"Бронепоезд №14-69": история создания, автор, краткая история и анализ пьесы

Пьеса «Бронепоезд 14-69» была написана советским писателем Всеволодом Вячеславовичем Ивановым в 1927 году. Она явилась инсценировкой одноименной повести этого автора, написанной и опубликованной в пятом номере журнала «Красная новь» шестью годами ранее. С момента своего появления повесть эта стала знаковым событием в советской литературе. Что же послужило толчком для создания на ее основе известнейшей театральной постановки?

История создания пьесы

В первые годы Советской власти организация «Пролеткульт», ратовавшая за развитие пролетарской культуры и полный отказ от так называемой культуры «буржуазной», неоднократно выдвигала требование закрыть Художественный театр, якобы противоречащий пролетарской идеологии и не соответствующий классовым интересам гегемона революции. Чтобы оградить себя от подобных обвинений, руководство театра решило поставить на сцене ультрареволюционную пьесу, рассказывающую о современных героях и находящуюся в полном соответствии с идеологией господствующего класса. Тем более что приближалась юбилейная, десятая годовщина Октябрьской революции. Однако, подходящей для постановки пьесы так и не нашлось.

Тогда руководители Художественного театра пригласили молодых талантливых писателей и предложили каждому написать по крупному эпизоду на тему революции. Планировалось включить наиболее удачные из них в праздничный спектакль. Среди тех, кто откликнулся на это предложение, был и Всеволод Иванов. Он инсценировал для театра эпизод из своей повести «Бронепоезд 14-69», который назывался «На колокольне».

К. С. Станиславскому идея спектакля, состоящего из разрозненных эпизодов, не нравилась изначально. Ознакомившись с предложенным отрывком Иванова, руководство МХАТ предложило ему инсценировать свою повесть полностью. Иванов с энтузиазмом взялся за эту работу. Таким образом, МХАТ стал инициатором создания одной из самых сильных советских революционных пьес.

История написания повести

В своих воспоминаниях Всеволод Иванов так рассказывает о событиях, подтолкнувших его к созданию повести «Бронепоезд 14-69».

В начале двадцатых годов он довольно часто выступал перед красноармейцами с лекциями о творчестве русских писателей, в частности, Л. Н. Толстого. Однажды ему довелось прочитать такую лекцию перед командой бронепоезда. По окончании лекции бойцы стали обсуждать не творчество Толстого, а то, как действовал их бронепоезд во время Гражданской войны. Это обсуждение, а также воспоминания самого В. Иванова о событиях, описанных в сибирской дивизионной газете, где он работал ранее, стали толчком к написанию повести «Бронепоезд 14-69».

В газетной заметке описывалось, как отряд сибирских партизан, вооруженных лишь винтовками да охотничьими берданками, захватил блиндированный бронепоезд белых, оснащенный орудиями, пулеметами, гранатами и управляемый опытной командой. Подробности этого захвата вдохновили писателя на создание повести об этих героических событиях.

Несколько слов об авторе

Сами эти события были близки Всеволоду Иванову, принимавшему активное участие в революционной деятельности и Гражданской войне. Родился он в Казахстане, куда была сослана его мать-полячка. Отец его был приисковым рабочим, впоследствии ставшим сельским учителем.

Ранняя смерть отца не позволила Иванову окончить школу. Пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Юность свою он провел в Западной Сибири, освоив множество профессий, в том числе печатал в газетах свои рассказы.

Революционную деятельность Всеволод Иванов начинал как эсер, меньшевик, позже присоединился к партии большевиков. В начале двадцатых годов он отправляется в Петроград по поручению газеты «Советская Сибирь». Там знакомится с М. Горьким и начинает печататься в журнале «Красная новь».

Впоследствии Всеволод Иванов стал членом Союза писателей СССР, во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом.

О чем пьеса?

Что же происходит в пьесе «Бронепоезд 14-69»? Краткое содержание уже позволяет наглядно уяснить накал и силу классовой борьбы в России времен Гражданской войны.

Единственный бронепоезд под номером 14-69, оставшийся у белых на Дальнем Востоке, охраняет участок Транссибирской магистрали. Близкий конец Директории очевиден. Назревает восстание большевиков, японцы хозяйничают во Владивостоке и его окрестностях, крестьяне партизанят в тайге. Капитан Незеласов, командир бронепоезда 14-69, должен доставить во Владивосток подкрепление для подавления назревающего восстания. В городе у него остается семья, хотя многие из его соратников уже благополучно отправились за границу. Капитан понимает всю безнадежность предприятия, но, тем не менее, простившись с женой, отправляется в свой последний рейс со своим помощником – прапорщиком Обабом.

Дальневосточные крестьяне не горят желанием отдавать свои жизни за советскую власть. Однако приход японского отряда, сжигающего деревни и убивающего мирных жителей, толкает их в лес, к красным партизанам, перед которыми стоит задача остановить бронепоезд белых, не пропустить его во Владивосток. Осознание важности этой задачи, патриотический подъем и идеологический прорыв в сознании позволяют людям, вооруженным лишь охотничьими ружьями, остановить бронированного монстра. Для этой цели пришлось пожертвовать жизнью человека, который согласился лечь на рельсы. Машинист на секунду высунулся из паровоза, чтобы взглянуть на тело, и был застрелен партизанами. Далее партизаны разбирают рельсы вокруг остановившегося бронепоезда и захватывают его. В результате бронепоезд под красным флагом отправляется во Владивосток, спасая восстание большевиков.

Действующие лица

В пьесе «Бронепоезд 14-69» анализ персонажей стоит начать с крестьянина Никиты Егоровича Вершинина. Поначалу этот могучий человек не желает вмешиваться в военные и политические игры. Он хочет просто жить, следуя извечному, простому и размеренному крестьянскому укладу. Когда революционер Знобов просит Вершинина спрятать на таежной заимке большевика-подпольщика Пеклеванова, тот поначалу наотрез отказывается делать это. Однако, нападение японского отряда на его родную деревню и гибель его собственных детей, толкают Вершинина на путь партизанской войны. Он-то и станет командиром героического партизанского отряда, остановившего бронепоезд почти голыми руками.

Революционер Пеклеванов не похож на «несгибаемого» «железобетонного» большевика без страха и упрека. Нескладный, близорукий, с интеллигентской бородкой, Пеклеванов спокоен и немногословен. И, может быть, именно благодаря этому, он сумел подобрать ключик к душе Вершинина и убедить его в необходимости вступить в борьбу на стороне большевиков.

Еще один яркий персонаж пьесы – Васька Окорок, секретарь партизанского штаба, правая рука Вершинина. Он молод, энергичен, деятелен и воспринимает революцию, как праздник. Это он хотел лечь на рельсы, чтобы остановить бронепоезд. Однако, эту миссию добровольно берет на себя китайский крестьянин Син-Бин-У, и Вершинин приказывает Окороку вернуться.

Противостоящие силы

Основным конфликтом пьесы «Бронепоезд 14-69», содержание которой невозможно полностью раскрыть, не исследуя образы белогвардейцев, является, как раз их противопоставление, их антагонизм с народными массами. Разумеется, в своей пьесе «Бронепоезд 14-69» Иванов постарался изобразить их в самом неприглядном виде. Однако, даже несмотря на все попытки автора очернить образ «классового врага», используя для этого весь набор идеологических штампов, современный зритель невольно проникается уважением к капитану Незеласову и прапорщику Обабу, которые, несмотря на всю безнадежность ситуации, которую оба отчетливо понимают, все-таки идут выполнять свой долг. И выполняют его до конца. Когда партизаны, штурмом взявшие бронепоезд, врываются в штабной вагон, капитан Незеласов из пулемета поливает огнем всех и, в конце концов, погибает от милосердной пули. Героизм – он остается героизмом, независимо от того, кто его проявляет – красные или белые.

Первая постановка пьесы

Коллектив Художественного театра ударными темпами подготовил спектакль к десятой годовщине Октября. В нем были заняты прославленные мхатовцы Качалов и Книппер-Чехова, а также талантливая молодежь – Хмелев, Баталов, Кедров, Тарасова. Постановкой занимались режиссеры Судаков и Литовцев, общее руководство осуществлял Станиславский.

Билеты на этот спектакль в продажу не поступали, их распределяли по московским заводам и фабрикам. Это событие вызвало большой резонанс. Для МХАТа это была не просто премьера. Театр сдавал экзамен, по результатам которого определялась его дальнейшая судьба. И следует признать, что он выдержал его с честью. Спектакль имел оглушительный успех. Это была победа.

После премьеры Луначарский назвал спектакль триумфальным. Одним из главных актерских достижений в этой постановке стала роль Пеклеванова в исполнении Хмелева. Сыграв образ большевика Пеклеванова, руководителя восстания, без излишнего пафоса и монументальности, принятых в то время, Хмелев сумел добиться поразительной силы воздействия этого образа на зрителя.

Сценическая судьба пьесы

После нашумевшей премьеры во МХАТе пьеса «Бронепоезд 14-69» стала весьма популярной. Ее стремились поставить все театры страны. Началось триумфальное шествие пьесы по просторам огромной страны. Ее ставили в Одессе и Баку, в Ярославле и Ереване, в Ташкенте и в Минске, в Киеве, Казани, Красноярске. Пьеса пережила бессчетное количество любительских постановок.

В послевоенные годы пьеса ставилась не так часто. В середине семидесятых годов по ней был сделан радиоспектакль.

За рубежом спектакль «Бронепоезд 14-69» был поставлен театрами Парижа, Сиднея, Софии, Вроцлава и Варшавы, Лейпцига, Белграда и Бухареста.

Комментарии