Жан-Люк Годар - фильмография: лучшие режиссерские работы
Среди культовых режиссеров двадцатого столетия много, как сейчас принято говорить, "топовых" имен. Одно из них - Жан-Люк Годар, известный франко-швейцарский кинорежиссер. Что он снял? Чем знаменит? О чем его наиболее значимые картины? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.
Биография
Невозможно познакомиться с работами мастера и проникнуться их духом без понимания, какой он человек. Коротко расскажем о Жан-Люке Годаре и самых важных событиях в его жизни.
Будущий кинорежиссер появился на свет в Париже в декабре 1930 года. Отец его был французом, имел собственную клинику, трудился врачом. Мать происходила из семьи швейцарских банкиров. В детстве Жан-Люк успел пожить сначала в Париже (первые четыре года), потом в Швейцарии (до шестнадцати лет), а затем вновь вернуться обратно во Францию. В 1946 году он поступил в лицей Бюффона, он увлекся кино и литературой. Экзамен в престижном лицее он провалил и вернулся к родителям в Швейцарию. В 1949 году он поступил в Сорбонну, изучал антропологию.
Приблизительно с шестнадцати-семнадцати лет Жан-Люк и начал интересоваться кинематографом. Он изучал соответствующую литературу и пытался сам заниматься литературной деятельностью, ходил в кинематографические клубы, с 1951 года стал писать статьи о кино.
Годар – кинорежиссер
В кинематографе Годар, фильмография которого на сегодняшний день насчитывает более семидесяти фильмов, дебютировал в 24 года, сняв короткометражку "Операция бетон". Первый полнометражный фильм у начинающего режиссера вышел шесть лет спустя.
Годар является создателем новой волны - особого направления в кинематографе, которое прослеживается уже в самых ранних его работах. Его особенность заключается в отказе от привычного в то время стиля съемки, который уже исчерпал себя, и в непредсказуемости повествования. Примечательно, что именно бывшие кинокритики или журналисты (как, собственно, и сам Годар), начавшие работать кинорежиссерами, избирали для себя подобное направление. Жан-Люк был первым. За ним последовали многие другие.
Его фильмы рассказывают, как правило, о социально-психологических проблемах общества, о тоталитаризме, технократии, взаимоотношениях с искусством, о пропаганде. С полным списком режиссерских работ Годара можно без труда ознакомиться в интернете. Мы расскажем о некоторых наиболее масштабных и значимых его работах.
"На последнем дыхании"
Этот фильм стал дебютной картиной начинающего режиссера. Он занимает в фильмографии Годара особое место, поскольку именно с него начался отсчет лент "новой волны".
Картина вышла на экраны в 1960 году. Заглавную роль в ней исполнил культовый актер Жан-Поль Бельмондо. Сюжет прост: молодой преступник по имени Мишель, уходя от погони, убивает полицейского. Он скрывается у своей подружки, журналистки Патриции. Она знает, чем промышляет любовник и помогает ему, хоть не может до конца избавиться от мысли, что это незаконно. Парочка занимается кражей автомобилей и мечтает уехать в Италию, но полиция висит у них на хвосте.
Снимали ленту годом ранее. Весь процесс занял всего месяц. Денег на картину практически не имелось, использовали зачастую подручные средства и то, что удавалось найти. Так, для динамичного движения камеры, например, приспособили обыкновенную инвалидную коляску. На всем, на чем было можно, старались экономить: использовали ручную камеру, не подключали искусственный свет, довольствуясь естественным освещением. "На коленке" писали и сценарий - буквально перед началом рабочего дня. Много импровизировали по ходу съемок, вот почему лента создает атмосферу полнейшей непосредственности и непредсказуемости.
Если говорить еще об особенностях данной картины, то это резкая смена сцен (достигнута обрезкой кадров в начале и в конце при монтаже), а также то, что актеры часто специально смотрят именно в камеру, тем самым напоминая зрителю, что перед ним - всего лишь кино.
Монтаж фильма на многих именитых режиссеров того времени, включая советских, произвел неизгладимое впечатление. Так, Тарковский отметил, что все сделано с нарушением всех классических законов монтажа.
"Уик - энд"
Фильм 1967 года, основанный на новелле известного писателя Хулио Кортасара "Южное шоссе". Как и рассмотренная выше работа, является ярким образцом направления "новой волны", а потому весьма значима в творчестве Годара.
Жанр этой стоминутной картины - притча и черная комедия. Сюжет ее таков: супруги хотят убить свекра, дабы завладеть его имуществом. При этом муж рассчитывает убрать еще и жену, чтобы остаться единоличным наследником. У супруги в отношении своего подельника такие же планы. Всю свою затею они маскируют под уик-энд на лоне природы.
Однако добраться до места назначения оказалось не самой легкой задачей, поскольку супруги попадают в многокилометровую пробку, в которой происходит масса удивительных вещей. Чем все закончилось, и остался ли кто-нибудь в живых, можно узнать, посмотрев эту прекрасную картину, входящую в фильмографию Годара. В пользу просмотра говорит тот факт, что в 1968 году фильм был участником основного показа Берлинского кинофестиваля.
Как и в предыдущих своих работах, в "Уик-энде" Годар продолжает удивлять и восхищать (или раздражать) зрителей своими резкими и неожиданными переходами от одного эпизода к другому. В этой картине он снял свою музу Мирей Дарк.
Музыкальная картина
Фильм "Ария" (1987 год) не принадлежит творчеству исключительно Годара. Это так называемый киносборник - музыкальная картина, состоящая из десяти разных новелл, каждую из которых снял определенный режиссер. Все они объединены одной общей тематикой. В данном случае это интерпретацией десяти известных арий из разных опер (фильм задуман в качестве подарка-поздравления к трехсотлетнему юбилею оперного искусства).
Жан-Люк Годар отвечал за новеллу "Армида" из одноименной оперы Люлли. Как и прочие, она совсем небольшая - это коротенький фрагмент на несколько минут (вся лента длится полтора часа). Сюжет ее строится вокруг жизни и быта признанных мастеров бодибилдинга. Киноновелла выполнена в стиле ню. В фильмографии Годара этот фильм занимает особое место, поскольку для работы над ним приглашали только именитых и успешно зарекомендовавших себя режиссеров.
"Король Лир"
Годар работал и с классическими сюжетами, правда, преподносил обществу их по-своему.. В результате увидел свет фильм "Король Лир" (1987 год). "Фантасмагория и трагифарс" - так кинокритики определили жанр данной ленты. Забавно, что, начиная свою карьеру, Квентин Тарантино многократно упоминал, что снимался в этой годаровской ленте. Позже, став уже знаменитым, он признался, что делал это исключительно для привлечения агентов. Засветился в этой работе и сам Жан-Люк Годар.
Сюжет картины весьма удивит тех, кто ожидает увидеть знакомых героев, о которых написно у Уильяма Шекспира. Не стоит забывать, что мы имеем дело с "новой волной" и ее "отцом-основателем". Действие фильма разворачивается после трагедии на Чернобыльской атомной электростанции. Она уничтожила абсолютно все. Правда, потом почти все вернулось. Кроме культуры. Ее восстанавливают по крупицам.
Наследие Уильяма Шекспира поручено вернуть к жизни его же потомку - Уильяму Шекспиру-младшему. Он едет из Дании через Швейцарию, где в отеле знакомится с гангстером доном Леаро и его дочкой Корделией, которые общаются только шекспировским текстами. Шекспир-младший ходит за ними по пятам и конспектирует... Пересказывать всю картину нет никакого смысла, ее просто нужно посмотреть.
Фильм "Новая волна"
1990 год принес в копилку Годара еще одну киноленту, названную по имени созданного им же самим направления. В этой полуторачасовой драме, рассказывающей о взаимоотношениях высшего общества и наемных служащих, у именитого режисера снялся Ален Делон. В фильме присутствуют цитаты из "Божественной комедии" Данте Алигьери, очень много сцен природы и фронтальных планов.
Сюжет вертится вокруг богатой графини, сбившей случайно человека, путешествующего автостопом. Она привозит его в свой дом, расположенный на озере, устраивает на работу, всячески облагодетельствует и делает своим любовником. Однако эти двое совершенно разные. Она страстная и пылкая, он тихий и робкий. Потому новый возлюбленный дамочке быстро надоедает. Она топит его в озере и находит ему замену - энергичного и деятельного мужчину. Постепенно он заменяет ее во всех делах, "ворует" ее жизнь. Чем закончился фильм, можно узнать, посмотрев его.
"Социализм"
Этот фильм Жан-Люка Годара вышел в 2010 году. Картина состоит из трех частей. В первой действие разворачивается на океанском лайнере, где встречаются пассажиры с разными вероисповеданиями, национальностями и взглядами на жизнь. Во второй части журналисты беседуют с членами одной семьи по вопросам свободы, равенства и братства. В третьей рассказывается о шести важнейших для мировой истории местах. Из известных актеров с мировым именем Годару удалось привлечь в эту картину Патти Смит.
Фильмография режиссера
Как уже упоминалось выше, полный список работ Жан-Люка Годара весьма обширен. Привести здесь весь этот перечень невозможно.
Среди работ Годара обязательно нужно отметить «Мосты Сараево» (2014), «Катастрофа» (2008), «На десять минут старше. Виолончель» (2002), «Моцарт – навсегда» (1996), «Германия 90 девять ноль» (1991), «Хвала тебе, Мария» (1984), «Здесь и там» (1976), «Веселая наука» (1969).
Такова информация о фильмографии Годара - культового французского кинорежиссера.