Институты ЕС: структура, классификация, функции и задачи

Со временем человечество начало понимать, что жить в союзе гораздо легче и безопаснее, чем порознь. Постепенно разобщенность народов стала сменяться сотрудничеством и слиянием в единые государства. Они, представлявшие собой ранее лоскутные одеяла, преодолевали феодальную раздробленность. Позже стали формироваться масштабные альянсы, страны стали входить в блоки, чтобы обеспечить себе безопасность и процветание. Степень и качество интеграции росли.

Уже к концу XX века на территории Европы можно было наблюдать одно из наиболее сильных и влиятельных экономико-политических объединений в мире – Европейский союз. Это сложное объединение с точки зрения его структуры: структура институтов ЕС крайне разветвленная и может показаться довольно запутанной.

Что такое ЕС?

Европейский союз (или сокращенно ЕС) представляет собой интеграционное объединение на территории Европы, в которое на данный момент входит 28 государств. Оно занимает площадь в 4,3 млн км2, на которой проживает чуть более 500 млн человек. Официально ЕС появился в 1993 году после подписания годом ранее 12 государствами Маастрихтского договора. История евроинтеграции, однако, началась намного раньше. На данный момент Европейский союз считается единственным международным образованием, которому удалось достичь 4 ступени интеграции, то есть создания полноценного экономического союза.

Экономический аспект

Европейский союз также играет важную роль в мировой экономике, внося в ВВП всего мира свою долю в 23%. В рамках самого Евросоюза был создан общий рынок с целью облегчения торговли, перемещения товаров и услуг между странами-участницами. Государства ЕС отличаются стабильными темпами экономического развития и крупными масштабами экспорта и импорта. Наиболее экономически развитой страной Евросоюза по многим показателям можно признать Германию.

Единой валютой с 2002 года служит евро, но на территории не всех 28 государств, а только 19, поскольку именно такое количество входит в еврозону. Политическое и экономическое функционирование союза возможно благодаря деятельности 7 институтов ЕС. Одной из главнейших целей, поставленных перед Евросоюзом, является продолжение процесса региональной интеграции.

История становления

Подписание Маастрихтского договора – это далеко не первая ступень лестницы, по которой прошелся процесс евроинтеграции. Подобные настроения и тенденции объединения наблюдались в европейском обществе еще до Второй мировой войны, которые воплотились в движении панъевропеизма. Официальной датой начала интеграции стал 1951 год – год подписания Парижского договора. Тогда странами Бенилюкса был основан ЕОУС – экономическая организация, ставившая своей целью совместное производство угля и стали. Позже, в 1957 году, с целью расширения экономического сотрудничества был образован ЕЭС и "Евратом" путем подписания Римского договора.

В 1967 году эти три региональные организации были объединены под руководством Европейской комиссии и Совета ЕС. Они стали первыми в системе институтов ЕС. Шесть лет спустя произошло первое расширение Евросоюза: в него вошли Дания, Ирландия и Великобритания. В 1981 году присоединилась Греция. Четыре года спустя в Европе была создана Шенгенская зона, отменившая на своей территории паспортный контроль между странами-участницами. В 1986 году в ЕС вступает Греция. С 1995 по 2013 год проводится несколько расширений Евросоюза, к нему примыкают 16 государств. В этот промежуток времени в обращение входит евро – в 1999 году образована Еврозона.

Институты, органы и учреждения в ЕС

Первые институты на территории Европы в рамках союза начали свою деятельность еще в 60-х годах XX века. Со временем их количество увеличивалось и на данный момент продвижением идей и ценностей Евросоюза, обеспечением его функционирования занимаются семь институциональных и порядка двадцати неиституциональных органов. Лиссабонский договор между государствами-членами ЕС, вступивший в силу в 2009 году, ознаменовал появление Договора о Европейском союзе. Он не только регулирует внутреннюю и внешнюю политику, законодательство Евросоюза посредством прописанных в нем принципов, но также и выделяет институты, ответственные за осуществление этой деятельности.

Под институтами и органами ЕС подразумеваются те органы Европейского Союза, которые ответственны за выполнение ключевых задач, поставленных перед ним в региональных и мировых масштабах. Права институтов отмечены и закреплены в Договоре об учреждении ЕС, подписанного в 1957 году. Не стоит путать семь институтов с агентствами ЕС, поскольку последние являются децентрализованными органами, имеющими свои собственные задачи. К данным органам можно отнести Европейские агентства по окружающей среде, безопасности продуктов питания, лекарственным средствам и другие. Всего же их насчитывается более двадцати.

Европейский парламент

Он в совокупности с Советом ЕС представляет собой законодательную ветвь власти. Будучи одним из наиболее важных институтов ЕС, в его руках находится законодательная власть в рамках всего объединения. В парламенте мест рассчитано на 750 депутатов, имеющих право голоса, и одно место для председателя, который таковым не обладает. Они представляют интересы своего государства и защищают свои взгляды через политические фракции. В парламенте более половины мест принадлежат двум наиболее сильным фракциям: народной партии и альянсу социалистов и демократов. До 1979 года депутатов избирали национальные государства, теперь же – граждане Европейского союза. Каждые пять лет список депутатов обновляется.

К ключевым задачам Европейского парламента можно отнести формирование бюджета Евросоюза. Существенная доля бюджета (около 40%) идет на осуществление общей аграрной политики. Также парламент обладает законодательными и контролирующими функциями. Первая выражается в принятии законов и различных директив, решении вопросов правового регулирования. Вторая - в контроле Европейской комиссии. Он может принять или отклонить результаты созыва депутатов, а также вправе назначить председателя Еврокомиссии.

Европейский совет

Он был основан в 1974 году по инициативе президента Французской республики. В совет входят все главы стран-участниц Евросоюза и их правительства. Также в нем необходимо присутствуют председатели Европейской комиссии и, соответственно, председатель самого Европейского совета. Им, по состоянию на 2018 год, является Дональд Туск. Совет собирается для обсуждения насущных задач довольно часто – порядка четырех раз в год и чаще.

Ключевой задачей одного из основных институтов ЕС в лице Европейского совета является выработка стратегии развития всего интеграционного объединения. Она проявляется, прежде всего, в обеспечении конкурентоспособности европейской экономики, а также в продвижении идеи дальнейшей евроинтеграции в политических аспектах. Европейский совет принимает важнейшие для Евросоюза решения, они имеют вид планов. Так, например, знаменитая Лиссабонская стратегия была выработана именно им.

Совет Европейского союза

Данный институт и орган ЕС не стоит путать с Европейским советом, так как они имеют совершенно разные права, задачи, разную структуру. В руках Совета ЕС наравне с Европейским парламентом находится законодательная власть. Также он ответственен за проведение грамотной внешней политики, обеспечение внутренней безопасности всего объединения. В его силах отклонить большинство вносимых правовых актов.

Что же касаемо состава, в Совет ЕС входят представители стран-участниц, но не только главы, но и члены правительств в должности не ниже министра. Время от времени Совет собирается из глав государств. Он занимается решением тех вопросов, по которым не было достигнуто решения или компромисса в рабочих группах, а потом и в Комитете постоянных представителей. Голосование же проходит по принципу квалифицированного большинства. В нем участвуют представители от государств-членов ЕС, по одному от каждой страны.

Европейская комиссия

Как высший руководящий орган Еврокомиссия начала свою работу в самом начале зарождавшегося Евросоюза – в 1951 году. С тех пор его функции значительно изменились. В классификации институтов ЕС он представляет собой исполнительную ветвь власти и ответственен за осуществление контроля касательно эффективности выполнения решений, предложенных Советом ЕС и Европейским парламентом. В нее входят 28 членов – по одному комиссару от каждой страны Евросоюза. Каждый из них обеспечивает продуктивность работы органа и продвигает ценности государства, от которого был отправлен.

На плечах комиссии лежит также ответственность касательно подготовки законопроектов – он обязан выполнить их в случае, если они одобрены представителями законодательной власти. Она несет за собой и дипломатические функции, обеспечивая сотрудничество Евросоюза с остальным миром. Ключевая особенность Еврокомиссии заключается в том, что только этот орган имеет право преподносить законопроекты Европейскому парламенту. Основной фокус комиссии обычно направлен на экономическую сферу.

Суд Европейского союза

Будучи основанным еще в 1952 году, сейчас он является институтом ЕС, который представляет собой судебную ветвь власти. В его состав входит высшая ступень европейской судебной системы, непосредственно суд. Далее по убывающей следует трибунал, а за ним специализированные трибуналы. Все звенья судебной системы могут выступать в качестве звеньев первой инстанции. Суд ЕС имеет собственную структуру, в которую входят три элемента: председатель, генеральные адвокаты, пленум и палаты.

Председатель избирается на срок в три года, его главной задачей является осуществление контроля за деятельностью суда. Также он вправе собирать пленарные заседания и приостанавливать дела. Сейчас в данном институте ЕС и Европы наиболее крупные страны (их шесть) имеют по своему постоянному адвокату. Палаты были созданы в качестве специальных подразделений с целью увеличения продуктивности суда и количества разрешенных дел.

Европейская счетная палата

Данный институт был создан с целью проведения аудиторских проверок европейского бюджета и начал функционировать в 1975 году. Как и в некоторых других институтах Евросоюза, в счетной палате работают 28 представителей. От каждой страны-участницы должен присутствовать один человеку, который обладает достаточными компетенциями для данной должности. Каждый представитель назначается Советом ЕС сроком на шесть лет.

К главным функциям счетной палаты относятся: фиксирование денежных потоков, направленных в бюджет и из него; оценка продуктивности управления финансами и оказание поддержки Европарламенту в рамках исполнения европейского бюджета. Каждый год счетная палата составляет и презентует отчеты касательно проведенной работы. В течение этого года аудиторы палаты оценивают эффективность распределения бюджета, выезжая в страны ЕС и страны, получающие от него финансовую помощь.

Европейский центральный банк

Расположенный в Германии, он является главным банком Еврозоны. ЕЦБ обладает полной автономией и независим по отношению к другим органам Евросоюза. К его главным задачам можно отнеси: контроль золотовалютных запасов; выпуск евро в обращение; выработка процентных ставок; обеспечение стабильности цен в зоне евро. Ключевой фигурой в финансовой политике ЕС является центральный банк, но вся система включает в себя также и национальная банки входящих в ЕС государств. Сложившаяся система центральных банков ответственна за денежно-кредитную политику в масштабах Еврозоны.

Контроль денежной массы в Еврозоне также лежит на плечах данного института ЕС. Он занимается ее распределением среди различных учреждений финансового толка, компаний и государства. В распоряжении ЕЦБ есть четыре типа операций: основные и долгосрочные операции рефинансирования; точной настройки и структурные. В рамках рефинансирования ЦБ дают кредиты коммерческим банкам, а те, в свою очередь, выдают ЦБ ценные бумаги в качестве залога. Последние два типа операций включают в себя не только займы, но и покупку ценных бумаг.

Палата аудиторов

Грамотное распределение европейского бюджета, а также контроль за финансовыми поступлениями в него – задача довольно сложная. Счетной палате в этом вопросе помогают аудиторы. Палата аудиторов является институтом ЕС только в рамках Счетной палаты, но в то же время она функционирует, не оглядываясь на деятельность других институтов. Ее члены, которые служат на должности аудиторов, избираются на шесть лет. Их главной задачей является осуществление проверок различных институтов, органов, фондов и отдельных лиц, которые получают финансирование из бюджета Евросоюза. Их цель – недопущение процветания коррупции на территории ЕС. О любых замеченных нарушениях они должны сообщать вышестоящим инстанциям. Аудиторы не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью и получать неофициальное вознаграждение за свою работу.

Общий вывод

Европейский союз как интеграционное объединение появилось не так давно, несмотря на более чем 50-летнюю историю политической и экономической интеграции. Это довольно обширная территория, которая представлена 28 государствами-членами. Осуществлять контроль в таких огромных масштабах непросто, поэтому с основания самых первых объединений (ЕОУС, Евратом и ЕЭС) страны-участницы остро нуждались в наднациональных институтах и органах. Первые были основаны уже в начале 1950 годов. Постепенно их число росло. Расширялись и видоизменялись функции институтов, органов и учреждений ЕС. В результате более чем 70 лет формирования европейских объединений на данный момент Евросоюз располагает 7 специализированными институтами, целью которых является политическое и экономическое функционирование объединения европейских стран. Это обеспечивают также более 20 неиституциональных органов, действующих в рамках всего ЕС.

Комментарии