Философ Франк: биография, личная жизнь, научные труды, философские учения
О философе Франке известно в большей степени как о последователе русского мыслителя Владимира Соловьева. Вклад этого религиозного человека в отечественную философию сложно переоценить. Литературные деятели, жившие и творившие в одну эпоху с Семеном Людвиговичем, говорили, что даже в молодости он был не по годам мудр и рассудителен.
Роль в отечественной философии
О Франке говорили как о человека неторопливом и немного медлительном в словах, требующем основательного подхода в суждениях и мнениях, спокойном и совершенно невозмутимом с удивительными лучистыми глазами, из которых лился свет и доброта. Глаза философа Семена Людвиговича вспоминают все, кто знал его при жизни.
Это известный русский философ, психолог, религиозный мыслитель. Его биография и творческий путь являются актуальным предметом научных статей, рефератов и докладов. Все работы российского философа Франка переведены на многие языки мира. Основная сущность его трудов заключается в поиске и анализе единства духовной жизни с телесной оболочкой. Человек, по его мнению, представляет собой нераздельный таинственный и непостижимый субстрат. Семен Людвигович Франк имел резко негативное отношение к коллективизму, считал его «путами» для личности. Любой диктат – противоположность свободе, без которой невозможно единение со Всевышним.
Биография: детство
Семен Людвигович Франк (1877-1950) появился на свет в еврейской семье. Отец философа был врачом, окончившим в 1872 году Московский университет (1872). Всю свою молодость Людвиг Семенович провел в Польше, но во время Польского восстания 1863 года принял решение переселиться в Москву, где и познакомился со своей будущей супругой – матерью философа Франка Розалией Моисеевной Россиянской.
Когда мальчик родился, отец участвовал в русско-турецкой войне, а через пять лет умер. Спустя почти девять лет после смерти мужа Розалия Моисеевна вышла замуж во второй раз. Отца С. Л. Франку заменил отчим В. И. Зак, работавший аптекарем. Незадолго до бракосочетания Зак вернулся из сибирской ссылки.
Образование Франк получал на дому. К вопросу домашнего обучения со всей серьезностью подошел его дед по материнской линии Моисей Миронович Россиянский. Этот человек в 60-х годах позапрошлого века возглавлял еврейскую общину в Москве. От него Франк перенял интерес к философским проблемам религии. Россиянский обучал внука древнееврейскому языку, вместе они читали Библию, историю еврейского народа.
Вторым человеком, который оказал заметное влияние на мировоззрение Семена Франка, был его отчим В. И. Зак. Мужчина провел все свои молодые годы в революционно-народнической среде. Под руководством Зака Франк узнал о работах демократов того времени Н. К. Михайловского, Д. И. Писарева, П. Л. Лаврова и стремился разобраться в противоречивых политических течениях и взглядах, которые отражались на общественной жизни.
Учеба в университете
В 1892 году семья уехала из Москвы в Нижний Новгород, где будущий философ С. Л. Франк получил образование в гимназии. Во время учебы он примкнул к марксистскому движению и сблизился с группой революционеров.
В 1894 году мыслитель поступил на правовой факультет Московского университета. Франк часто пропускал лекции, увлекшись посещением политэкономических кружков. Семнадцатилетний юноша был одержим вопросами социализма и пропагандистских взглядов. В агитации рабочих к революции принимал личное участие.
Так продолжалось на протяжении некоторого времени, пока Семен Людвигович не сделал вывод о научной несостоятельности марксизма. В 19 лет Франк отказался от революционной деятельности, но для восполнения пробела в знаниях ему требовалось время. В 1898 году, получив свидетельство о завершении восьми семестров университета, принял решение о переносе экзаменов на следующий год.
Однако из-за студенческих волнений, которые начались весной 1899 г. по всей стране, сдать экзамены ему так и не удалось. В биографии Семена Людвиговича Франка начался новый этап: за участие в протестном движении он был арестован, а затем выслан из Москвы с лишением права проживать в университетских городах. Ничего не оставалось делать молодому философу, как вернуться к матери в Нижний Новгород. Но и там он не оставался долго. Принял решение отправиться в Берлин, чтобы пройти курс лекций по философии и политэкономии.
«Годы ученья и странствий»
Именно так сам философ называл период в своей биографии с 1905 по 1906 годы. По окончании срока высылки в 1901 году Франк смог вернуться в Россию, где успешно сдал выпускные экзамены в Казани и получил степень кандидата наук. Основным способом заработка для Франка были переводы. Частые поездки за границу были вызваны интересом к французскому журналу «Освобождение», редактором которого был его друг Петр Струве. В этом издании мыслитель публиковал свои первые работы.
В 1905 году, после революции, Франк переехал в Петербург, где занимал должность редактора в еженедельнике «Полярная Звезда», «Свобода и культура», «Новый путь». Произошли изменения и в политических взглядах автора. Теперь он придерживался более консервативной позиции в отношении к государственно-политической системе Российской Империи, начал критиковать социалистические идеи, считая их утопическими.
Личная жизнь, семья, дети
В 1906 году берет начало его педагогическая деятельность и академическая карьера. В гимназии М. Н. Стоюниной Франк читал лекции по социальной психологии, среди слушателей которых встретил свою будущую супругу – Барцеву Татьяну. В 1908 году молодые люди вступили в брак. Сам Франк считал, что с момента женитьбы в его жизни завершилась «эпоха молодости и учения». Создав семью, он перестал искать свои внутренние и внешние пути, призвание. В браке с Татьяной Сергеевной появилось на свет четверо наследников: Виктор (1909), Наталья (1910), Алексей (1912), а в 1920 году родился сын Василий Семенович Франк.
Семен Людвигович Франк, создав семью, пересмотрел свое отношение к жизни и религиозным ценностям, вследствие чего решил принять православную веру в 1912 году. В этом же году он занял должность приват-доцента в Петербургском университете, а спустя год был командирован в Германию, где написал первое произведение «Предмет знания», прославившее его как мыслителя. Кстати, эта же работа легла в основу магистерской диссертации, которую Франк успешно защитил весной 1916 года. Получить степень доктора наук Семену Людвиговичу так и не удалось, несмотря на то, что диссертационная работа была готова. Причиной всему стала революция 1917 года.
Декан саратовского вуза
В период с 1917 по 1921 год Франк занял должность декана историко-философского факультета саратовского университета. И хотя он не считал эту работу прибыльной или перспективной, выбора не оставалось: в Москве продолжать заниматься научной деятельностью было практически невозможно. Но и в Саратове условия жизни в период Гражданской войны показались невыносимыми Франку. Философ вернулся в Москву, где был избран членом «Философского института». Там же вместе с Бердяевым он создает Академию духовной культуры, в которой читает лекции, освещая общекультурные, гуманистические, религиозные и философские вопросы. В период 1921-1922 годов увидели свет книги Франка Семена Людвиговича «Очерк методологии общественных наук» и «Введение в философию в сжатом изложении».
Покидая Родину…
Политическая обстановка в России не становилась стабильнее. В 1922 года решением советского правительства были массово высланы из России представители интеллигенции. Ученые, писатели, философы, среди которых был Франк, покинули Петербург поздней осенью на немецких кораблях. «Пруссия» и «Обербургомистр Хакен» вышли из питерской гавани. Это событие стало переломным в биографии Семена Людвиговича Франка, которому в будущем, увы, так и не выпадет возможность вернуться на Родину.
На момент высылки ему было 45 лет. На первый взгляд кажется, что продолжение его творчества невозможно. Однако, как пишет сын Семена Людвиговича Франка, Василий Семенович Франк, свои лучшие работы отец создал в вынужденной эмиграции. На написание новых трактатов его толкала боль, которую он переживал на чужбине, и полное духовное одиночество.
...Что делать мне и другим - чтобы спасти мир и тем впервые оправдать свою жизнь? До катастрофы 1917 года ответ был один - улучшить социальные и политические условия жизни народа. Теперь - свержение большевиков, восстановление прошлых форм жизни народа. Наряду с этим типом ответа есть на Руси другой, ему родственный - толстовство, проповедующее "нравственное совершенствование", воспитательную работу над самим собой...
Вместе с семьей философ прибыл в Германию. Поселилась чета Франков в Берлине. Свободное владение немецким языком давало массу преимуществ, но все же зарабатывать на жизнь на чужбине было нелегко. Первое время философ работал в Религиозно-философской академии, которая впоследствии, став одним из центров русских мигрантов, была переведена из Берлина в Париж. Помимо этого, Франк читал лекции в Русском научном институте, где приезжие из России проходили обучение по университетской программе.
Затворническая жизнь еврея
С приходом к власти Гитлера многие евреи остались без работы. В бедственном положении находилась и семья российского философа Франка. Кроме того, незадолго до начала Второй мировой войны его неоднократно вызывали на беседы в гестапо. Предвидя опасность, он спешно уехал из нацистской Германии во Францию, а спустя некоторое время к нему приехала жена с детьми.
На протяжении всего периода, пока Франк жил в Германии, ему приходилось прятаться, быть затворником, что не могло не найти отражения в творчестве. За 1924-1926 гг. философ написал несколько трактатов для русских студентов. Среди произведений того периода наибольшую популярность получили книги «Крушение кумиров», «Основы марксизма», «Смысл жизни». Семен Людвигович Франк пытался передать свое состояние растерянности и непонимания, боль за поражение русских людей. Его книги будоражили ум, наводя на закономерные вопросы.
В целом автор открыто демонстрирует свое скептическое отношение ко всем изменениям, происходящим в России того периода. План спасения, намеченный большевиками, он называет утопическим, ошибочным и совершенно непригодным. Неудачи общественного переворота наводят его на мысль о необходимости спасать свою жизнь.
О книге «Смысл жизни»
Философ Франк в этом произведении пытается аргументировать свое мнение о бессмысленности жизни как таковой. Минимальным условием для достижения смысла в жизни является наличие свободы. Только будучи свободным, человек имеет возможность жить так, как он желает, действовать осмысленно, стремиться к конкретной цели. Но каждый член современного общества окутан долгом, необходимостью, традициями, обычаями, ответственностью.
Кроме того, человек не может быть свободным из-за своей телесности. Все люди без исключения подчинены механическим законам материи. В книге «Смысл жизни» С. Л. Франк описывает парадоксальность бытия. Пока одни тратят отведенное им время на разгулы и развлечения, другие воздерживаются от наслаждений и ведут аскетический образ жизни. Кто-то, погрязнув в бытовых проблемах, жалеет, что не сберег свою свободу и женился, а кто-то и вовсе не спешит обзаводиться семьей, но в старости страдает от одиночества и отсутствии любви, семейного тепла, уюта. Но так или иначе, в конце жизни все из них приходят к пониманию того, что жизнь была прожита неправильно, не так, как им видится теперь.
В своей книге Франк делает вывод о том, что человеческие пристрастия обманчивы. То, что кажется важным и драгоценным, на самом деле не имеет значения. Людей часто ждет разочарование, когда они осознают свои ошибки, но исправить уже ничего нельзя. К вопросу о поиске смысла жизни философ подходит более глобально, предполагая, что он может быть скрыт где-то во Вселенной. Но проведя ряд умозаключений, приходит к выводу, что жизнь человечества в целом – это всего лишь набор бессмысленных случайностей, хаотичная вереница обстоятельств, фактов и событий, которые ни к чему не ведут, не преследуют никакой цели.
В своей философии Семен Людвигович Франк воспринимает историю как попытку представления гуманистических идеалов. Технический прогресс – это иллюзия успеха, которым вдохновились целые поколения. Он не привел к счастливой жизни людей, а обернулся изобретением убийственного оружия и страшными войнами. По мнению автора, человечество не эволюционирует. Напротив, оно уходит назад в своем развитии и в данный момент стоит еще дальше от цели, чем тысячелетия назад. Таким образом, жизнь каждого человека лишь иллюзорно кажется счастливой на фоне существования и развития всего человечества.
Далее Семен Людвигович пишет о том, что смысл жизни как совершенный предмет невозможно найти раз и навсегда. Он не дается человеку извне, а находится внутри него самого, заложен в самой жизни. Но даже если бы возможно было отыскать готовый и понятный смысл жизни, человек не принял бы его как дар свыше или остался бы неудовлетворенным им. Смысл жизни должен быть выработан усилиями каждого из нас, что является своего рода оправданием своего собственного существования.
Философствуя на данную тему, Франк затрагивает вопрос религии. По определению мыслителя, человек – это существо, которое принадлежит божественному и земному мирам, а его сердце находится на пересечении этих двух миров. Каждый человек должен стремиться к Богу, но постоянно и неизбежно грешит в силу своей духовной слабости и ограниченности. В этом контексте смысл жизни – это поиск пути для преодоления своей личной греховности.
Позиция философа Франка в этом вопросе однозначна: человек устроен таким образом, что априори не может быть безгрешным, но ему под силу прожить менее греховную жизнь. Самый короткий путь по преодолению греховности выбирают отшельники и монахи, которые отрекаются от внешнего мира и посвящают себя Богу. Однако это не единственный доступный путь.
Русский философ С. Л. Франк поддерживает идеи Фридриха Ницше, который допускал участие в делах греховного мира, но в такой степени, чтобы действия были направлены на преодоление или хотя бы уменьшение не только личной, но и мировой греховности.
В качестве примера Франк приводит ситуацию с войной, ведь это, бесспорно, дело греховное. Верующий человек, отреченный от внешнего мира и воздерживающийся от участия в войне, делает все правильно: он не пользуется плодами войны и ничего не принимает от государства, ведущего войну. Если же рассматривать людей обычных, то менее греховной будет позиция того, кто, принимая участие в войне, разделяет ответственность за содеянное вместе с государством. В свою очередь человек, который не принимает прямого участия в сражениях, но при этом пользуется плодами войны, является более грешным.
Добро создается только добром. Философия Семена Людвиговича Франка говорит о том, что настоящее благо незаметно, оно всегда тихо таится в душах людей, скрыто от шума и суеты. Таким образом, смысл жизни человек должен искать в том, чтобы ограничивать зло в мире и проявлять добро.
«Духовные основы общества»
Несколькими годами позже, в 1930 году Франк написал по социальной философии, которую сегодня считают одной из самых значимых его работ – «Духовные основы общества». В этом произведении Франк впервые включил термин «всеединство», который использовался им при исследовании социальной жизни россиян. Философ доказывал, что состояние общества в равной степени отражает связь каждого индивида с Богом.
В первой половине прошлого века многие авторы предпринимали попытку пересмотреть основы политического либерализма. Одним из тех, кто поддерживал либеральные идеи, являлся С. Л. Франк. «Духовные основы общества» содержат не просто философское толкование. Автор полагал, что духовные ценности имеют первостепенное значение, а свобода и право должны служить им. Франка желал свести воедино идеи личной свободы и всеединства религии с государством. Такая трилогия должна была лечь в основу разносторонней интерпретации мира.
Во время войны
Самой известной работой Франка считается книга «Непостижимое». Он много времени посвящал ее написанию, начал работу над ней, находясь в Германии, но в сложившихся политических условиях завершить книгу не удавалось. Долго Франк не мог найти издателя, который опубликовал бы его труд, и в конце концов перевел ее на русский язык. Произведение было издано в Париже в 1939 году.
Кстати, с 1938 года русский философ жил во Франции. Сюда из Германии мигрировала и его жена. Дети Франка пребывали в Англии. Сначала Франки поселились на юге Франции в курортном городке Лавьер, но вскоре переехали в столицу, обосновавшись в районе, где проживали преимущественно русские мигранты. Когда Вторая мировая война была в самом разгаре, семье мыслителя пришлось снова перебраться в южную часть Франции, в маленькую деревню Сен-Пьер-д'Аллевар, неподалеку от Гренобля. Но даже там, казалось бы, в тихом и отдаленном месте, часто случались облавы гестапо на евреев. Тогда Франку и его жене приходилось укрываться в лесу по несколько дней.
В 1945 году, когда советские войска освободили мир от Коричневой чумы, семья переехала в Гренобль, а осенью выехали в Англию, где воссоединились с детьми. Весь период пребывания во Франции русский философ Франк вел кропотливую работу над книгой «С нами Бог» и «Свет во тьме». Опубликованы оба эти произведения были в 1949 году.
Последние годы жизни
С 1945 года Франк жил в Лондоне с дочерью Натальей. Женщина растила двоих детей без мужа – тот погиб на войне. Также с ними проживал сын Франка Алексей, который получил на фронте тяжелые ранения. В этот период философ работал над книгой, которая впоследствии окажется для него последней. Произведение «Реальность и человек» было завершено в 1947 году, но издано оно было намного позже – почти через 10 лет.
Стоит отметить, что Семен Людвигович никогда не отличался крепким здоровьем. К тому же в середине 30-х годов перенес сердечный приступ. Тяготы войны и преследования евреев не могли не отразиться на его здоровье. А в августе 1950 году врачи обнаружили у него злокачественную опухоль легкого. Спустя четыре месяца, 10 декабря 1950 года, Франк скончался.
Во время болезни, сопровождающейся невыносимыми физическими муками, философ испытывал глубокие религиозные переживания. Семен Людвигович воспринимал свои страдания как чувство единения с Богом. Франк делился мыслями со сводным братом Львом Заком. В частности, говорил о том, что сопоставив свои мучения и страдания Христа, он легче переносил боль.
Идеология, которой следовал философ
Франка считают последователем русского философа Владимира Соловьева. Основной идеей философии Семена Людвиговича также является идея всеединства. Но в отличие от Соловьева, Франк рассматривает ее внешний окружающий мир и внутренний опыт личности. В его творчестве просматривается критика материалистических идей и философское обоснование альтернативных взглядов на мир, общественный уклад. Российский философ считал это создание такого обоснования делом всей своей жизни.
Основные умозаключения мыслителя присутствуют в трех книгах, задуманных как трилогия: «Предмет знания», «Духовные основы общества» и «Душа человека». Семен Людвигович Франк считал своей самой сложной работой клинку «Предмет знания». В ней он пытался доказать существование двух видов знаний – рациональных теоретических и непосредственных практических. Для абсолютного бытия оба типа имеют право на существование. В произведении «Душа человека» Франк стремился разграничить душу и телесную оболочку, при этом человека он позиционировал как существо с глубоким внутренним миром, сформированным в результате воздействия окружающей материальной среды.
Семен Людвигович сумел доказать, что не только индивидуумы, но и целые нации имеют душу. Причем этот довод использовался для дальнейшей интерпретации большевистского движения. Философ считал, что его причиной стал духовный распад самосознания россиян, потеря национального единства. О том, как Семен Людвигович Франк разумеет нигилизм, можно понять по его высказываниям:
...Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм русской интеллигенции есть лишь выражение и отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей...
Франк критиковал либерализм того времени. Данное понятие было вложено в трактовку большевистской революции, которая возникла, как считал мыслитель, по причине духовной ограниченности консервативных и либеральных оппозиционеров. И консерваторы, и либералы должны были объединиться в борьбе с большевиками, но вместо этого все они отказались от религиозных истоков. И даже наличие технических знаний и опыта не позволило противостоять социал-демократам российской народной партии.
При этом демократия, по мнению Франка, далекий от идеала политический режим. В первую очередь демократия предполагает возможность совершения ошибок, но в то же время она дает возможность для их исправления, позволяет сделать выбор в пользу другого варианта. Франк объясняет это тем, что познать истину можно только внутри себя. Вне людей и вне коллективного самопознания определить истину невозможно, поэтому несовершенство человеческой сущности – несомненный аргумент в пользу демократических взглядов. Этот политический режим предполагает свободу народа от лиц, которые, как считал Франк, «возомнили себя спасителями человечества». Демократию неправильно считать верой в справедливость, однако она является своего рода гарантией отрицания всякого рода непогрешимости, признания прав меньшинств и каждого человека на принятие участия в делах государственной важности.
Пассивность русской религиозной культуры также негативным образом отражалась на состоянии государственно-политического строя, по мнению Франка. В своих работах он сетовал на упадок гуманистических традиций в Европе и России, что привело к разложению национального настроения и патриотизма.
Революционный опыт и эмиграция вынуждали Франка искать ответы на волнующие его вопросы в религии. Все чаще и чаще он обращался к Библии. Этим можно объяснить, почему творчество зрелого периода приобрело исповедальные черты. Франк доказывал, что Иисус непостижим, если не поддерживать связь с религией. Философ был уверен, что сострадание – это прямая возможность приблизиться к Богу.
Характеризуя собственную философию, Франк пишет о своих религиозно-общественных воззрениях, определенных ими как проявления христианского реализма. Философ признавал божественную основу и положительную религиозную ценность всего, что существует и сочетается с эмпирическим опытом.
Завершение
Подводя итоги, попробуем определить основные направления философской мысли Франка. Работы философа основаны на стремлении постигнуть неизведанное, соединить личное и общественное, религиозное и государственное. Основная теоретическая проблема, которую мыслитель пытается решить в своих трудах, заключается в познании самого себя, смысла жизни и греховности, минимизировав которую человек имеет возможность стать счастливым.
Он говорил о том, что в мире нужно вовремя ориентироваться на происходящие изменения в общественном укладе, даже если эти изменения носят парадоксальный характер. В этом смысле обоснование объективности предмета познания является важным результатом теории Франка.