Каролингское возрождение
Каролингское возрождение – период интеллектуального и культурного возрождения в средневековой Северной Европе, начиная с конца восьмого столетия и до середины девятого, в эпоху царствования франкских правителей из династии Каролингов, особенно во времена Карла Великого, а также Людовика Благочестивого, Карла Лысого.
Это время характеризовалось усиленным интересом к литературе и сочинительству, искусству, архитектуре, юриспруденции, литургическим преобразованиям и изучению священных писаний. Эстетика возрождения основывалась на достижениях культуры Древнего Рима.
После периода застоя и определенного упадка в развитии интеллектуальных мыслей, искусства и культуры, Карл Великий собрал при своем дворе многих блестящих умов того времени, намереваясь с их помощью возродить в своем государстве тот уровень научного, философского, художественного образования, который был характерен для древнеримской культуры.
Недостаточность образованности особенно была заметна среди духовенства. Даже те монахи, которые проводили дни, копируя древние рукописи, умели едва читать то, что писали, тем более понимать смысл. По этой причине сохранившиеся рукописи седьмого-восьмого веков часто настолько путаны, что с трудом подаются расшифровке. Поскольку не существовало никакого стандартного академического языка, они написаны заглавными буквами, с большим количеством ошибок, без каких-либо знаков препинаний.
В государстве франков Карл не мог найти хороший экземпляр Библии или полный текст бенедектинских правил, за которыми приходилось посылать в Рим. Прежде всего, главной целью Карла являлось единство франкской церкви, которая полностью находилась под его контролем. Сам он был очень образованным для своего времени человеком. Он изучал латынь, греческий язык, риторику, логику, астрономию. Будучи в северной Италии, Карл встретился с англосаксонским ученым Алкуином, которого называют идейным вдохновителем Каролингского возрождения.
Блестящий эрудит, он жил в Йорке, где имелась библиотека с обширной коллекцией рукописей. Карл убедил Алкуина переехать в Ахен, резиденцию франкского короля, с целью развития образовательных программ для дворцовой школы. Ученый разработал курс, предназначавшийся для подготовки священнослужителей и монахов. В нем можно найти истоки семи свободных искусств: тривиум – грамматика, риторика, логика; и квадривиум – математические искусства, геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Из этих дисциплин состояло классическое и литературное образование. Студенты читали Гомера, Вергилия, Горация, Ювенала, Платона, Цицерона.
Герои возрождения – это не только Алкуин. Среди приглашенных ко двору Карла были и другие авторитетнейшие ученые, философы, поэты: Петр из Пизы, инструктировавший Карла в латыни, Павлин из Аквилеи, назначенный Аквилейским патриархом (Павлин II), лангобард Павел Диакон, вестгот Теодульф.
Центрами учености и образования стали монастыри, в которых имелись специальные помещения для копирования древних рукописей. Но уже не было бездумного списывания – все тексты тщательно изучались монахами. В новых рукописях слова были отделены друг от друга, имелась пунктуация. Карл стандартизировал средневековую латынь. Дело в том, что многое изменилось в латинском языке со времен Древнего Рима, появились новые слова, фразы, идиомы, которые необходимо было включить в язык. Карл принял во внимание все изменения, и появилась средневековая латынь в том виде, в каком она известна сегодня.
Термин «Каролингское возрождение», введенный французским историком Жан-Жаком Ампером в 19 веке, часто оспаривается из-за того, что эпоха была ограничена в основном развитием в среде духовенства и испытывала недостаток всесторонних общественных движений, характерных для итальянского Возрождения. К тому же, она больше представляла попытку возродить культуру Римской империи. Тем не менее, это было одновременное распространение религиозной христианской практики и единой культуры. А правление самого Карла было настолько блестящим, что его сравнивают с правлением Александра Македонского, Цезаря Августа, Константина, Юстиниана.
Смерть Карла стала одной из главных причин упадка франкского государства и его культуры.
В ретроспективе Каролингское возрождение также имеет некоторые черты «ложного» расцвета, когда культурные достижения были в значительной степени рассеяны в течение нескольких поколений.
Расцвет искусства охватывает примерно столетний период, с 800 по 900 годы, но это был влиятельный период, когда в Северной Европе, базируясь на классических (римских) формах искусства, была подготовлена почва для возвышения романского и, в конечном счете, готического искусства. С того времени сохранились иллюминированные рукописи, металлоизделия, скульптура, мозаичные и фресковые работы.
В архитектуре Каролингское возрождение характеризуется стилем, введенным Карлом, и господствовавшим до правления германского короля Оттона I. Это также была сознательная попытка воссоздать римскую и византийскую архитектуру, но благодаря новшествам она обрела уникальный характер.