Японская манга «Тетрадь смерти». Сюжет и формат экранизаций
Японскую мангу «Тетрадь смерти» выдумал писатель и сценарист Цугами Оба, а проиллюстрировал мангака Такеси Обата. В центре детективной сюжетной составляющей так называемая Тетрадь смерти, представляющая собой записную книжку, которая дает ее владельцу возможность лишить жизни любого обывателя.
Манга была представлена общественности в конце 2003 года и тиражировалась вплоть до весны 2006 года. А в ноябре того же года в эфир вышел первый эпизод одноименного аниме, срежиссированного Тэцуро Араки на известнейшей анимационной студии Madhouse. Проект мгновенно стал популярным во всех странах мира. Манга и аниме получили высокую оценку искусствоведов и публики, стали одинаково успешны как в Японии, так и в зарубежных странах.
Основная фабула
Почин сюжета «Тетради смерти» во всех ее форматах (манга, аниме, сериал, книги, игры, фильмы-экранизации) одинаков. В самом начале публика знакомится с заскучавшим божеством смерти Рюке, обронившим с небес на Землю Тетрадь смерти. Блокнот представляет собой совершенное оружие, позволяющее обладателю расправиться с любым, чье лицо он видел и чье имя ему известно. Необходимо только вписать имя в тетрадь. Обстоятельства и сроки смерти можно уточнять в каждом отдельном случае, но если нет особых указаний, жертва умирает от сердечного приступа в течение 40 секунд после занесения его имени. Хотя в сюжете «Тетради смерти» американской экранизации акценты расставлены по-новому.
Манга
Описать кратко сюжет «Тетради смерти» телесериала Тэцуро Араки очень сложно. Повествование начинается с того, что тетрадь оказывается в руках интеллектуально одаренного старшеклассника Ягами Лайта. Подросток растет в семье полицейского, о криминогенной ситуации знает не понаслышке, поэтому всерьез обеспокоен проблемой роста преступности. Ведомый юношеским максимализмом, герой решает, что наилучшим и эффективнейшим способом борьбы с преступностью является уничтожение всех криминальных элементов. Несмотря на то, что преступники умирают по естественной причине (как правило, сердечный приступ), количество скоропостижно скончавшихся мафиози и других отбросов общества обращает внимание общественности и силовых структур.
Благодаря СМИ таинственный убийца именуется прозвищем Кира (от английского «killer»), а охотиться за ним начинает выдающийся детектив современности под псевдонимом L. Он скрывает свое лицо и не называет настоящего имени, чтобы быть защищенным от Киры. L догадывается, что объект проживает в Японии, и через некоторое время начинает активно интересоваться Лайтом.
Это только присказка...
Но это лишь завязка сюжета «Тетрадь смерти». По сериям описывать все поступки центральных персонажей — повторить повествование манги. В следующих эпизодах ключевые персонажи соревнуются в проницательности, дальновидности и интуиции, пытаясь получить как можно больше информации друг о друге, не раскрыв свою личность. На фоне их противостояния авторы вводят массу сюжетных ответвлений. На Землю попадают еще 2 подобные тетради. Кира обзаводится армией поклонников, особо преданным он порой передает тетрадь. У L появляются ученики.
Сюжет «Тетради смерти» напоминает настоящую сагу, ведь между первой жертвой и финалом проходит более семи лет. В общем, сократить мангу до хронометража художественного фильма практически нереально.
Экранизации
«Тетрадь смерти» существует в нескольких форматах. Манга стала основой для трех довольно нестандартных видеоигр. Помимо того, выпущены печатные издания и поставлен мюзикл. Японская экранизация вдохновила кинодеятелей на съемки отдельной франшизы. Постановщик Сюсекэ Канэко в 2006 году снял два кинофильма: «Тетрадь смерти» и «Тетрадь смерти: Последнее имя», в основе которых рассказ о противоборстве L и Лайта. Несмотря на то, что сюжет «Тетрадей смерти» от Сюсекэ Канэко кардинально разнится с оригинальной историей, поклонники штурмовали кинотеатры, тем самым гарантируя фильмам достойные кассовые сборы.
Успех проектов побудил развивать историю, в 2008 году в прокат вышел спин-офф «L: Изменить мир», малосвязанный с «Тетрадью смерти» и повествующий о последнем расследовании гениального детектива. 2016 ознаменовался окончанием съемочного процесса и премьерой кинокартины «Тетрадь смерти: Зажги новый мир». Действие проекта разворачивается в той же придуманной вселенной, но ее повествование беспримерно. Сюжет фильма «Тетрадь смерти: «Последнее имя» и части «Зажги новый мир» связан мини-сериалом, состоящим из трех эпизодов, объединенных подзаголовком «Новое поколение». Впрочем, эти проекты практически неизвестны западному зрителю и популярны лишь в Японии.
Версия Netflix
Переговоры об экранизации манги зарубежными киностудиями начались еще в 2007 году. В 2009 году права на производство фильма получила Warner Bros. Производственный процесс развивался крайне неторопливо. Лишь в 2015 году, когда режиссерское кресло занял Адам Вингард, прежде срежиссировавший «Гость» и «Тебе конец!», съемки начали набирать обороты. Но в 2016 году Warner Bros решил отступиться от проекта, передав полномочия Вингарду и Netflix.
Для Netflix экранизация «Тетради смерти» являлась притязательным проектом. Сценарий американской экранизации, вышедшей в прокат в 2017 году, значительно отличается от японского первоисточника. Действие, естественно, перенесено в США. Создатели попытались начать и закончить противоборство L и Лайта за 101 минуту хронометража. Отдельные линии выкинуты из сюжета полностью, к примеру, появление других божеств или дополнительных смертоносных блокнотов. Общий темп повествования стал в разы динамичнее.
Трансформация персонажей
Описание сюжета «Тетради смерти» в американском варианте практически то же, только урезанное в несколько раз. Главные изменения коснулись персонажей. Недовольство почитателей оригинала вызвал персонаж L. С легкой руки создателей он стал афроамериканцем. Образ на экране воплотил Лакит Стэнфилд («Голос улиц», «Прочь»). Образ Лайта трансформировался не менее серьезно. Из студента-интеллектуала, общепризнанного гения, красавца, любимца публики он превратился в школьника-изгоя, использующего Тетрадь и для отмщения обидчикам. Персонаж воплощен на экране Натом Вулфом («Стажер», «Виноваты звезды»).
Также изменилась одна из героинь в манге, именуемая Мисой Аманэ. В голливудском кино она сменила гражданство и национальность, превратившись в Мийю Саттон. В оригинале героиня попадает под влияние Киры из-за психологической травмы. У Адама Вингарда персонаж становится полноправной соучастницей преступлений. Это меняет не только восприятие истории, но и общую атмосферу, по-новому расставляет акценты в том, кто — герой, а кто — злодей.