Петровский завод, Забайкальский край: страницы истории

Петровский завод – одно из старейших металлургических производств Сибири, давшее рождение одноименному городу (ныне Петровск-Забайкальский). В истории известен как место ссылки декабристов. К сожалению, его постигла судьба многих прославленных предприятий – в 2002 году завод признан банкротом.

Рождение

При Екатерине Великой Россия быстро обрастала новыми территориями. Тысячи купцов, казаков, исследователей и путешественников осваивали бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока. Появлялись поселения, строились крепости и торговые фактории. В первую очередь для обустройства требовались стройматериалы и металл. Леса и камней было в избытке, а вот самые простейшие металлические изделия приходилось доставлять за тысячи километров.

Купец Бутыгин обратился к Екатерине II с ходатайством о постройке чугуноделательного производства в Забайкальском крае. Петровской завод (так его назвала императрица) начал возводиться в 1788 году усилиями ссыльных и рекрутов. Вокруг предприятия возник одноименный поселок, разросшийся со временем до размеров города.

Начало пути

29.11.1790 года, после двух лет строительства, Петровский завод выдал первую продукцию. Руду добывали рядом, около реки Баляги. Первоначально действовала всего одна домна, ее мощностей хватало, чтобы покрыть запросы немногочисленного населения близлежащих регионов. Производство состояло из:

  • Чугуноплавильного, передельного участков.
  • Кузницы.
  • Якорной, резной, формовочной фабрик.
  • Плотины.
  • Госпиталя, казармы, магазина и других объектов.

Рабочий персонал состоял из 1300 человек, многие из которых были ссыльными. Для их охраны содержались более 200 казаков и солдат.

Основной продукцией были чугун, сталь и изделия из них. В 1822 году завод расширился, ассортимент увеличился за счет листового, полосового и широкополосового железа. В этот период на предприятии была сооружена первая в истории черной металлургии страны паровая машина конструкции Литвинова и Борзова (на основании работ Ползунова).

Декабристы

После неудачного восстания на Петровский завод были сосланы более 70 декабристов, среди них такие известные личности, как М. К. Кюхельбекер, Н. М. Муравьев, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, Н.П. Репин и другие. Сюда же переехали жены некоторых офицеров.

Впрочем, начальство не допускало «смутьянов» на фабрику, опасаясь их влияния на рабочих. Декабристы в основном выполняли работы по хозяйству, рыли обводные канавы, ремонтировали дороги, мололи муку ручными жерновами. По настоянию офицеров ими была организована «академия», в которой они обучали местное население грамоте и общественным наукам. После 9 лет каторги (1830-39) большинство из них было отпущено на вольное поселение.

Вторая половина XIX века

К этому времени на Петровском заводе не только выплавляли металл, но и изготавливали сложные изделия и агрегаты. Паровые машины, сделанные на предприятии, устанавливались на пароходах, курсировавших по рекам Шилка, Аргунь и Амур.

К 1870 году на производстве появились сварочная печь, прокатные станы, пудлинговая и кричная фабрика. Действовали механический, литейный, доменный цеха. После отмены крепостного права стал использоваться наемный труд, что позволило увеличить производительность.

В конце XIX века через данную местность решили проложить железнодорожную магистраль Транссиб. В 1897 году началось строительство станции «Петровский завод», а 6.01.1900 года сюда прибыл первый состав.

Век двадцатый

К сожалению для местного населения, с постройкой железной дороги в регион хлынул более дешевый металл с Урала. Выплавка чугуна стала нерентабельной. Экономический кризис, вызванный поражением в Русско-японской войне, окончательно добил предприятие. В 1905 году работа была почти прекращена, действовали лишь небольшие производства: художественное литье, изготовление механических и кузнечных изделий. В 1908 завод выкупили купцы Риф и Полутов, провели реконструкцию и запустили производство. Основным заказчиком выступало Военное ведомство.

После революции, несмотря на низкую рентабельность, предприятие продолжило работу. Были построены формовочный зал и электростанция. С 1937 года «Чуглит» (так стали называть завод) значительные объемы продукции экспортировал в Японию и Китай.

Великая Отечественная способствовала развитию производства. Находясь глубоко в тылу, завод был удобной базой для наращивания выплавки металла и изготовления дефицитных изделий. За годы войны производительность выросла более чем вдвое: с 27600 тонн стали в 1940 году до 66200 тонн в 1945-м.

В послевоенные годы производственные мощности постоянно расширялись. Увеличились выплавка стали, чугуна, изготовление проката. Суммарный объем продукции в 1960-м в 10 раз превышал показатели 1940 года.

Упадок

К 1970-м годам местные запасы сырья истощились. Руду и топливо приходилось завозить издалека, что привело к удорожанию продукции. Если в советский период с этим мирились, чтобы обеспечить занятостью горожан Петровска-Забайкальского, то после обретения Россией независимости экономическая целесообразность вышла на первый план.

Если сегодня взглянуть на фото Петровского завода издалека, то кажется, что металлургический гигант вот-вот расправит плечи, задымит трубами. Его корпуса словно устремлены в небо. Но реалии таковы, что последняя плавка была проведена в 2001-м. Годом позже предприятие было признано банкротом, производство остановлено. Возможно, навсегда. Так закончилась 211-летняя история одного из первенцев российской металлургии.

Комментарии