Ричард Мейер: геометрическая гармония в архитектуре
Ричард Мейер - один из самых влиятельных в Америке и широко имитируемых в мире архитекторов. Его имя стало своеобразным брендом. Даже сейчас, когда зодчему исполнилось 83 года, любой проект, связанный с Мейером, мгновенно получает общественный интерес.
Он начал свою карьеру в начале 1960 годов с проектирования частных резиденций, элегантный модерн и белые фасады которых стали знаковыми для современной архитектуры. Известный как дизайнер крупных объектов по всему миру, Мейер установил свой собственный интернациональный стиль, основанный на чистоте простых геометрических линий и гармонии внешней формы с открытым, пронизанным светом, внутренним пространством. Почему строения этого зодчего стали символом современности, и как становятся архитекторами, подобными Мейеру?
Особенности проектов
Все его конструкции выдержаны в классических вариациях модернистских канонов: чистая геометрия, открытое пространство, акцент на обилии света и белом цвете. Здания удивительным образом всегда органично вписываются в окружающий городской или природный ландшафт. Мейер — ярый сторонник пуризма, архитектурного течения 1920 годов, принципы которого основаны на строгости и чистоте линий. Он в свое время был членом «Нью-Йоркской пятерки» молодых архитекторов, которые выступали за возвращение к модернистской рациональной архитектуре. Но Ричард Мейер в своих работах максимально приблизился к идеалам пуризма.
Для всех проектов зодчего характерным является пространственный контраст светлых или прозрачных поверхностей и сплошных белых плоскостей, а также геометрическая четкость и упорядоченность, часто дополненная изогнутыми пандусами и перилами. Мейер так описывает свое виденье архитектуры:
Я расширяю и развиваю то, что считаю формальной основой современного движения… Я работаю с объемом и поверхностью, манипулирую формами в свете, изменениями в масштабе и восприятием движения и стазиса.
Некоторые критики считают структуры Мейера слишком строгими, напоминающими о прошлых архитектурных достижениях, другие приветствуют их формальную чистую красоту среди перемешанных форм постмодернистской архитектуры.
Зодческая белизна Мейера
Белый цвет использовался во многих конструкциях на протяжении всей истории архитектуры, включая памятники, храмы, дворцы и побеленные деревенские дома Средиземноморья, Испании, южной Италии, Греции. Ричард Мейер так высказывается о белизне своих конструкций:
Белая архитектура выражает качество света и позволяет оценить мир вокруг нас. Белый — это все цвета, куда ни посмотри. Белизна в некотором смысле отражает природу, она преломляет свет, она делает нас более осведомленными о цветах природы из-за белизны зданий.
Все проекты архитектора отличаются белым или близким к нему цветом. Существует единственное черное сооружение Майера, это 42-этажный небоскреб в Нью-Йорке по First Avenue. Сам автор проекта с юмором говорит о своей конструкции:
Я не хотел строить черное здание. Ко мне пришел наш клиент и сказал: «Ричард, мне очень нравится твоя работа, но я хочу черное здание. Вы бы сделали черное здание?» Ну, я сказал: «Почему бы и нет?» А почему бы и не попробовать что-то новое? Это очень гладкая черная отвесная стена, словно лаковая кожа, туго натянутая на рамку. Это нечто, очень отличающееся от здания, которое мы будем строить следующим, оно будет белым.
Феномен неизменного успеха
Еще до окончания Корнельского университета Мейер начал профессиональную деятельность и с 1956 по 1963 год последовательно трудился в трех крупных нью-йоркских фирмах. Его ранний опыт также включает работу с известным представителем международного стиля архитектуры Марселем Бройером. В 1963 году, через шесть лет после окончания университета, 29-летний архитектор Ричард Мейер основал собственную фирму. Через два года он получил признание критиков за Дом Смита (1965-1967) в Дариене штата Коннектикут, первое из его так называемых белых зданий. Проект явно основывался на первозданном модернизме и функционализме работ архитектора-пуриста Ле Корбюзье 1920 годов. В тот же период Мейер сформировал свободную ассоциацию «Нью-Йоркская пятерка».
Еще больше внимания получил архетипический пример его работ Дом Дугласа (1971-1973), расположенный в Харбор-Спрингсе штата Мичиган. Как и большинство строений Мейера, конструкция включает пересекающиеся плоскости и выразительно контрастирует с окружающей средой благодаря своей четкой геометрической белизне.
Крупные общественные и жилые проекты
После успеха впечатляющих частных резиденций, начиная с середины 1970 годов, Ричард Мейер стал получать крупные заказы, в том числе:
- Атенеум — центр Новой Гармонии (1975-1979) в штате Индиана.
- Музей прикладного искусства (1979-1985) во Франкфурте-на-Майне в Германии.
- Высший художественный музей (1980-1983) в Атланте штата Джорджия.
- Здание муниципалитета и библиотека (1986-1995) в Гааге Нидерландов.
- Музей современного искусства (1987-1995) в испанском городе Барселоне.
Мейер сконструировал множество общественных зданий. Только среди недавно завершенных крупных проектов — Музей Arp в Германии; Клуб «OCT» в китайском городе Шэньчжэнь; Центр искусства при Калифорнийском университете; Italcementi i.lab в Италии; Федеральный суд США в Сан-Диего штата Калифорния; Научный технологический корпус Weill Hall в Университете Корнелла в Итаке штата Нью-Йорк. Последние проекты и текущая работа включают в себя мост провинции Алессандрия в Италии; офисное здание в Рио-де-Жанейро Бразилии; деревню учителей в Ньюарке штата Нью-Джерси; Surf Club в Серфсайде штата Флорида; инновационную башню «Реформа» в Мехико.
Последние проекты жилых зданий:
- «Башня Ротшильдов» в израильском городе Тель-Авив;
- два небоскреба в Токио;
- три жилых проекта на Тайване;
- гостиничный комплекс в Южной Корее.
- частные резиденции в Европе, Азии и Северной Америке.
С 1965 по 2015 год Ричардом Мейером воплощено 47 оригинальных проектов, каждый из которых впечатляет изящной чистотой линий.
Музеи
С 1985 по 1997 год Мейер сосредоточил свое внимание на центре Гетти, возведенном в Лос-Анджелесе. Он состоит из шести основных зданий, в которых размещаются экспозиции и учебные заведения. Центр построен из травертина медового цвета, дополненного алюминиевыми панелями.
Многоцелевой комплекс, содержащий помещения от общественных галерей до личных кабинетов, позволил Мейеру, как никогда прежде, воплотить контраст между общественным и частным пространством. А расположение центра на холмах Лос-Анджелеса дало архитектору оптимальную возможность изучить эффекты света. Структура стала популярным туристическим объектом, а Мейер о нем говорил так:
Людям нравится разглядывать архитектуру, они хотят видеть не только внутренние, но и внешние пространства. Музей Гетти в Лос-Анджелесе является примером места, куда люди со всего мира приезжают, чтобы посмотреть на предметы искусства, а также увидеть все, что находится вокруг музея, будь то сады или особые места, где люди могут отдыхать и собираться вместе.
После этого проекта Ричарда Мейера особенно увлекло возведение музейных комплексов, им сконструировано до десятка подобных объектов, среди которых:
- Музей Искусств в Атланте штата Джорджия (1980-1983).
- Де-Мойн Арт-центр современного искусства (1984) в Де-Мойне штата Айова.
- Прикладного искусства (1979-1985) в немецком городе во Франкфурте-на-Майне.
- Барселонский Музей современного искусства (1995) в Испании.
- Современного искусства музей Фридера Бурды (2004) в Баден-Бадене Германии.
- Музей Ара Пациса (2006) в Риме, служащий укрытием для древнеримского Алтаря мира.
- Истории искусств Arp Museum Bahnhof Rolandseck (2008) в немецком городе Ремагене.
Мейер отозвался о своем увлечении музейными проектами:
Я люблю создавать музеи, потому что каждый музей уникален. Тема экспозиций отличается, потому и задача проектов разная. Но всегда это общественное пространство, где можно собираться ради удовольствия, а также для обучения.
Награды и титулы
Лучшим образом работу Ричарда Мейера характеризует признательность общественности. В 1984 году он удостоился высшей награды в области архитектуры — Притцкеровской премии, аналогичной Нобелевской, которая присуждается за достижения в науке и культуре. Мейеру на тот момент исполнилось 53 года.
В 1997 году зодчий получил Золотую медаль AIA, высшую награду от Американского института архитекторов, и в том же году — Praemium Imperiale от правительства Японии в знак пожизненного признания достижений в искусстве. Он является членом Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов (AIA). Мейер награжден Почетной медалью от Нью-Йоркского отделения AIA в 1980 году и Золотой медалью от Лос-Анджелесского отделения в 1998 году. Многочисленные награды архитектора включают 30 национальных премий AIA Honor и более 50 региональных премий AIA Design.
В 1989 году Мейер получил Королевскую золотую медаль от Королевского института британских архитекторов. В 1992 году французское правительство удостоило его чести быть командором искусства и литературы. В 1995 году Мейер был избран членом Американской академии искусств и наук. В 2011 году он получил премию президента AIANY и премию Сидни Штрауса от Нью-Йоркского общества архитекторов.
Он является членом Совета попечителей Музея Купера-Хьюитта, Американской академии в Риме и Американской академии искусств и литературы, от которой получил золотую медаль за архитектуру в 2008 году. Он удостоен почетных степеней от университета Неаполя, Технологического института Нью-Джерси, Новой школы социальных исследований, Института Пратта, Бухарестского университета и Университета штата Северная Каролина.
Уход из компании
В марте 2018 года Мейер объявил, что уходит в шестимесячный отпуск после того, как пять женщин, четыре из которых работали у него в фирме, обвинили архитектора в сексуальных домогательствах. Он выступил с заявлением, в котором сказал, что помнит ситуацию иначе, чем ее изложили обвинители, однако Мейер извинился за то, что мог оскорбить кого-либо своим поведением. В интервью, которое состоялось несколько месяцев спустя, он опроверг обвинения и заявил, что его отпуск произошел по состоянию здоровья. В октябре того же года 83-летний Ричард Мейер навсегда покинул компанию, основанную им 55 лет назад.