Чистая конкуренция: характеристика и законы формирования рынка

Чистая конкуренция, получившая наименование "совершенная", представляет собой постоянное противостояние, борьбу, происходящую на рынке. Обычно на нем взаимодействует большое количество фирм, которые производят однородные и стандартные товары. В таких условиях у любой компании есть возможность выйти "в свет", поскольку отсутствует контроль над ценами.

Рынок чистой конкуренции отличается тем, что ни у одного его участника нет влияния на стоимость. Дело в том, что продавец не сможет просить выше утвержденной цены, поскольку в таком случае покупатели имеют возможность приобрести по ней необходимый им товар у другого поставщика. Рассмотрим это положение более подробно.

Во-первых, речь идет о том, что на рынке представлены определенные продукты, которые одинаковы у всех продавцов. Например, рожью покупатель будет удовлетворен в любом случае, вне зависимости от того, у кого он ее приобрел.

Во-вторых, все участники обладают одинаковой и полной информацией о конъюнктуре рынка, поэтому и складывается чистая конкуренция.

В-третьих, их воздействия не смогут оказать влияние на данный процесс.

Поэтому рынок совершенной конкуренции – это такой рынок, на котором имеется тенденция установления одной и той же стоимости на продукт в одно конкретное время.

Механизм его функционирования особый. Рассмотрим его деятельность более подробно на примере приобретения ржи. Так, если ее стоимость возрастает при увеличении спроса, то фермер обязательно на это отреагирует при помощи расширения ее посадок на следующий год. По той же самой причине таким образом поступят и другие крестьяне, которые этим раньше не занимались, засеивая все большие площади. Естественно, на следующий год при благоприятных климатических условиях увеличится предложение ржи на рынке. В результате это приведет к падению рыночной стоимости. Поэтому все фермеры, даже те, которые не стали расширять площади посевов под рожь, испытают проблемы с реализацией, даже по низкой цене.

Следовательно, чистая конкуренция, или совершенная, сможет реализоваться только в том случае, если будет соблюдаться ряд законов.

Во-первых, существует огромное количество участников рыночных отношений и наличие свободной борьбы между ними.

Во-вторых, каждый из них обладает свободным доступом к любой деятельности в их рамках.

В-третьих, необходимо отметить абсолютную мобильность в факторах производства и неограниченную свободу в передвижении капитала.

В-четвертых, должна быть полная информированность участников рынка о норме спроса, прибыли, предложении, объемах продаж и так далее.

В-пятых, необходимо соблюдение закона разумного поведения всех субъектов рыночных отношений.

В-шестых, допустима только однородность товаров. Не должно быть отсутствие марок, торговых логотипов, фирменных знаков и так далее.

В-седьмых, не может быть ситуаций, чтобы какой-либо участник рынка оказывал непосредственное и негативное влияние на решения других при помощи неэкономических методов.

В-восьмых, чистая конкуренция позволяет устанавливать стихийное утверждение стоимости.

В-девятых, должна отсутствовать монополия и присутствие только одного производителя.

В-десятых, недопустима монопсония, то есть наличие единственного покупателя, а также вмешательство государства в его функционирование.

Учитывая выделенные законы, можно создать идеальный рынок чистой конкуренции.

Однако в реальности ситуации, когда все необходимые условия присутствуют, появляются достаточно редко. Дело в том, что не существует совершенного и свободного рынка, а большая часть из них функционирует по законам, установленным монополистической конкуренцией.

Комментарии