Процесс менеджмента - описание, цели, функции и определение
У всех систем предприятия есть своя организационная структура, благодаря которой существует процесс менеджмента. Каждому человеку, выбравшему для себя карьеру менеджера и желающему добиться в ней высоких показателей, необходимо знать о процессах управления.
Процессом называют:
- Ступенчатую перемену явлений и состояний.
- Комплекс шагов для целедостижения.
В менеджменте процесс - это комплекс действий, целенаправленных на корректировку функций предприятия. Теперь рассмотрим этот термин детальнее.
Характеристика
В менеджменте цель и процесс являются обязательными составляющими успешной компании. Любое движение, которое выполняется в компании, является результатом трудовой деятельности. Основными параметрами могут быть: предметы, средства, продукты труда, а также сам исполнитель.
Основные звенья процесса менеджмента:
- Содержанием называется действие на лица, которые составляют систему управления.
- Организацией называется координация методичности осуществления процесса, которую определяет цикл управления. Цикл включает в себя постановку цели и исполнение функций управления.
- Процедурой осуществления является связь между стадиями процесса и фазами.
Что еще необходимо знать про изучаемый термин? Процесс управления в менеджменте делится по ступеням и принадлежности к подсистемам.
Типы подсистем
Эксперты выделяют следующие:
- линейное руководство;
- целевая - содержит координацию качества продуктов, ресурсов, развитие предприятия, сохранность окружающей среды, развитие коллектива, выполнение планов изготовления и поставок продукта;
- функциональная - охватывает подготовку деятельности для осуществления конкретных и специальных управленческих функций;
- обеспечение управления - состоит из правового и информационного обеспечения, координирование производственных процессов, снабжение компании техническими средствами.
Свойства
Каждый процесс характеризуется такими свойствами:
- Динамичность - это взаимодействие разных операций и органов.
- Устойчивость - это создание и закрепление путей реализации процесса.
- Непрерывность - управление не прерывается, пока идет производство.
- Дискретность - это неравномерность внутренних свойств процесса менеджмента.
- Последовательность - шаги происходят в определенной последовательности.
- Цикличность - после воздействия система переходит на новый уровень, и тогда требуется либо поставить другую цель, либо корректировать прежнюю.
Стадии процесса
Чтобы процесс управления проходил успешно, требуется соблюдение определенной последовательности стадий:
- Целеполагание состоит из определения, формулировки, постановки и корректирования цели.
- Работа с информацией предполагает ее накапливание, сохранность, поиск, обработку и передачу.
- Аналитическая работа характеризуется мониторингом параметров, подсчетом показателей, графированием и анализом.
- Выбор вариантов действий представляет собой поиск различных версий, обозначение выбора, соотнесение разнообразных версий, подбор способов управления, координационное утверждение и принятие решений.
- Организационно-практическая работа состоит из вверения решения лицам, которые будут его исполнять, пояснения и детализации решений, назначения задач, наделения полномочиями, контролирования производства.
Формы влияния элементов системы друг на друга
Эксперты выделяют три формы. Действие - деятельный объект оказывает воздействие на неактивный. Воздействие - деятельные объекты оказывают воздействие друг на друга. Взаимодействие - несколько деятельных объектов оказывают воздействие на другие объекты.
Системы менеджмента качества
Процессу соответствует ряд совершающихся и законченных шагов. На фоне этого эксперты выделяют еще одну характеристику. Рассмотрим ее далее.
Все процессы менеджмента качества не обходятся без:
- Определенной цели, которая, в свою очередь, подчинена главной цели предприятия.
- Грамотного владельца, который умеет управлять ресурсами и нести ответственность за воплощение процесса.
- Входов - объектов, которые нужно преобразовать процессом системы менеджмента качества.
- Выходов - результатов преобразования.
- Ресурсов - средств, благодаря которым получается результат.
- Системы контроля и исправления ошибок, которая обеспечивает нормальное функционирование процесса.
- Системы характеристики эффективности процесса.
Содержание процесса
В процессе менеджмента функции должны содержать в себе четкое содержание, план осуществления и определенную структуру. Чтобы это понять, следует разобраться в терминологии. Содержание - это действия, осуществляемые в приделах данной функции. Однако что это значит, исходя из контекста изучаемой темы? В менеджменте функции процесса управления - это состав действий, объединенных по фазам:
- Методологические фазы следуют логично. Сначала ставится цель, затем ситуация оценивается, далее определяется проблема, в конечном счете, основываясь на предыдущих этапах, руководитель принимает управленческое решение. При этом цель является образом системы в таком виде, в каком ее хочет видеть руководитель. Ситуация - то, как система соотносится с целью. Проблема - несоответствие между целью и ситуацией. Решение - это поиск возможности устранения проблемы.
- Функциональное - расстановка и преимущество выполнения функций. Состоит из этапов: планирование - организация - мотивация - контроль.
- Экономическое - выявление потребностей по части экономики компании, оценивание наличия, разделение и оборот ресурсов.
- Социальное - В процессе первостепенен человек.
- Организационное - методичное применение рычагов давления: регламентирования, номинирования, инструктирования, ответственности.
- Информационное - работа с информацией состоит из поиска, комплектования, обработки и передачи информации.
Процесс решения
В менеджменте вышеуказанный термин является выбором лучшей альтернативы. Что это значит? Чтобы решение несло в себе эффективность, требуется выполнять и соотносить все функции процесса в фазах подготовки и внедрения.
Типы
В менеджменте управленческих процессов существует классификация по типам выполнения. Рассмотрим их:
- Линейный - содержит в себе четкую последовательность прохождения каждой стадии.
- Корректируемый - для данного типа характерна коррекция прежних стадий по завершению последующих.
- Разветвленный - в этом типе часто присутствуют множество аспектов и вариантов конструкций процессов.
- Ситуационный - при данном варианте первоначально ставится ориентировочная цель. Окончательный вариант цели формируют после оценивания ситуации, постановки проблемы и исследования решений.
- Поисковый - решение создается, основываясь на цель и оценку ситуации, потом его корректируют.
Чтобы выбрать наиболее подходящий тип, следует оценить качество и степень обеспечения информацией.
Процесс стратегического менеджмента
Вышеуказанный термин подразумевает комплекс определенных шагов, направленных на целедостижение. Также это ориентир намеченный компанией в условиях постоянно меняющейся среды. Процесс стратегического менеджмента позволяет оптимально пускать в ход имеющийся потенциал.
Основные этапы
Стратегический менеджмент характеризуется следующими этапами:
- Постановка цели.
- Поиск проблем и возможных способов их решения.
- Анализ проблем.
- Поиск альтернатив.
- Анализ исходов, которые могут последовать за теми или иными решениями.
- Выбор наиболее подходящей альтернативы.
- Разработка бюджета.
- Реализация решения.
- Оценивание степени достижения результата.
- Изучение важных направлений и неурядиц, которые могут произойти как в самой компании, так и в ее окружении.
- Повторение каких-либо этапов.
Первым шагом является постановка цели и формулирование миссии. Этот шаг помогает определить:
- задачи с позиции продуктов, выпускаемых компанией;
- внешнюю среду: отношение к компании;
- культуру организации - атмосфера среди сотрудников.
Чтобы прийти к цели, необходимо проверить у нее наличие некоторых характеристик. Цель должна быть:
- конкретной: включать в себя объем работы, которую предстоит сделать, чтобы добраться до цели, и количество времени, которое для этого потребуется;
- измеримой в плане качества и/или количества
- достижимой - перед постановкой цели руководитель должен убедиться в том, что ее реально претворить в жизнь;
- согласованной - цели следует рассматривать во взаимосвязи;
- гибкой - цель должна быть динамичной, чтобы ее можно было приспособить под объективные или субъективные изменения;
- приемлемой - перед тем как поставить цель, менеджер обязан проверить, не нарушает ли она общий моральный уклад, сложившийся в обществе, не противоречит ли традициям и законам.
Всегда следует помнить, что постановка цели - это самое важное решение во время планирования.
Второй этап - анализирование внешней и внутренней среды. Существует три направления, которые помогают проанализировать внешнюю среду:
- преобразования, которые имеют воздействие на нынешнюю политику компании;
- факторы, представляющие угрозу для нынешней политики компании;
- факторы, позволяющие расширить горизонт возможностей.
Благодаря анализу внешней среды можно предсказывать возможности, определять планы на случай каких-то непредвиденных обстоятельств. Для того чтобы проанализировать внешнюю среду, нужно иметь ответы на вопросы:
- Где находится предприятие в этот момент?
- Где предприятие должно быть в будущем?
- Что следует предпринять руководителям для того, чтобы предприятие переместилось в то состояние, в котором ее видит руководствующее звено?
Для определения внутренних сил компании следует обратить внимание на внутреннюю составляющую организации и провести управленческое обследование. Чтобы упростить этот процесс, следует проверить пять главных зон: маркетинговую, производственную, научно-исследовательские разработки, финансовую, ресурсную.
После обследования маркетинговой зоны можно определить:
- долю рынка и способность конкурировать;
- разновидности и особенности изготовляемых продуктов;
- демографическую статистику;
- разработки рынка;
- обслуживание клиентов;
- эффективность рекламы и продвижения продукта;
- процент прибыли.
Исследовать производство следует для долгосрочного удержания компании на плаву. Самое главное в исследовании - выявить сильные и слабые стороны. Вопросы, на которые стоит ответить в ходе обследования производства:
- Есть ли у компании возможность изготавливать и сбывать продукты по цене ниже, чем у конкурирующих компаний?
- Способна ли компания привлекать новые материалы для изготовления продуктов?
- Достаточно ли современное оборудование установлено в компании?
- Закупки снижают величину ресурсов и время продажи продукта?
- Зависит ли продажа продукции от сезона?
- Может ли предприятие поставлять продукты на тот рынок, который недоступен конкурирующим компаниям?
- Производимый контроль качества приносит результаты? Эффективен ли он?
- Хорошо ли отлажен сам процесс изготовления продукта?
Научно-исследовательские разработки во многом определяют успех компании в будущем.
Анализ финансовой стороны способен найти слабые стороны компании и понять положение компании относительно конкурентов.
Необходимость обследовать человеческие ресурсы на предприятии заключается в том, что зачастую сотрудники являются причиной проблем в бизнесе.