Что такое пагинация страниц и как ее настроить?
Оптимизация поисковых систем - непростое занятие. Зачастую оно не имеет каких-то определенных правил и алгоритмов. Многое приходится "нащупывать" самому. Но SEO - специальность, которой занимаются уже более 10 лет, а специалисты стараются найти какие-то универсальные решения для разных задач.
Пагинация в издательстве
С латинского слово переводится как «страница». Пагинация имеет несколько значений. Термин также используют в издательском деле. С ним знакомы почти все, кто хоть раз держал книгу в руках.
Пагинация - это нумерация страниц по порядку. Она представлена колонцифрами, которые могут быть внизу, вверху или сбоку страницы. Есть также в этом случае понятие автоматической нумерации, но работает она по сложным алгоритмам, которые не всего могут срабатывать корректно.
Пагинация с SEO
Страницы пагинации в веб-дизайне также встречаются каждому, кто хоть раз использовал поисковой сервис. Например, когда вы вводите запрос в Google, на странице показано только 10 результатов, здесь все зависит от настройки.
Чтобы перейти далее, вы как раз и используете пагинацию. Дизайнеры используют такой вариант, для того чтобы разделять массивы текста и упорядочить информацию. Сам блок, на котором отображены цифры, называется пагинатором.
Разработка
Страницы пагинации - это один из обязательных элементов при работе с юзабилити сайта. Вряд ли вам удастся избежать его, если у вас интернет-магазин с внушительным каталогом.
Специалисты знают, что страница должна быть релевантной запросу. Поэтому важно избегать бесчисленного количества дублей и одинаковых тайтлов. Чтобы не сталкиваться с подобными вещами, на страницу устанавливают пагинатор.
Какой должна быть пагинация? Это вопрос, который волнует многих. На эту тему можно говорить много и все равно не найти ответа. Главное - придерживаться норм и правил.
Методы реализации
Конечно, единой классификации в этом деле точно не существует. Многие варианты со временем начинают объединяться, создавая еще больше типов. Однако основные и наиболее популярные выделить можно:
- Универсальная пагинация, которая имеет порядковую нумерацию. При этом справа и слева есть дополнительные кнопки «Вперед/Назад».
- Пагинация с диапазоном. В этом случае пользователь может выбрать определенный диапазон страниц, на котором может находиться необходимый товар.
- Обратный тип встречается не так часто, поскольку он не очень удобен в пользовании. Однако такой вариант существует, поэтому стоит о нем упомянуть. Этот тип похож на диапазон, но с обратной нумерацией.
Конечно, вам, скорее всего, встречалось еще несколько вариантов, которые могут стать для вас полезными. Тут важно учитывать размеры каталога и удобство пользования пагинатором.
Типы
Использовать страницы пагинации можно в разных случаях, при этом применяя наиболее выгодный для вашего ресурса вариант реализации. Но где же будет уместна пагинация?
Например, если на сайте есть длинные статьи. Чтобы их было проще читать, многие разбивают их на несколько частей. В этом случае практически всегда по обе стороны от нумерации добавляют стрелки или надписи типа «Вперед/Назад», «Предыдущая/Следующая» и т. д.
Пагинацию в этом случае можно заметить в URL. Каждая отдельная страница получает свой адрес и нумеруется в соответствие с тем, что указано на самом сайте.
Компонент также размещают на страницах пагинации с категориями. Если каталог большой, то в нем будет много разделов и подразделов. Их всех придется как-то разделять, а чтобы не заблудиться во всем этом, лучше внедрить нумерацию.
Не лишним будет использовать данный инструмент и на форумах. В многочисленных комментариях совсем легко потеряться. Поэтому разработчикам важно упорядочить информацию и сделать ее доступной даже после того, как ее место займет другие данные.
Кстати, в этом случае пагинацию в URL лучше организовать, опираясь на даты. В таком случае будет проще понять актуальность информации.
Еще одним типом пагинации является бесконечная прокрутка. Вы могли ее встречать в социальных сетях и на сайтах, которые дорожат вашим вниманием. Как в этом случае работает инструмент?
На страницу устанавливается скрипт, который отвечает за бесконечную прокрутку. То есть, когда вы спускаетесь в самый низ страницы, внезапно оказывается, что вы уже на середине ее, а впереди новые посты или товары.
Польза для оптимизации
О страницах пагинации в SEO спорить можно бесконечно. Некоторые специалисты считают, что инструмент никак не влияет на оптимизацию сайта, другие же убеждены, что точной настройкой пагинатор можно сделать движущей силой.
О пользе каждый сможет убедиться на собственном опыте. Закрывать страницы пагинации от индексации или нет тоже придется решать самостоятельно, поскольку многое и вправду зависит от типа ресурса. Но стоит знать некоторые моменты.
Как вы знаете, для того чтобы индексировать все страницы, важно дать доступ к ним. Робот, конечно же, обязан пройти все категории и подкатегории. Если на сайте 100 страниц, то первые несколько он будет быстро проверять, а вот «чем дальше в лес», тем дольше он будет выполнять работу. Пагинация помогает ему намного быстрее находить нужные страницы.
Еще один фактор, который может повлиять на ваше решение, - работа со ссылками. Если нумерации на сайте нет, то приходится работать с большим массивом ссылок, из-за которого и забанить могут. Пагинация в этом плане - способ намного легальнее.
И, конечно же, юзабилити - наше все! Вряд ли кто-то из ваших посетителей будет рад отсутствию пагинации. Ведь в таком случае, чтобы ему добраться до нужного товара, придется «перелопатить» не один десяток страниц.
С какими проблемами вы можете столкнуться?
Немногие понимают, что страницы пагинации - это непростой инструмент для настройки. Просто внедрить его, но не настроить - не самая лучшая затея. Дело в том, что вы можете столкнуться с рядом проблем, которые могут навредить вашему сайту. Основные:
- лимит посещения для роботов;
- борьба с дубликатами.
Роботы периодически сканируют сайт. При этом многое зависит от доверия к вашему сайту. Чем больше у вас траста, тем больше времени робот будет проводить на сайте. Если вы добавили большое количество страниц с пагинацией, то очень мала вероятность, что робот просканирует каждую и дойдет до конечной точки. Кроме того, если он будет тратить время на такие маловажные страницы, он может пропустить действительно важный контент, над которым вы работали, и от которого зависит оптимизация.
Не менее важная проблема касается дубликатов. Каждый специалист знает, что наличие похожих или идентичных страниц обычно приводит к затруднительным ситуациям со стороны поисковых систем.
Если вы работаете с пагинацией, вы можете создавать похожие или вовсе идентичные страницы. Также повторяться будет заголовок, тайтл и описание. Из-за этого поисковая система не сможет корректно оценивать релевантность таких страниц, а поэтому посетитель может столкнуться с тем, что полученный по запросу материал ему совсем не походит.
Что делать?
Конечно же, чтобы никаких проблем с индексацией страниц пагинации не возникало, можно применять один из вариантов решения:
- удаление при помощи noindex;
- внедрение «Смотреть все» и команды rel=”canonical”;
- использование Rel=“prev”/“next”.
Сразу стоит отметить, что решений проблем намного больше. Существуют варианты, для которых придется позвать программиста, который в этом разбирается. Но есть варианты, с которыми самостоятельно будет разобраться не так уж и сложно. Некоторые специалисты могут комбинировать несколько решений, а кто-то и вовсе может пренебречь этим, не пострадав от ошибок поисковых систем.
Использование noindex
Проще всего закрыть страницы пагинации. Это очень простой способ, с которым сможет справиться даже новичок. В чем его суть? Достаточно будет спрятать от индексации все страницы пагинации, кроме первой.
Как это сделать? Чтобы все работало, необходимо использовать следующую команду: <meta name=»robots» content=»noindex, follow» />. Этот мета-тег необходимо внедрить на все страницы, которые мы собираемся спрятать, в блок <head>. Не забывайте, что при этом первая страница должна быть доступна.
Это решение поможет исключить все ненужные нам дубликаты, при этом сам каталог будет функционировать корректно, а товары из него пройдут индексацию.
При настройке индексации страниц пагинации стоит учитывать некоторые факты, которые снова повлияют на оптимизацию ресурса. Если в каталоге или на главной странице есть описание, лучше его не дублировать на другие страницы. Поскольку только первая будет индексироваться, желательно бросить все силы на ее оптимизацию.
Также стоит проследить за тем, чтобы адрес первой страницы больше нигде не дублировался, иначе закрытие и вовсе может привести к отсутствию индексации всего каталога.
В чем заключаются преимущества и недостатки такого способа? Этот вариант отлично подходит для «Яндекса», с ним легко и быстро работать. Но при этом стоит понимать, что постраничный контент может исчезнуть, а при отсутствии карты сайта робот будет долго индексировать очень большой каталог.
«Смотреть все» и команды rel=”canonical”
Если вы не определились, закрывать ли страницы пагинации от индексации, можете рассмотреть еще один вариант решения проблем, с которым может столкнуться условно каждый.
Этот вариант был ранее предложен компанией Google. Разработчикам предлагается создавать отдельную страницу «Смотреть все». На ней размещены все товары каталога. Чтобы система работала, нужно на каждой странице пагинации оставить атрибут rel=”canonical” на «Смотреть все».
Как это все реализовать? Вариант схож с тем, который был предложен в предыдущем разделе. Разница лишь в команде. В этот раз нужно использовать: <link rel=»canonical» href=»http://site.com/catalog/view-all.html» /> в том же блоке на всех страницах пагинации.
Google утверждает, что для их поисковой системы это наиболее корректный вариант. Конечно, следовать ему необязательно, поскольку у него есть и плюсы и минусы. Важно помнить, что «Смотреть все» лучше всего сделать очень быстрой. Она не должна долго грузиться и заставлять пользователя ждать. Способ подходит для компактных категорий со страницами пагинации.
К недостаткам такого способа решения стоит отнести некоторые исключения. Например, вариант не подойдет, если каталог действительно огромен, имеет большое количество страниц да еще и качественные картинки. Непросто метод будет реализовать и на большинстве CMS.
Rel=“prev”/“next”
Это самый сложный реализуемый вариант решения. Если вы хотите самостоятельно внедрять такой способ, лучше заранее все изучить, поскольку ошибки могут привести к серьезным потерям оптимизации.
При помощи атрибута rel=»prev»/»next» можно все номера страниц пагинации объединить между собой. В этом случае Google при наличии правильной настройки объединяет их всех в одно целое и делает цепочку. Таким образом, из всего каталога только главная страница будет в индексе.
Как настраивать такую оптимизацию страниц пагинации? Начинается весь процесс с главной страницы. В блок <head> необходимо вписать следующую команду: <link rel=»next» href=»http://site.com/page2.html»>. Как видите, это ссылка на вторую страницу каталога.
Теперь переходим на нее и используем эту же команду, но уже со ссылками на первую и третью страницу. То же самое нужно будет сделать на третьей странице, указав атрибут со ссылкой на вторую и четвертую. Начиная с четвертой, стоит указывать ссылку только на предыдущую страницу.
Также стоит понимать, что способ работает лишь с поисковой системой Google и имеет массу нюансов. Например, нужно будет проверить отсутствие дубликатов URL главной страницы. Настраивать нужно очень внимательно, поскольку при малейшей ошибке индексация станет неуправляемой и будет работать по алгоритмам Google.
Такой способ действительно помогает решить проблему без использования метода с созданием новой страницы. К тому же при реализации HTML подвержен лишь минимальным изменениям.
Выводы
Итак, страницы пагинации - понятие не очень сложное, но требующее особого подхода при оптимизации сайта. Интересно, что сам Google предлагает одним из решений оставить все как есть, то есть не скрывать пагинацию и даже не создавать цепочки страниц.
Но практически все специалисты настаивают на том, что отсутствие каких-либо шагов по оптимизации и настройки может плохо сказаться в целом на продвижении. На сайте могут появиться дубликаты, а важные страницы будут слабо индексироваться.