Возможность и действительность в философии: сущность категорий
Возможность и действительность в философии — диалектические категории, отражающие две ключевые ступени в развитии каждого явления или предмета в мышлении, природе или обществе. Рассмотрим определение, сущность и основные аспекты каждой из них.
Возможность и действительность в философии
Под возможностью следует понимать объективно существующую тенденцию развития предмета. Появляется она на основе тех или иных закономерностей развития предмета. Возможность служит выражением конкретной закономерности.
Действительность целесообразно рассматривать как объективно существующую единую совокупность закономерности взаимозависимости развития предметов, а также всех ее проявлений.
Сущность категорий
В стремлении познать сущность процессов и предметов человек занимается исследованием их истории, обращается к прошлому. С постижением сущности у него появляется умение предвидеть их будущее, потому что общей характеристикой всех процессов развития и изменения, которая связана с их непрерывностью, считается обусловленность будущего настоящим, а еще не возникших явлений — уже функционирующими. Один из аспектов взаимосвязи между объективным образом существующими и появляющимися на базе их явлениями представлен в теории диалектического материализма не чем иным, как связью категорий возможности и действительности в философии.
Возможность как философский термин
Возможность отражает потенциальное бытие. Иными словами, категория раскрывает ту стадию развития, движения явлений, когда они существуют исключительно как предпосылки или тенденции, присущие некоторой действительности. Именно по этой причине возможность определяется в том числе как совокупность многообразных аспектов действительности, порождаемых единством, комплекс предпосылок ее изменения, а также превращения в другую действительность.
Действительность и смысл категории
В противоположность возможному, мыслям человека, тому, что может быть, однако еще нет, действительность является ставшим. Другими словами, это реализованная возможность. Действительность служит основой создания новой возможности. Так, действительное и возможное выступают в качестве противоположностей, которые тесно связаны между собой.
Так как любой процесс развития и изменения относится к превращению возможного в действительное, можно сделать вывод, что порождение новой действительностью соответствующих возможностей, взаимосвязь категорий составляет общий закон развития и изменения в области познания и объективного мира.
Исторический аспект вопроса
Вопрос касательно возможности и действительности в философии, их соотношения с глубокой древности был объектом внимания мыслителей. Первую систематическую его разработку можно найти у Аристотеля. Он рассматривал действительное и возможное как всеобщие стороны познания и настоящей жизни, как связанные между собой моменты становления.
Тем не менее в некоторых случаях Аристотель показывал непоследовательность: он допускал отрыв действительного от возможного. Например, в учении о материи, которая является возможностью и способна стать действительностью исключительно посредством оформления, где реализуется та или иная цель, в рассуждениях касательно первоматерии как чистейшей возможности, а также о первых сущностях, выступающих чистой действительностью, можно найти метафизическое противопоставление изучаемых категорий. Следствием здесь служит уступка идеализму в виде учения касательно "формы всех форм", то есть "перводвигателя" мира, бога и высшей цели существующих на планете предметов и явлений.
Представленную антидиалектическую тенденцию философии Аристотеля абсолютизировала, после чего сознательно поставила на службу теологии и идеализму средневековая схоластика. Стоит заметить, что в учении Фомы Аквинского материя считалась неопределенной, пассивной и бесформенной возможностью, которой только божественная идея, иными словами, форма придает объективную действительность в философии. Бог, будучи формой, выступает источником и целью движения, активным началом, а также разумной причиной реализации возможного.
Тем не менее в Средние века вместе с господствующей имела место и прогрессивная тенденция в философской науке. Она воплощалась в попытках преодолеть непоследовательность Аристотеля и представить форму и материю, действительность и возможность в единстве. Ярким примером возможности и действительности в философии служит творчество Абу-Али Ибн-Сины (Авиценны), таджикского мыслителя Х - XI вв., и Ибн-Рошда (Аверроэса), арабского философа XI I в., в котором нашла воплощение представленная тенденция.
Несколько позднее идею единства рассматриваемых на базе атеизма и материализма развил Дж. Бруно. Он утверждал, что во Вселенной не форма порождает мир, в котором мы живем, действительность, а вечная материя имеет бесконечное многообразие форм. Материю, которая считается первым началом Вселенной, итальянский философ толковал по-другому, нежели Аристотель. Он утверждал, что она есть нечто возвышающееся над противоположностью формы и субстрата, выступающее в то же время как абсолютная возможность и абсолютная действительность.
Взаимосвязь между категориям в мире конкретики
Несколько другое отношение между философскими категориями для обозначения объективной реальности и возможного усматривал итальянский философ Дж. Бруно в мире конкретных вещей. Так, в данном случае они не совпадают, их необходимо различать, что, с другой стороны, не исключает их взаимосвязи.
Названные диалектические идеи метафизическим материализмом XVII - XVIII вв. были утрачены. Они остались в рамках механистического понимания детерминизма вместе с абсолютизацией определенных связей, присущей ему, а также отрицанием объективных особенностей возможного и случайного. Стоит заметить, что понятие возможного сторонники материализма включали в категорию событий, причины которых еще не познаны. Иными словами, они считали возможное специфическим продуктом неполноты людского знания.
Трактовка И. Канта
Интересно знать, что субъективно-идеалистическое определение проблемы возможного и настоящей жизни развил И. Кант. Философ отрицал объективное содержание названных категорий. Он утверждал, что "...различие действительных вещей от возможных есть такое, которое имеет значение лишь субъективного различия для человеческого рассудка". Стоит заметить, что И. Кант считал возможным то, в мысли о чем нет противоречия. Подобный субъективистский подход к действительному и возможному был подвергнут достаточно резкой критике со стороны Гегеля, который развил диалектическое учение о данных категориях, их взаимопереходах и противоположности в рамках объективного идеализма.
Закономерности категорий в философии марксизма
Закономерности взаимосвязи мира, в котором мы живем, и возможного, которые были гениально угаданы Гегелем, получили материалистическое научное обоснование в философии марксизма. Именно в ней действительность и возможность были осмыслены впервые как категории, отражающие некоторые существенные и всеобщие моменты диалектического в соответствии со своим характером развития и изменения объективного мира, а также познания.
Взаимосвязь категорий
Действительность и возможность находятся в так называемом диалектическом единстве. Развитие абсолютно любого явления начинается с назревания его предпосылок, иными словами, с его существования в виде возможности, осуществляемой исключительно в случае наличия конкретных условий. Схематически это можно отобразить как движение от возможности, появляющейся в недрах той или иной действительности, к новому действительному с присущими ему возможностями. Тем не менее такая схема, будучи всякой схемой вообще, огрубляет и упрощает реальные отношения.
В универсальном и всеобщем взаимодействии явлений и предметов любой исходный момент является результатом предшествующего развития. Он превращается в исходный пункт последующих изменений, другими словами, противоположности — действительное и возможное — оказываются в данном взаимодействии подвижными, то есть меняются местами.
Таким образом, став действительностью по итогам реализации возможностей появления при определенных условиях органических форм, заключавшихся, прежде всего, в неорганической материи, жизнь на Земле стала базой, на которой сформировалась возможность появления мыслящих существ. Получив в соответствующих условиях реализацию, она, в свою очередь, стала основой формирования возможностей дальнейшего развития человеческого общества на Земле.
Относительная противоположность
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что противоположность действительного и возможного не абсолютна — она относительна. Данные категории взаимосвязаны. Они диалектическим образом переходят друг в друга. Стоит заметить, что учет диалектических особенностей взаимосвязи действительного и возможного важен как в теории, так и на практике. Качественное своеобразие состояний, которые отражают рассматриваемые категории, предполагает, что надо учитывать представленное различие. "Именно в "методологии"..., — отмечал В. И. Ленин, — нужно различать возможное и действительное".
Рассмотрим идеи В. И. Ленина
Здесь интересно отметить следующее:
- Чтобы отличаться успешностью, практическая деятельность должна базироваться на действительном. В. И. Ленин много раз обращал внимание на то, что марксизм основывается на почве фактов, но не возможностей. Стоит добавить, что марксист в посылки собственной политики должен ставить лишь бесспорно и точно доказанные факты.
- Естественно, что человеческая деятельность, связанная с преобразованием действительности должна формироваться с учетом объективно свойственных данной действительности тенденций развития, возможностей. Тем не менее это не дает основания, чтобы игнорировать качественное различие, существующее между возможным и действительным: во-первых, далеко не каждая возможность реализуется; во-вторых, если возможное и становится реальностью, то не нужно забывать, что данный процесс, происходящий в общественной жизни, является подчас периодом острой борьбы сил общества и требует целенаправленной, напряженной деятельности.
Заключительная часть
Итак, мы рассмотрели такие понятия, как возможность и действительность, а также несколько примеров из жизни касательно данной темы. В заключение следует отметить, что отождествление разобранных категорий порождает опасную пассивность и самоуспокоенность. Так, понимание диалектики действительности и возможности определяется большим практическим значением, так как помогает находить возможности, которые обоснованы совокупностью реальных отношений, сознательно бороться за абсолютное утверждение нового, передового, а также не создавать беспочвенных иллюзий.