Бенедетто Марчелло - итальянский композитор, чье имя носит Венецианская консерватория

Итальянский композитор, чье имя носит Венецианская консерватория, музыкальный и литературный писатель, поэт, юрист, адвокат и государственный деятель, философ, магистрат, учитель, человек, обладающий тонкой душевной организацией и умом, - это все про Марчелло Бенедетто Джакомо.

Факты биографии

Типичный представитель знатного аристократического рода, Бенедетто Марчелло появился на свет 31.07.1686 г. в Венеции. Он получил гуманитарное классическое образование и юридические знания. С юных лет проявлял тягу к музыкальным знаниям, поэтому под руководством Антонио Лотти и Франческо Гаспарини получил должное музыкальное образование и был признан одним из лучших венецианских композиторов еще в молодости.

Так как он был одним из высоко образованных людей Италии, долгие годы занимал ответственные государственные посты. С20 лет был членом Совета Сорока - наивысшего судебного органа Венеции, служил военным интендантом, приверженец христианской веры состоял на должности камергера у папы римского. Несмотря на свою занятость в политической карьере, Бенедетто Марчелло активно занимался музыкальным творчеством, писательской деятельностью. В 1711 г. в г. Болонье стал членом Филармонической академии, преподавал музыкальные дисциплины и вокал.

Его брат Алессандро так же, как и Бенедетто, обладал музыкальными способностями, был композитором, философом и известным математиком. Свои сочинения он издавал под псевдонимом Этерио Стинфалико.

Отец хотел, чтобы Бенедетто посвятил свою жизнь государственной службе и закону, но он умело совмещал творческую и служебную деятельность. Впервые надел костюм судьи и начал практиковать служение закону в 1707 г. В 1730 г. его направляют на полуостров Истрия г. Пула, где он занимает губернаторский пост округа. Но после 8 лет службы он подает в отставку по причине плохого состояния здоровья. Марчело всегда жаловался на рутину государственно-политических дел, истинное удовольствие доставляла только художественная работа.

Личная жизнь композитора

В мае 1728 г. Бенедетто Марчелло женился тайно на простолюдинке Розанне Скальфи - своей ученице, певице. Его семья не одобряла этого решения. Несмотря на то, что было написано завещание в пользу Скальфи, после смерти композитора брат Алесандро в 1942 г. подал в суд на Розанну из-за нарушений правил наследственной практики по причине незаконности их брака. Действительно, брачный союз был признан на государственном уровне незаконным, жена не смогла унаследовать состояние мужа и подала ответный иск с прошением о финансовой поддержке. Детей у Марчелло не было.

В 1738 г. он отправился к святилищу Караваджо с надеждой на исцеление от затянувшейся болезни, но вновь подхватил респираторное заболевание, вследствие чего врачи диагностировали у него неизлечимый туберкулез. На 53 году жизни 24.07.1939 г. композитор умер в г. Брешии.

Музыкальное творчество

Марчелло скромничал и считал себя дилетантом, но современники высоко ценили его композиторские способности и прозвали его «принцем музыки». Его творчество многообразно, практически во всех жанрах им были созданы уникальные яркие композиции. Перу автора принадлежит:

  • более 80 дуэтов;
  • 170 кантат;
  • 7 опер;
  • около 9 церковных месс;
  • инструментальные сонаты;
  • канцоны;
  • 6 ораторий
  • сонаты;
  • 17 концертов для струнных инструментов;
  • 7 симфоний;
  • музыка к 50 псалмам - это произведение, давшее ему максимальную славу, написана в форме кантат на 4 голоса с аккомпанирующим органом, виолончелью и 2 скрипками. Для сочинения автор использовал еврейские, испанские и немецкие ритуальные мелодии.

Ин­ст­ру­мен­таль­ные ком­по­зи­ции Марчелло ста­ли из­вест­ны да­ле­ко за пре­де­ла­ми Италии. Он сочинял разнообразные музыкальные произведения и церковную музыку. Его музыкальные произведения характеризует воображение и тонкая техника.

Европейскую славу ему принесли музыка и стихи серенады, в 1725 году написанные в честь императора Карла Шестого, "Рожден жить вечно", впервые исполненные в Вене знаменитой Фаустиной Бордони. Затем последовала череда драматических монументальных произведений, в которых музыка строго подчинена поэзии.

Музыкальный язык характеризуют ритмичные модули, произведения демонстрируют личные черты Бенедетто Марчелло. Адажио отличаются энергичными атмосферными ритмами, а в инструментальных композициях наблюдаются длинные прогрессии и отказ от двудольных движений с асимметриями. В вокальной музыке традиции и инновации имеют необычные сочетания. Для Марчелло характерна склонность к причудливости, что подтверждается в некоторых кантатах. Совместно с поэтом Антонио Шинеллой Контион была написана экспериментальная серия длинных кантат:

  • дуэт Il Tumoteo
  • 6 монологов: Arianna, Cantone, Lucrezia, Cassandra, Andromaca, Abononnata.

Музыка отличалась как прогрессивными, так и галантными тонкими чертами.

Писательская деятельность

Известен Бенедетто Марчелло и как автор поэтических, драматических произведений. Из его сочинений наибольшая известность у памфлета "Дружеские письма" (1705 г.), в котором автор едко и очень остроумно высмеял произведение своего педагога А. Лотти. Также прославился опубликованный в 1720 г. знаменитый трактат "Модный театр", направленный на сатирическое осмеяние многочисленных условностей и недостатков в итальянской опере того времени. Оба эти произведения были опубликованы анонимно.

Марчелло является автором стихотворений, интермедий, сонетов, которые позднее легли в основу музыкальных произведений других не менее известных композиторов.

Наследие композитора долгое время было забыто практически полностью. Лишь в конце 19 - начале 20 века к работам писателя композитора проявили интерес, в результате чего были изданы некоторые из его сонат для виолончели, кантаты, оратории, сценическая пастораль. Однако большинство работ находятся в архивных папках.

Комментарии