Международные миротворческие операции: суть, примеры, особенности

Миротворческие операции относятся к деятельности, направленной на создание условий, способствующих прочному согласию. Исследования, как правило, показывают, что поддержание спокойствия снижает смертность среди гражданского населения и на полях сражений, а также уменьшает риск возобновления военных действий.

Суть миротворческих операций

В рамках группы правительств и Организации Объединенных Наций (ООН) существует общее понимание того, что на международном уровне защитники контролируют и наблюдают за процессами в постконфликтных районах. И могут помочь бывшим комбатантам в выполнении обязательств по мирным соглашениям. Такая помощь принимает различные формы, включая меры по укреплению доверия, механизмы разделения власти, поддержку в проведении выборов, упрочение верховенства закона и социально-экономическое развитие. Соответственно, миротворцы ООН, часто называемые голубыми беретами или касками из-за их особенных шлемов, могут включать солдат, полицейских и гражданский персонал.

Организация Объединенных Наций — не единственная система, которое осуществляет миротворческие операции. В число сил, не входящих в ООН, вступают миссии НАТО в Косове (с разрешения вышепоставленного органа) и Многонациональные силы и наблюдатели на Синайском полуострове или те, которые организованы Европейским союзом (например, СДК ЕС с разрешения ООН) и Африканским (миссии в Судане). Ненасильственные миротворцы НПО имеют опыт в реальных операциях. Это, например, неправительственные волонтеры или активисты.

Миротворческие операции РФ

Исторически центральные принципы международного миротворчества были сформулированы западными державами в связи с их политическим и идеологическим доминированием в международных институтах. Включая семью Организации Объединенных Наций (ООН).

Лишь недавно развивающиеся державы вступили в это сообщество. В том числе миротворческие операции России и Китая, начали формулировать свою собственную политику по поддержанию согласия. И на сегодняшний день многие действия осуществляются на практике. Хотя общие цели в понимании западных стран и развивающихся держав схожи, существуют различия в акцентах. Недавние события в Сирии и активное участие России в миротворческих операциях подчеркнули неоднозначное понимание, которого эти два подхода придерживаются.

Различие

Для Соединенных Штатов и многих европейских стран цель разрешения конфликтов заключается в защите прав и свобод личности. А также в достижении «демократического перехода» путем замены авторитарных режимов либерально-демократическими альтернативами. Для России в миротворческих операциях, как и для многих других новых держав, целью разрешения конфликтов и поддержания мира является сохранение и укрепление местных государственных структур с тем, чтобы они могли поддерживать правопорядок на своей территории и стабилизировать ситуацию в стране и регионе.

Западный подход предполагает, что страны-доноры лучше знают, что делать в связи с местными проблемами. В то время как цель восходящих держав гораздо менее догматична и признает право субъектов совершать ошибки на этом пути. В данной статье рассматриваются подходы российской миротворческой операции, поскольку они определены теоретически и практически.

Холодная война по поддержанию мира

После обретения независимости в Индии и Пакистане в августе 1947 года и последующего кровопролития, последовавшего за Советом Безопасности, в январе 1948 года была принята резолюция 39 (1948) с целью создания Комиссии Организации Объединенных Наций для Индии и Пакистана (ЮНСИП). Основная цель - посредничества в споре между этими двумя странами по поводу Кашмира и связанных с ним боевых действий.

Эта операция носила невмешательский характер и, кроме того, ей было поручено наблюдение за прекращением огня, подписанным Пакистаном и Индией в штате Джамму и Кашмир. С принятием Карачи соглашения в июле 1949 года UNCIP контролировало линию прекращения огня, которая взаимно наблюдалась невооруженными военными людьми от ООН и местными командирами с каждой стороны в споре. Миссия ЮНСИП в регионе продолжается и по сей день. Теперь она носит название «Группы военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане» (МНМОГИП).

С тех пор 69 операций по поддержанию мира были санкционированы и развернуты в различных странах. Подавляющее большинство этих операций началось после холодной войны. В период с 1988 по 1998 год было развернуто 35 миссий ООН. Это означало многозначительное увеличение по сравнению с периодами между 1948 и 1978 годами, которые видели создание и развертывание только тринадцати операций ООН по поддержанию мира. И не одной между 1978 и 1988 годами.

Значимые события

Вооруженное вмешательство впервые появилось в форме причастности ООН к Суэцкому кризису в 1956 году. Чрезвычайные силы (UNEF-1), которые существовали с ноября 1956 по июнь 1967, были, по сути, первыми международными миротворческими операциями. ООН получил мандат на обеспечение прекращения военных действий между Египтом, Великобританией, Францией и Израилем. Это в дополнение к наблюдению за выводом всех войск с территории первого государства. После завершения указанного вывода UNEF служило буферной силой между египетскими и израильскими силами для контроля за условиями прекращения огня и содействия установлению прочного согласия.

Вскоре после этого Организации Объединенных Наций развернула миротворческую операцию в Конго (ОНУК). Произошло это в 1960 году. В ее пике участвовало свыше 20 000 военнослужащих, в результате чего погибли 250 сотрудников ООН, включая генерального секретаря Дага Хаммаршельда. ОНУК и сама миротворческая операция в Конго должна была обеспечить вывод бельгийских сил, которые вновь заявили о себе после конголезской независимости и после восстания, проведенного Force Publique(FP) в целях защиты граждан Бельгии и экономических интересов.

ОНУК также было поручено установить и поддерживать правопорядок (помогать положить конец мятежу ФП и насилию на этнической почве), а также оказывать техническую помощь и проводить обучение конголезских сил безопасности. Дополнительная функция была добавлена в миссию ОНУК, в которой военным было поручено поддерживать территориальную целостность и политическую независимость Конго. В результате произошло отделение богатых полезными ископаемыми провинций Катанга и Южный Касаи. Хотя многие и осуждали силы ООН в этом споре, но организация более или менее стала рукой конголезского правительства. Именно в то время военные и помогли силой прекратить раскол провинций.

В течение 1960-х и 1970-х годов ООН создала множество краткосрочных заданий по всему миру. Включая миссию представителя генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Силы безопасности в Западной Новой Гвинее (ВСООН), Йеменская наблюдательная организация (UNYOM). Все это в сочетании с более долгосрочными операциями, такими как Вооруженные силы ООН на Кипре (ВСООНК), Чрезвычайные действия II (UNEF II), миротворцы по наблюдению за разъединением (UNDOF) и Временные войска в Ливане (ВСООНЛ).

Операции по поддержанию мира, против человеческой торговли людьми и принуждения к проституции

С 1990-х годов люди ООН стали объектом многочисленных обвинений в жестоком обращении — от изнасилований и сексуальных посягательств до педофилии и торговли людьми. Жалобы поступили из Камбоджи, Восточного Тимора и Западной Африки. В первую очередь были направлены миротворческие операции в Боснию и Герцеговину. Там проституция, связанная с женщинами, ставшими жертвами торговли людьми, взлетела до небес и часто действовала сразу за воротами зданий ООН.

Дэвид Лэм - региональный сотрудник по правам человека в Боснии с 2000 по 2001 год, заявил: «Торговля сексуальными рабами в основном существует благодаря миротворческой операции ООН. Без нее, туристов в стране было бы не достаточно либо, вообще, не существовало бы понудительной проституции». Помимо этого, слушания, проведенные палатой агентов США в 2002 году, выявили, что члены СПС зачастую навещали боснийские бордели и промышляли сексом с жертвами торговли людьми и несовершеннолетними девочками.

Корреспонденты стали свидетелями стремительного увеличения проституции в Камбодже, Мозамбике, Боснии и Косово после ООН. А в случае 2-х последних — миротворческих мощей НАТО. В исследовании ООН под наименованием «Влияние многооруженного инцидента на ребенка», проведенном в 1996 году, бывшая первая леди Мозамбика Граса Машел документировала: «В 6 с 12 страновых исследованиях по проблемам половой эксплуатации ребенка в моментах вооруженного конфликта, подготовленных для данного отчета, приезд миротворческих сил был сопряжен со стремительным увеличением младенческой проституции» К счастью, вскоре ООН принял действия по устранению этого факта, которые были весьма успешны.

Миссии Организации Объединенных Наций по поддержанию мира

Операции по согласию охватывают целый ряд различных видов действий. В книге Фортны Пейдж лучше всего работает миротворчество. Например, она выделяет четыре различных типа миссий по поддержанию мира. Важно отметить, что эти субъекты миссий и то, как они проводятся, находятся под сильным влиянием мандата, в котором они уполномочены.

Три из четырех типов Фортны являются операциями, основанными на согласии. Поэтому они требуют согласия воюющих группировок. И участники миротворческих операций обязаны действовать строго в заданных рамках. Если они потеряют это согласие, военные будут вынуждены отступить. Четвертая миссия, напротив, не требует гармонии. Если согласие потеряно в любой момент, эта миссии не требуется отозвать.

Виды

Группы, состоящие из небольших контингентов военных или гражданских созерцателей, которым поручено следить за прекращением огня, выводом войск или другими условиями, изложены в профессиональном соглашении, как правило, безоружны, и им в первую очередь поручено наблюдать и сообщать о происходящем. Таким образом, они не обладают способностью или мандатом на вмешательство в случае отказа любой из сторон от соглашения. Примеры миссий по наблюдению включают КМООНА II в Анголе в 1991 году и МООНРЗС в Западной Сахаре.

Межпозиционные миссии, также известные как традиционные миротворческие силы, представляют собой более крупные контингенты легко вооруженных войск, призванные служить буфером между воюющими группировками после конфликта. Таким образом, они являются зоной между двумя сторонами и могут отслеживать и сообщать о соблюдении любой из них. Но только строго по параметрам, которые установлены в этом соглашении о прекращении огня. Примеры включают КМООНА III в Анголе в 1994 году и МИНУГУА в Гватемале в 1996.

Многоплановые миссии выполняются военным и полицейским персоналом. В них они пытаются создать надежные и всеобъемлющие поселения. Они не только выступают в качестве наблюдателей или выполняют межпозиционную роль, но и участвуют в более многогранных задачах, в таких как надзор за выборами, реформа полиции и сил безопасности, институциональное строительство, экономическое развитие и многое другое. Примеры включают ЮНТАГ в Намибии, МНООНС в Сальвадоре и ЮНОМОЗ в Мозамбике.

Миссии по принуждению к миру в отличие от предыдущих не требуют согласия воюющих сторон. Это многоплановые операции с участием как гражданского, так и военного персонала. Боевые силы значительны по размеру и достаточно хорошо оснащены миротворческими стандартами ООН. Они уполномочены использовать оружие не только для самообороны. Примерами могут служить ЭКОМОГ и МООНСЛ в Западной Африке и Сьерра-Леоне в 1999 году, а также операции НАТО в Боснии — СВС и СФОР.

Миссии ООН вовремя и после холодной войны

В этот период военные носили в основном межпозиционный характер. Поэтому такие действия называли традиционным миротворчеством. Граждане ООН были развернуты после межгосударственного конфликта, чтобы служить буфером между воюющими группировками и обеспечивать соблюдение условий установленного мирного соглашения. Миссии были основаны на согласии, и чаще всего наблюдатели не были вооружены. Так было в случае UNTSO на Ближнем Востоке и UNCIP в Индии и Пакистане. Другие были вооружены — например, UNEF-I, созданный во время Суэцкого кризиса. Они были в значительной степени успешны в этой роли.

В эпоху после окончания холодной войны Организация Объединенных Наций приняла более разносторонний и многогранный подход к поддержанию мира. В 1992 году, после холодной войны, тогдашний генеральный секретарь Бутрос Бутрос-Гали подготовил доклад, в котором подробно изложил свои амбициозные концепции в отношении Организации Объединенных Наций и операций по поддержанию мира в целом. В докладе под названием «Повестка дня для согласия» описывается многогранный и взаимосвязанный комплекс мер, которые, как он надеется, приведут к эффективному использованию ООН в ее роли в международной политике после окончания холодной войны. Это включало использование превентивной дипломатии, принуждение к миру, миротворчество, поддержание согласия и постконфликтное восстановление.

Более широкие цели миссий

В The Record ООН по операциям по поддержанию единства, Майкл Дойл и Sambanis резюмировали доклад Бутроса Бутроса в качестве меры превентивной дипломатии и укрепления доверия. Было актуально участие в миротворческих операциях, как, например, миссии по установлению фактов, мандаты наблюдателей, а также возможности развертывания ООН в качестве превентивной меры для того, чтобы уменьшить потенциал насилия или опасность его возникновения и тем самым увеличить перспективы прочного мира.

Комментарии