из тех, кто сопровождал императора во время его путешествия в Таганрог.

Он докладывает об этом своему начальнику по тайному Южному обществу — Пестелю, который начинает переговоры с целью договориться о совместном выступлении с «северянами». Кроме того, вместе с Волконским он составляет план "1 генваря", согласно которому Вятский полк должен был арестовать армейское начальство и идти на Петербург. К нему должна была присоединиться 19-я пехотная дивизия Волконского.

План провалился из-за ареста Пестеля. Сам же князь отказался от возможности поднять мятеж в своей дивизии и силой освободить начальника заговорщиков.

Следствие по делу заговорщиков было успешным, и уже 7 января 1826 года Сергея Волконского взяли под арест. Перед этим он успел увезти супругу рожать сына-первенца в деревню. Малыш появился на свет 2 января, а Мария тяжело заболела, проведя в постели последующие 2 месяца.

После ареста

Сергей Волконский (декабрист), биография которого не перестает интересовать исследователей, изучающих историю России 19 века, после взятия под стражу и провала восстания на Сенатской площади был отправлен в Санкт-Петербург.

Когда его супруга Мария оправилась после родов, она последовала за ними и добилась свидания. Однако ее хлопоты ни к чему не привели, и князя приговорили к 20-летним работам на каторге и пожизненной ссылке, а также лишили всех наград, званий и титула.

Мария Волконская обратилась к царю за разрешением последовать за супругом. В ответном письме Николай Второй отговаривал молодую женщину, но не запретил ей поступать так, как ей угодно. Отправиться за сыном на словах «рвалась» и мать князя, однако даже не посетила его в крепости.

На каторге

Через 10 дней после оглашения приговора декабристы Трубецкой и Волконский и многие другие участники восстания уже были отправлены к месту отбытия наказания. Князь сначала оказался на Николаевском солеваренном заводе, а потом попал на Благодатский рудник. Там он содержался в тяжелейших условиях. Кроме того, у осужденных отобрали все, включая Библии. Волконский впал в глубокую депрессию. Единственным утешением князя была надежда на скорый приезд Марии.

Встреча с супругой

На момент восстания из всех декабристов женаты были 24 человека. Первым к мужу прибыла Екатерина Трубецкая. Ее подвиг вдохновил и остальных «декабристок». Всего за мужьями и женихами в Сибирь отправилось 11 молодых женщин. Мария Волконская была второй, кому удалось преодолеть все преграды и стать супругу надежной опорой во время его пребывания на каторге и в ссылке.

Вместе с Екатериной Трубецкой они поселились в маленькой избушке рядом с тюрьмой и стали вести хозяйство, как простолюдинки.

Из Благодатского рудника Волконского отправили в Читинский острог, а затем на Петровский завод.

В 1837 году каторга была заменена поселением в селе Урик, а с 1845 года Волконские проживали в Иркутске. В ссылке у них родились двое детей: сын и дочь.

Возвращение

В 1856 году Волконскому по амнистии разрешили переселиться в Европейскую Россию, без права проживания в Москве или Петербурге, а также восстановили дворянство.

Семья официально поселилась в Подмосковье, но на самом деле Сергей Григорьевич и Мария Николаевна жили в столице, у родственников.

Конец жизни престарелый Волконский провел на Украине, в селе Воронки, где писал мемуары. Смерть жены подорвала его здоровье, и он умер через 2 года после нее, в возрасте 76 лет. Похоронены Волконские в сельской церкви, построенной их дочерью. Храм был снесен в 1930-е годы, и могилы супругов утрачены.

Теперь вы знаете, какой была судьба декабриста Волконского и какие заслуги он имеет перед Россией.

Комментарии