Бомбардировщик Пе-8: технические характеристики

Наверное, любой человек согласится, что во время Великой Отечественной войны советская авиация сыграла огромную роль в победе над крайне опасным, умелым и жестоким врагом. Но если одни самолеты, например, Ил-2 или Як-3, постоянно на слуху, и о них знает практически каждый, кто хоть немного интересуется историей, то другие не пользуются такой известностью хотя бы из-за того, что их было выпущено значительно меньше. К последним можно отнести и тяжелый бомбардировщик Пе-8. А ведь для своего времени он был передовым самолетом. И внес огромный вклад в дело победы. Поэтому он вполне заслуживает внимания.

Немного о самолете

Этот самолет был разработан в качестве скоростного высотного тяжелого бомбардировщика, способного пролетать значительное расстояние до цели – до этого действительно надежных аналогов у Советского Союза просто не было.

Впрочем, благодаря используемым при его создании принципам самолет мог использоваться не только для бомбардировки, но и для различных военно-транспортных целей, включая перевозку личного состава и грузов на большие дистанции. По всем параметрам его можно было отнести к условной категории, получившей название "летающая крепость".

Если сравнивать с предыдущим советским опытом в создании тяжелых самолетов, то Пе-8 больше не напоминал угловатые машины с гофрированной обшивкой. Вместо этого он получил обтекаемую форму, что дополнительно улучшило характеристики самолета. Конструкторы сумели совместить в нем лучшие черты ТБ-3, ДБ-А и СБ – трех самолетов, каждый из которых имел определенные достоинства, но все-таки не отвечал требованиям приемной комиссии.

История создания

О важности создания действительно мощного и практически неуязвимого тяжелого бомбардировщика дальнего действия в СССР поняли даже раньше, чем в США – в 1930 году, в то время как заокеанские союзники начали работу над созданием только в 1934 году.

Центральный аэрогидродинамический институт получил ряд требований, которым должен был соответствовать новый бомбардировщик. В первую очередь, это значительная дальность полета – не менее 4500 километров. При этом он должен был развивать скорость до 440 километров в час, иметь потолок около 11 километров и бомбовую нагрузку от 4 тонн и больше.

Работы начались сразу же, и первым результатом стал ТБ-3. Однако он не отвечал требованиям – хотя бомбовая нагрузка даже превосходила требуемую (около 10 тонн), но скорость и потолок составляли 250 километров в час и 7 километров соответственно.

Спустя три года был создан ТБ-7. Но и он не удовлетворил требования приемной комиссии.

В результате советский дальний бомбардировщик Пе-8 был создан и максимально улучшен только в 1939 году. Сразу же после этого его пустили в производство. Правда, изначально он имел название ТБ-7. Новое и привычное название он получил только в 1942 году.

ВВС Красной армии получили самолет уже весной 1941 года. А сняли его с производства в 1944 году – появилось немало более перспективных разработок. Однако за это время было создано 97 самолетов, включая два опытных прототипа.

Технические характеристики

Теперь стоит коротко описать характеристики бомбардировщика Пе-8.

Начать хотя бы с его размеров. Длина самолета составила 23,6 метра при размахе крыла в 39 метров. Общая площадь крыла составила около 189 квадратных метров. Пустой самолет весил 19986 килограмм и имел очень хорошую грузоподъемность – 5 тонн по документам, но при необходимости он мог нести и 6 тонн. Таким образом, при полной загрузке и заправке самолет имел массу около 35 тонн.

При испытаниях самолет продемонстрировал крейсерскую скорость в 400 километров в час, но при необходимости мог развить и максимальную до 443.

Боевой радиус впечатлял – 3600 километров. Ни один аналог того времени не мог похвастать такой дальностью полета. Например, гордость ВВС США В-17, также известный как "летающая крепость", имел показатель всего в 3200 километров, а английские аналоги и вовсе от 1200 до 2900 километров.

Благодаря столь впечатляющим характеристикам можно с уверенностью утверждать, что самолет действительно опережал свое время минимум на десять лет – в этом сходятся многие эксперты - как отечественные, так и зарубежные.

Силовая установка

Конечно, чтобы поднимать столь массивный самолет в воздух, требовались действительно мощные двигатели. Поэтому эксперты приняли решение использовать 12-цилиндровые V-образные карбюраторные двигатели АМ-35А. Они имели действительно высокую мощность – по 1200 лошадиных сил, или по 1000 кВт. А на самолет устанавливалось по четыре таких двигателя!

На первых версиях самолета имелся также пятый двигатель, получивший название "агрегат центрального наддува". Располагался он внутри фюзеляжа и использовался для работы компрессора, который нагнетал воздух в остальные двигатели. Благодаря этому была решена проблема полета самолета на значительной высоте. Впоследствии появилась возможность отказаться от пятого двигателя благодаря использованию встроенного турбокомпрессора.

Вооружение для бомбардировки

Основным назначением любого бомбардировщика является уничтожение объектов на земле противника. Поэтому вооружению самолета уделялось большое внимание – в бомболюках размещалось до 40 бомб ФАБ-100. Но также могли использоваться более тяжелые. На плоскостях и внешней подвеске также располагались подвески, позволявшие нести две бомбы по тонне или две.

Преимущественно применялись бомбы ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-1000 или ФАБ-2000. Однако по замечаниям летчиков, при использовании бомб калибров в 1000 килограмм и больше регулярно возникали проблемы. Механизм сброса не срабатывал, из-за чего приходилось замок сбрасывателя освобождать вручную.

Именно для Пе-8 была разработана особенно мощная бомба – калибром в 5000 кг. Она получила название ФАБ-5000НГ. Бомба оказалась настолько большой, что не помещалась в бомбовый отсек целиком, из-за чего самолет летел с немного открытыми створками бомболюка. Для транспортировки бомб использовались только Пе-8, оснащенные моторами М-82 как наиболее мощными.

Как показала практика, даже при максимальной бомбовой нагрузке самолет демонстрировал заявленные характеристики, что было крайне важным в суровых реалиях войны.

Вооружение для защиты

Конечно, при создании тяжелого бомбардировщика Пе-8 разработчики уделили немало внимания и его защите. Все-таки такой самолет всегда был желанной добычей для истребителей-перехватчиков. Соревноваться с ними по скорости и маневренности бомбардировщик не мог, поэтому должен был иметь достаточно мощное и надежное вооружение, чтобы вести воздушный бой.

Самым мощным вооружением самолета стали две 20-миллиметровые пушки ШВАК, расположенные в корме и верхней части фюзеляжа. Кроме того, в задней части гондол шасси установили два крупнокалиберных пулемета УБТ – 12,7 миллиметра. Наконец, на носу машины поставили два пулемета ШКАС калибра 7,62 миллиметра.

Увы, мощная оборонительная система имела и недостатки. В первую очередь, они оказались связаны с расположением огневых точек. Не удавалось обеспечить максимально плотный обстрел во всех направлениях – некоторые из них сравнительно плохо простреливались, что представляло опасность для машины и экипажа.

Сравнение с иностранными аналогами

После появления Пе-8 многие эксперты сошлись во мнении, что самолет сильно опережает большинство зарубежных самолетов этого класса. Действительно, если изучить описание бомбардировщика Пе-8, то можно убедиться, что английские аналоги "Веллингтон", "Ланкастер", "Галифакс" и "Стирлинг" серьезно уступали по высотности и дальности полета. Немецкий Focke-Wulf Fw 200 Condor проигрывал по всем важным параметрам. Не мог тягаться с Пе-8 и всемирно известный американский В-17.

Немаловажно, что советский самолет был значительно проще в производстве, чем американский бомбардировщик. А еще он обладал значительными резервами, позволяющими существенно модернизировать его в будущем. К сожалению, отсутствие технологий не позволило создать более высотные и мощные моторы, которые полностью раскрыли бы весь потенциал надежного и мощного самолета.

Интересные новшества

Самолет действительно был передовым для своего времени. Например, он имел автопилот, чем могли похвастать очень немногие аналоги.

На случай кислородного голодания при полетах на максимальной высоте самолет оснащался двумя десятками кислородных баллонов по 8 литров в каждом. Также имелось четыре 4 литровых и два переносных.

Пе-8 имел 19 топливных баков, общий объем которых составлял 17 тысяч литров. Чтобы решить проблему возможного возгорания при попадании использовалась специальная система подачи охлажденного выхлопного газа от двигателей в баки. Заполняя пустое пространство, газ исключал возможность взрыва.

Бомбардировщик для первых лиц

Кроме стандартного бомбардировщика Пе-8, фото которого приложены к статье, имелись и иные модификации.

Например, было выпущено два Пе-8 ОН. Они использовались для перевозки высокопоставленных лиц. Поэтому здесь располагался не только специальный салон на 12 человек, но и трехместная спальная кабина. Пассажирская кабина имела собственную систему подачи кислорода и обогрева. Вместо верхней фюзеляжной стрелковой установки разработчики установили обтекатель фонарного типа.

Именно на такой машине в 1942 году нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов вместе с делегацией был доставлен в Великобританию для переговоров. Самолет пролетел над всей Европой, занятой немецкими войсками, чтобы приземлиться в Северной Шотландии.

Применение в годы ВОВ

Боевое применение бомбардировщика Пе-8 было весьма непростым. Его часто бросали на самые сложные участки фронта. 45 авиационная дивизия дальнего действия состояла именно из таких бомбардировщиков и получала приказы непосредственно от высшего командования, то есть самолеты относили к стратегическим бомбардировщикам.

Например, 10 августа 1941 года Иосиф Виссарионович Сталин поставил задачу: нанести удар по Берлину. В путь отправилось десять самолетов Пе-2 (точнее, тогда еще ТБ-7). Однако до цели сумели добраться и выполнить боевую задачу всего шесть. А вернулись на базу в Пушкине всего два. Восемь самолетов были сбиты авиацией и зенитной артиллерией противника или были вынуждены совершить посадку из-за недостатка горючего на других аэродромах.

В августе 1942 года был нанесен удар по захваченному аэропорту Смоленска.

Также летом 1942 года самолеты использовались при проведении Ржевско-Сычевской операции.

В апреле 1943 года на немецкий Кенигсберг бомбардировщиком Пе-8 была сброшена бомба ФАБ-5000 НГ, о которой уже упоминалось ранее. Позже ее же применяли на Курской дуге.

Летом 1943 года они проводили поддержку во время стратегической операции "Кутузов", проходившей неподалеку от города Орел.

С августа по сентябрь 1943 года они прекрасно показали себя в Духовщинско-Демидовской операции.

Потери среди тяжелых бомбардировщиков были очень большими – командование люфтваффе бросало против них все силы, а немецкие асы считали за огромную удачу уничтожить столь грозную машину. В результате уже к середине 1943 года было потеряно 27 самолетов.

Использование в послевоенное время

В 1944 году было принято решение о снятии с производства Пе-8. На смену ему пришли боле современные ТУ-4. Но все-таки тяжелых ветеранов авиации оставалось еще довольно много. И списывать их в утиль было рано.

Поэтому их активно использовали для перевозки специальных грузов, а также для доставки припасов в Арктику. При взлетной массе в 35 тонн весовая отдача составляла около 50 процентов, что считалось великолепным показателем.

Заключение

На этом статья подходит к концу. Теперь вы больше знаете о советском тяжелом бомбардировщике Пе-8. Технические характеристики, фото и подробное описание позволят даже далекому от армии человеку составить определенное впечатление об этом славном самолете, прошедшем непростой путь.

Комментарии