"Святое семейство" Рафаэля: описание картины
"Святое семейство" Рафаэля создано во Флоренции в то уникальное время, когда здесь работали одновременно и Микеланджело, и да Винчи, и сам Рафаэль. Эта картина относится к раннему периоду творчества выдающегося итальянского живописца и по праву считается одним из наиболее тонких, филигранных творений художника. В тот же период во Флоренции работали другие знаменитые скульпторы, живописцы, зодчие. Их произведения относятся к высшей ступени развития искусства - эпохе Возрождения.
Картина ясно свидетельствует о сильном влиянии да Винчи на Рафаэля. Святое семейство изображено на фоне каменной стены с арочным оконным проемом, сквозь который виден характерный пейзаж. Выражения лиц, прическа Богородицы, поза Христа также сходны с картинами кисти Леонардо.
"Святое семейство" Рафаэля находится в Эрмитаже. Это одна из двух картин гениального художника, оставшихся в России. Неумелый реставратор пытался восстановить холст, но повредил его. Из-за этого картину не сумели продать и оставили в музее.
Изображение Иосифа
"Святое семейство" Рафаэля Санти называют "Мадонной с безбородым Иосифом". Чаще всего художники рисовали Иосифа с бородой, чтобы заострить внимание на его преклонном возрасте. Санти решил проигнорировать это правило и поступил иначе. На его картине Иосиф выглядит достаточно почтенным, но этот эффект достигается благодаря более сложным и менее очевидным приметам. Его пушистые редкие волосы обнажают кожу, лоб с залысинами. Лицо покрывают глубокие морщины. Руки покоятся на деревянном посохе, которым обычно пользовались старики. При этом плечи Иосифа покорно опущены, словно поникли под тяжелым грузом ответственности.
Изображение Марии и младенца
Мадонна с новорожденным Иисусом создают резкий контраст с фигурой Иосифа. Мария выглядит молодой, даже юной, словно сияющей изнутри. Женщина одета просто, без излишеств. Волосы заплетены в косы и спрятаны под шаль.
Кудрявый мальчик держится за мать, повернувшись, казалось, лицом к Иосифу. Но в другом ракурсе его фигура выглядит так, словно младенец смотрит наверх, на небеса.
Все три персонажа на картине "Святое семейство" Рафаэля образуют характерный треугольник. Однако вместо традиционной тоски, свойственной иконам и другим религиозным изображениям, в сюжете просматривается обычное земное, тихое семейное счастье. Персонажи смотрят друг на друга, и выглядят они так же, как и другие простые семьи. Этот взгляд объединяет три фигуры в связанную композицию. Мария обратила к Иосифу взор, полный спокойной задумчивости. Младенец тоже смотрит на него, словно вопрошая о чем-то. Иосиф же глядит на Иисуса с печалью. Быть отцом новорожденного Бога - почетная миссия, но разве не хотелось бы ему стать отцом собственного сына...
Цветовая гамма
Картина Рафаэля Санти выполнена в мягких, приглушенных тонах. Цвета перетекают один в другой плавно, неспешно. Здесь нет ярких акцентов, кричащих пятен, резких линий. Все кажется смягченным: позы персонажей, черты их лиц, полукружья окон, деревья, умиротворенный пейзаж на заднем плане. Нимбы святых над головами выглядят едва заметными, почти прозрачными.