Философия Юнга: кратко и понятно. Карл Густав Юнг: философские идеи

Карл Густав Юнг родился 26.07.1875 года в семье одного из священников евангелически-реформатской церкви в швейцарском местечке под названием Кесвиль. Его семья происходила из Германии: прадед юного философа руководил военным госпиталем в период наполеоновских войн, а брат прадеда на протяжении некоторого времени занимал пост канцлера Баварии. В нашей статье речь пойдет о философии Юнга. Кратко и понятно рассмотрим основные его философские идеи.

Начало философского пути

Еще в отрочестве Юнг начал отрицать религиозные представления собственного окружения. Ханжеское морализаторство, догматизм, превращение Иисуса в проповедника викторианской морали – все это вызывало у него неподдельное возмущение. По словам Карла, в церкви все бесстыдным образом толковали о Боге, его действиях и стремлениях, профанируя все священные вещи избитыми сентиментальностями.

Стоит заметить, что суть философии Юнга прослеживалась еще в его ранние годы. Так, в протестантских церемониях религиозной направленности юный философ не замечал и следа присутствия Бога. Он считал, что Бог когда-то жил в условиях протестантизма, однако давно покинул соответствующие храмы. Он познакомился с догматическими трудами. Именно это привело Юнга к мысли, что их можно считать «образцом редкостной глупости, единственной целью которых является сокрытие истины». Молодой Карл Густав придерживался точки зрения, что живая религиозная практика стоит гораздо выше всех догматов

Сновидения Юнга

Имеет место и мистика в философии Юнга. В его сновидениях той поры предельную важность играл один мотив. Так, он наблюдал образ старца, наделенного магическими силами, который считался как бы его alter ego. В повседневном быту проводил свою жизнь робкий и достаточно замкнутый юноша — личность под номером один. В сновидениях же являлась иная ипостась его «Я» — это личность под номером два, которая обладала даже своим именем (Филемон).

Поводя итоги обучения в гимназии, Карл Густав Юнг прочел «Так говорил Заратустра», после чего не на шутку испугался: Ницше тоже имел «личность под номером 2», которую называл Заратустра. Однако она сумела вытеснить личность непосредственно философа (кстати, отсюда и безумие Ницше; именно так считал Юнг, вопреки предельно достоверному диагнозу, поставленному медиками). Стоит заметить, что страх перед аналогичными последствиями «сновидчества» поспособствовал решительному, уверенному и достаточно стремительному повороту в реальность. Кроме того, у Юнга была необходимость учиться в университете и осуществлять трудовую деятельность одновременно. Он знал, что рассчитывать нужно исключительно на собственные силы. Именно такие раздумья постепенно увели Карла от волшебного мира снов.

Несколько позднее в учении Юнга о двух видах мышления отражение нашел и личный опыт сновидений. Основная цель юнговской психотерапии и философии Юнга — не что иное, как единение «внутреннего» и «внешнего» человека. Нужно дополнить, что размышления зрелого философа касательно религии в той или иной степени стали лишь развитием тех моментов, которые были испытаны им в детские годы.

Источники учений

При определении источников философских идей Юнга, тех или иных учений принято злоупотреблять словом «влияние». Естественно, в данном случае влияние не означает «повлиять» в прямом смысле слова, когда разговор ведется о великих богословских или философских учениях. Ведь оказать влияние можно лишь на того, кто что-то из себя представляет. Карл Густав в своем развитии в первую очередь отталкивался от протестантской теологии. Одновременно он усваивал духовную атмосферу собственного времени.

Философия Юнга принадлежит к немецкой культуре. Издавна для данной культуры является характерным интерес к «обратной, ночной стороне» существования. Так, в начале прошлого века великие романтики обратились к сказаниям народа, «рейнской мистике», мифологии Таулера и Экхарта, а также к алхимической теологии Беме. Стоит заметить, что до этого врачи-шеллингианцы уже пытались использовать философию бессознательного Фрейда и Юнга в лечении больных.

Прошлое и современность

На глазах Карла Густава ломался патриархальный уклад жизни в Германии и Швейцарии: уходил мир замков, деревень, небольших по размеру городов. Как отмечал Т. Манн, непосредственно в их атмосфере оставалось «что-то от духовной составляющей людей, которые жили в последние десятилетия XV века». Эти слова были произнесены с подспудной душевной предрасположенностью к безумию и фанатизму.

В философии Юнга сталкиваются современность и духовная традиция прошлого, естествознание и алхимия XV–XVI веков, научный скепсис и гностицизм. Интерес к глубокому прошлому как к категории, постоянно сопровождающей общество сегодня, сохранившейся и действующей на нас и по сей день, для Юнга был характерен еще в юности. Стоит заметить, что в университете Карл больше всего желал учиться на археолога. Дело в том, что «Глубинная психология» своей методикой чем-то напоминала ему археологию.

Известно, что Фрейд также несколько раз сравнивал психоанализ с данной наукой, после чего сожалел, что имя «археология» все же закреплено за поисками культурных памятников, а не за «духовными раскопками». «Архее» является первоначалом. Так, «глубинная психология», которая снимает слой за слоем, постепенно движется к корням сознания.

Следует заметить, что в Базеле археология студентам не преподавалась, тем не менее в другом университете Карл учиться не мог: небольшую по размерам стипендию он получал только в родном городе. В настоящее время спрос на выпускников гуманитарных и естественнонаучных факультетов данного университета достаточно велик, однако еще в конце прошлого столетия ситуация была обратной. Профессионально изучать науку имели возможность исключительно обеспеченные в материальном плане люди. Кусок хлеба также гарантировали юридический, медицинский и теологический факультеты.

Специфический подход к науке

Для кого издаются все эти ветхие книги? Наука в то время была полезным орудием. Она ценилась исключительно по своим приложениям, а также благодаря эффективному применению в строительстве, индустрии, медицине и торговле. Базель корнями уходил в глубокое прошлое, а Цюрих устремлялся в такое же далекое будущее. Карл Густав замечал в подобной ситуации «раскол» европейской души. По философии Юнга индустриально-техническая цивилизация свои корни предавала забвению, причем это было закономерным явлением, так как душа в догматическом богословии окостенела. Как полагал известный философ, религия и наука вступили в противоречие по той причине, что первая в некоторой степени оторвалась от жизненного опыта, а вторая ушла от действительно существенных проблем — она придерживалась прагматизма и плотского эмпиризма. Вскоре возникнет следующий философский взгляд Юнга на это: «Мы стали богатыми в плане познаний, но бедными в мудрости». В картине мира, которая создана наукой, человек является лишь механизмом среди иных подобных. Так, его жизнь теряет всякий смысл.

Именно поэтому появилась необходимость в выявлении той области, где наука и религия не опровергают друг друга, а кооперируются в поисках корней всех смыслов. Вскоре психология стала для Карла Густава наукой наук. С его точки зрения, именно она была способна дать современному индивиду целостное мировоззрение.

Поиски «внутреннего человека»

Философия Юнга кратко и понятно говорит о том, что в поисках «внутреннего человека» Карл Густав не был одинок. Множество мыслителей конца XIX — начала XX веков имело такое же негативное отношение и к церкви, и к мертвому космосу естествознания, и даже к религии. Некоторые из них, к примеру, Толстой, Бердяев или Унамуно, обратились к христианству и дали ему весьма неортодоксальное толкование. Остальные, испытав кризис души, начали создавать философские учения.

Кстати, не без основания они называли эти направления «иррационалистическими». Именно так появился интуитивизм Бергсона и прагматизм Джеймса. Ни эволюцию природы, ни мир переживаний человека, ни поведение этого примитивного организма нельзя объяснить посредством законов физиологии и механики. Жизнь — это гераклитовский поток; вечное становление; «порыв», который не признает закона тождества. Круговорот веществ в природном окружении, вечный сон материального, вершины духовной жизни — это лишь полюса неудержимого потока.

Кроме философского значения аналитической психологии Юнга как «философии жизни», важно рассмотреть и моду на оккультизм, которая, непременно, задела его. В течение 2 лет философ участвовал в спиритических сеансах. Карл Густав познакомился со многими литературными произведениями по нумерологии, астрологии и иным «тайным» наукам. Подобные увлечения студенчества во многом определили особенности позднейших исследований Карла. От веры в то, что медиумы налаживают общение с духами умерших, философ вскоре отошел. Кстати, сам факт такого контакта отрицают и оккультисты.

Диссертация Юнга

Стоит отметить, что представленные наблюдения и философия Юнга, кратко описывающая их, стали основой его докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902). Стоит отметить, что эта работа и по сей день сохранила научное значение. Дело в том, что философ дал в ней психиатрический и психологический анализ медиумического транса, сопоставил его с помраченным состоянием ума, галлюцинациями. Он отметил, что у поэтов, мистиков, пророков, основателей религиозных движений и сект наблюдаются аналогичные состояния тем, которые специалист может встретить у больных, слишком близко подошедших к священному «огню», настолько, что психика не выдержала — в итоге имел место раскол личности. У поэтов и пророков к их собственному зачастую примешивается голос, идущий из глубины как бы иной личности. Однако их сознание овладевает этим содержанием и придает ему художественную и религиозную формы соответственно.

Всяческие отклонения можно встретить и у них, однако существует интуиция, которая «далеко превосходит сознательный ум». Так, они улавливают определенные «праформы». Впоследствии Карл Густав определил данные праформы как архетипы коллективного бессознательного. Архетипы Юнга в философии в разное время возникают в человеческом сознании. Они как бы всплывают вне зависимости от людской воли. Праформы являются автономными, их не определяет сознание. Тем не менее архетипы могут оказывать на него влияние. Единство иррационального и рационального, субъект-объектное отношение к интуитивному прозрению — именно это отличает транс от адекватного сознания и сближает его с мифологическим мышлением. Каждому индивиду мир праформ доступен в сновидениях, которые служат основным источником сведений о психическом бессознательном.

Учение о коллективном бессознательном

Таким образом, к основным концепциям коллективного бессознательного Юнг пришел еще до того, как встретился с Фрейдом. Их первое общение произошло в 1907 году. К тому времени Карл Густав уже имел имя: прежде всего, известность ему принес словесно-ассоциативный тест, который позволил экспериментальным способом выявить структуру бессознательного. В лаборатории психопатологии экспериментальной направленности, которая была создана Карлом Густавом в Бургхельци, каждому из испытуемых предлагали перечень слов. На них человек должен был отреагировать незамедлительно, причем первым словом, пришедшим ему на ум. Время реакции фиксировали посредством секундомера.

После этого тест усложнялся: с помощью разных приборов фиксировались физиологические реакции индивида на определенные слова, которые выступали стимулами. Главное, что получилось обнаружить, — это наличие тех выражений, на которые люди не находили быстрого отклика. В некоторых случаях удлинялся период подбора слова-реакции. Зачастую испытуемые надолго замолкали, заикались, «отключались» или реагировали не одним словом, а целым предложением и так далее. При этом люди не осознавали, что ответ на одно слово, являющееся стимулом, к примеру, занимал у них в разы больший отрезок времени, чем на другое.

Умозаключение Юнга

Так, Карл Густав сделал умозаключение о том, что подобные нарушения в реагировании возникают по причине своеобразных «комплексов», заряженных энергией психического характера. Стоило слову-стимулу лишь «дотронуться» до данного комплекса, как у индивида, участвующего в эксперименте, появлялись следы незначительного эмоционального расстройства. Спустя некоторое время — благодаря эксперименту — появлялись многочисленные «проективные тесты», широко применяемые в подборе кадров и медицине. Кроме того, был разработан столь далекий от чистой науки прибор, как «детектор лжи».

Философ придерживался мнения, что этот тест способен выявить в психике человека те или иные фрагментарные личности, которые расположены за границами сознания. Стоит заметить, что у шизофреников личностная диссоциация является более выраженной, чем у здоровых людей. В конце концов это приводит к распаду личности, разрушению сознания. Так, на месте когда-то существовавшей личности остается целый пул «комплексов».

Впоследствии философ разграничил категории комплекса личного бессознательного и архетипа коллективного бессознательного. Следует заметить, что именно архетипы напоминают отдельных личностей. Если ранее безумие можно было объяснить «одержимостью бесами», пришедшими в душу извне, то у Карла Густава оказывалось, что их легион изначально существовал в душе. Так, при наличии определенных обстоятельств они одерживали победу над «Я» — одной из составляющий психики. В душе любого человека есть большое количество личностей. Каждая из них имеет свое «Я». Временами они стараются заявить о себе, выйти на поверхность сознания. К юнговской трактовке психики можно было бы применить древнее речение: «У нежити собственного облика нет — она ходит в личинах». Однако здесь должна быть оговорка в том, что непосредственно у психической жизни, а не «нежити» есть различного рода маски.

Конечно, представленные идеи Карла Густава связаны не только с психологическими экспериментами и психиатрией. Они как бы «носились в воздухе». Интересно знать, что К. Ясперс с достаточной степенью тревоги отзывался об эстетизации различных отклонений психического плана. По его мнению, именно таким образом «дух времени» выражал себя. В творчестве целого ряда писателей увеличивался интерес к «легионам бесов», которые населяли самые глубины души, а также к «внутреннему человеку», который является радикально отличным от внешней оболочки.

Зачастую данный интерес, как и у Карла Густава, сливался с учениями религиозного плана. Достаточно упомянуть Г. Майринка, австрийского писателя, на романы которого нередко ссылался философ («Ангел в западном окне», «Голем», «Белый доминиканец» и так далее). В книгах Майринка теософия, оккультизм, восточные учения составляли как бы систему отсчета для того, чтобы противопоставить метафизически-чудесную реальность миру каждодневной здравой сути, для которой эта реальность считается «безумной». Естественно, о подобном противопоставлении знал и Платон, и апостол Павел («Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»). Кроме того, с ним можно было столкнуться в европейской литературе (Шекспир, Сервантес, Кальдерон и другие). Это противопоставление служило отличительной чертой немецкого романтизма, литературных произведений Достоевского и Гоголя, а также множества писателей нашего века.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные философские идеи и мысли Карла Густава как в теории, так и на конкретных примерах. В заключение следует отметить, что встречу философа с психоанализом невозможно назвать случайной, как и разрыв с Фрейдом, который произошел несколько позднее. В философии Фрейда и Юнга трактовка бессознательного принципиально отличается. Хотя Карл Густав был многим обязан именно Фрейду, своими наставниками он считал П. Жане и Э. Блейлера.

Блейлер писал о ситуациях раздвоения личности, а также об «аутическом мышлении», которому в любом случае противопоставлялось «реалистическое». Именно он ввел в психиатрию такой термин, как «шизофрения» (иными словами, раскол, расщепление личности). От Жане Юнг унаследовал в первую очередь энергетическую концепцию психики, в соответствии с которой реальность окружающего мира так или иначе требует определенного количества энергии, а с ослаблением ее потока «понижается уровень сознания».

Сегодня известен целый ряд литературных трудов Юнга: "Человек и его символы", "Красная книга", "Психология и алхимия", "Психологические типы" и так далее. Стоит отметить, что обстоятельства выхода в свет каждой из книг достаточно необычны. Они интересны уже этим, что напрямую относятся к их содержанию и замыслу.

Комментарии
Не знаю, правильно ли я понял суть учения Юнга, но сам я твердо уверен в том, что так называемые бог и дьявол живут в человеке с рождения, это главные архитипы, а уж личность человека (смотря какая, в зависимости от среды обитания, воспитания и прочего) либо контролирует и уравновешивает эти личности, либо опять же исходя из впечатлений от прожитого этапа жизни отдает предпочтение одному из архитипов, отсюда и выходят в свет или волки в овечей шкуре или овцы в волчей.