Убийца с оригинальным эстетическим вкусом Патрик Бейтман

В 2000 году режиссер Мэри Хэррон представила на суд общественности неожиданное и очень смелое кино на жанровых стыках хоррора, сатиры и психологического триллера. Так, зритель узнал об одном из самых ярких антагонистов современности - Патрике Бейтмане, герое фильма «Американский психопат» и одноименного романа Б. И. Эллиса, на котором базировался кинопроект. Персонаж с респектабельной внешностью дьявола воплотил на экране замечательный актер Кристиан Бэйл, который был одновременно пугающим и уморительным в образе маньяка из высшего общества. Картина и сейчас остается нетленным памятником самозацикленной культуре яппи, которая не исчезла с приходом новой эпохи, а просто слегка трансформировалась.

«Мистер безупречность»

Пытаясь составить психологический портрет Патрика Бейтмана, невольно задаешься вопросом о том, что первично – внутренние проблемы или внешность человека? Формирует ли характер одежда, которую индивидуум носит, или, наоборот, его мировоззрение обуславливает выбор повседневного костюма? Патрик Бейтман внешне кардинально отличается от себя «внутреннего», настолько, что в определенный момент скопившееся противоречие вызывает коллапс – успешный яппи-бизнесмен срывает гламурную обертку и превращается в убийцу-психопата, жестокость которого не имеет границ. Впрочем, кровавые события, происходящие ночью, не мешают мужчине утром выглядеть как «мистер безупречность».

Под маской благопристойности

В фильме Патрик Бейтман - истинный метросексуал. Он помешан на собственной внешности, стильных аксессуарах, модной одежде. Считая себя совершенным, он сильно раздражается, наблюдая за окружающими. В его глазах все люди грязные, пошлые и тупые. Раздражение вскоре сменяется бешенством, и маска благопристойности слетает с его ухоженного лица. Постановщице Мэри Хэррон удалось акцентировать внимание на характеристике персонажа – нарцисса, пренебрежительно относящегося ко всему окружающему, кроме своей драгоценной персоны.

Патрик Бейтман, кроме того, что божественно красив, еще успешен и богат. Он приверженец правильного здорового питания, занятий спортом и порядка. Работает на Уолл-стрит, а проживает в самом фешенебельном и престижном районе Нью-Йорка. Он вполне мог бы стать героем псевдоэротического ромкома, демонстрировать дикую страсть и лупить любовницу в красной комнате подобно Кристиану Грею из «Пятидесяти оттенков серого». Но, к сожалению (или нет?), Бейтман выбирает путь насилия и кровавых убийств. Причем убивает он почти без разбора, не видя особой разницы между женщинами, мужчинами или детьми.

Две точки зрения

К произошедшему с Патриком Бейтманом можно подойти с двух точек зрения. С одной стороны постановщица выставляет героя с самого начала отъявленным садистом и психопатом, у зрительской аудитории не остается и капли сомнения в том, что по ночам обезумевший яппи не расстается с топором. Но с другой стороны Брет Истон Эллис в литературном источнике демонстрирует большую тонкость в описании происходящих событий, из его романа можно сделать вывод о том, что злодеяния Бейтмана совершаются лишь в его мечтах, являясь впечатляюще реалистичными галлюцинациями. Кстати, в повествовании картины тоже пару раз «проговаривается» то, что кровавые убийства не совсем реалистичны. Сначала коллега Бейтмана утверждает, что видел его жертву гораздо позже якобы произошедшей «топорной расправы», а в финале ленты звучит фраза, указывающая, что «признание Патрика ничего не стоит». Поэтому, возможно, что продемонстрированное лентой насилие действительно не имеет значения, а зритель вместе с героем просто оказался в мире кровавых грез.

Работа над образом

Личность Патрика Бейтмана как минимум неординарна, поэтому выбор исполнителя на роль стал предметом нешуточного конфликта между постановщицей и администрацией студии LionsGate. Студии хотелось, чтобы в проекте был задействован звездный актер, Мэри Хэррон видела в роли только Кристиана Бэйла. Бэйл не был в то время звездой первой величины, в отличие от Ди Каприо, которого хотели видеть в роли студийные боссы. Однако режиссер сумела настоять на своем. Кристиан Бэйл подошел к воплощению образа со всей серьезностью. Он долгое время не мог нащупать мимику своего персонажа, после увидел по ТВ интервью с Томом Крузом. Актер был чрезмерно дружелюбен, но глаза отражали странную пустоту, заставляющую заподозрить фальшивость его манер. Кристиан признается, что использовал в качестве источника вдохновения Круза наравне с игрой Николаса Кейджа в «черной» комедии «Поцелуй вампира».

На всем протяжении съемочного процесса - и в кадре, и просто так - актер говорил с американским акцентом, присущим своему персонажу. Свой обычный английский акцент он продемонстрировал лишь во время торжества по случаю завершения съемок. Даже сейчас актер признает значимость в своей карьере роли убийцы с оригинальным эстетическим вкусом - Патрика Бейтмана. Фильмография исполнителя после участия в данном проекте пополнилась массой знаменитых работ, среди которых «Машинист», «Эквилибриум», «Престиж» и трилогия о темном рыцаре Бэтмене, что означает, что Бэйл не стал заложником одной роли.

Комментарии