Александр Александрович Киселев: биография и творчество

Произведения художника Киселева Александра Александровича (1838 – 1911) относятся к лучшим образцам русской пейзажной живописи. Киселев обладал исключительным трудолюбием и стремлением к совершенствованию, он по достоинству был оценен современниками как пейзажист, учитель и деятель искусства. Талантливый живописец, педагог и публицист, активный участник объединения художников-передвижников, профессор академии художеств, Александр Александрович Киселев оставил грядущим поколениям богатое творческое наследие. На сегодняшний день известно о 120 его произведениях, находящихся в музеях бывших союзных республик, и еще приблизительно о 800 работах, которые фигурируют в частных и музейных коллекциях по всему миру. Однако судьба многих произведений пейзажиста остается неизвестной.

Ранние годы

Родился Александр Александрович Киселев недалеко от Хельсинки в городке Свеаборг, в семье русского офицера, возглавлявшего местный гарнизон. С 1852 года 14-летний Киселев по настоянию отца учился во 2-м кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Военные занятия ему давались с трудом, юноша увлекался стихосложением и рисованием. Проучившись кадетом шесть лет и не окончив курс военного образования, Киселев поступил на факультет филологии Петербургского университета. Через три года, в 1861-м, из-за студенческих волнений университет был временно закрыт. Это событие положило начало творческой биографии Александра Александровича Киселева в качестве пейзажиста.

Начинания в живописи

В том же году, после закрытия университета, Киселев посещает Императорскую академию художеств в качестве вольноприходящего слушателя. Через год молодой человек был зачислен в академию студентом и учился в классе известного пейзажиста С. М. Воробьева. В период обучения Киселев за одну из своих работ удостоился большой серебряной медали от академии и одобрения публики за другое, ставшее впоследствии знаменитым произведение «Вид окрестностей Москвы», которое представил на академической выставке.

1865 год стал завершающим в академическом образовании молодого живописца, и дипломированный художник третьей степени Киселев Александр Александрович решил покинуть Санкт-Петербург.

Малороссийский период

Он переехал в Харьков и снял вдвоем с товарищем жилье на городской окраине. Поначалу Киселев проводил время за этюдами и в занятиях иконописью, подрабатывая уроками рисования. Когда художник женился на дочери харьковского профессора и в семье появились дети, Александр Александрович устроился в местный Земельный банк. Там, на должности секретаря он прослужил почти 10 лет. Стабильный заработок позволял обеспечивать семейство и заниматься живописью. В тот период написаны его пейзажи колоритной украинской природы, среди которых самые известные: «Дворик в Малороссии», «Близ Харькова», «Святогорский монастырь», «Парк осенью». Пейзажи изображались по академическим канонам и напоминали полотна его учителя Воробьева: три плана перспективы и кулисное построение композиции.

Товарищество передвижников

Как-то в Харьков приехала передвижная выставка московского Товарищества художников, после которой Киселев дерзнул изменить свою жизнь и посвятить себя живописи. Александру Александровичу Киселеву на тот момент исполнилось 37 лет, и он был главой многодетного семейства. Художник послал свой пейзаж «Вид в окрестностях Харькова» в Товарищество передвижников. Жюри приняло его работу для экспозиции. Через несколько месяцев, весной 1876 года, Товарищество единогласно избрало художника членом своего объединения, после чего Александр Александрович ежегодно экспонировал свои полотна в передвижных выставках.

Московский период

С 1877 года Киселев со своим семейством, в котором уже было семеро ребятишек, обосновался в Москве. Чтобы содержать семью, он преподавал рисунок и живопись в женских гимназиях и давал уроки частным образом. Среди его учеников были известные художники рубежа XIX – XX веков: Остроухов, Якунчикова-Вебер, Досекин, Переплетчиков, Ярцев. Он обучал потомков известных купеческих династий, ставших впоследствии меценатами, коллекционерами, деятелями искусства: Ивана и Михаила Морозовых, Анну Боткину, Михаила Мамонтова.

Киселев много работал над своими пейзажными полотнами. Он рисовал московские окрестности и ездил по другим местам России, привозя множество этюдов. Летом семья Киселевых снимала сельскую усадьбу в живописных московских окрестностях, и за сезон художник делал до 50 пейзажных этюдов с натуры. В 1891 году, когда Киселевы гостили в Богимово, помещичьем имении Былим-Колосовского, здесь же лето проводил А.П. Чехов, который подружился с художником.

Александр Александрович постоянно выставлял работы на многих московских и петербургских выставках, регулярно участвовал в клубных собраниях, таких как «Шмаровинские среды», рисовальных вечерах у Мамонтова и Поленова. Он часто посещал симфонические концерты, спектакли в Большом и Малом театре, много общался с другими художниками и писателями, дружил с Репиным и Максимовым. Обо всем он подробно рассказывал в своем дневнике.

К концу 1880 годов окончательно сложилось его творческое мировоззрение, сформировалась индивидуальная живописная манера, тематика и характер пейзажей. Известнейшие работы московского периода: «На пруду», «Забытая мельница», «Собирание хвороста», «Перед грозой», «С горы», «Дождь».

Заслуженный успех

Русская знать и коллекционеры охотно покупали картины художника Киселева. Александр Александрович побывал в Крыму и на Кавказе, после чего его горные пейзажи получили особенно большой успех. В 1883 году после очередной выставки передвижников Павел Третьяков «Забытую мельницу» Киселева купил для своей галереи. С 1883 по 1901 год несколько пейзажей приобрели члены императорской семьи, включая самого Александра III. Это были картины: «В Венеции», «Переправа», «По Тереку», «У снежных вершин» «Горная река на Кавказе», «Тихая вода».

Киселев получил заслуженные звания и должности. С 1890 года он в журнале «Артист», одном из ведущих театральных изданий государства, возглавил отдел изобразительного искусства и опубликовал немало критических статей. В тот же год Киселев получил звание академика, а через три года его избрали действительным членом в Императорскую академию художеств. С 1895 года Александр Александрович переехал с семьей в Петербург, поскольку Киселева пригласили на должность классного инспектора Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. Спустя два года в Академии он занял место руководителя пейзажной мастерской. В этой должности художник оставался до своей кончины. Также Александр Александрович активно участвовал в культурной и общественной жизни России.

Туапсинский период

Купив под городом Туапсе недорогой участок земли, Александр Александрович Киселев к 1902 построил небольшой одноэтажный дом. Усадьба бережно сохранена, и в ней сейчас действует музей Киселева. Когда-то художнику пришлось одалживать деньги, чтобы выстроить эту дачу, в которой он отдыхал и работал каждое лето. Киселев создал обширную серию полотен, темой которых стал Туапсе с его живописными окрестностями, а имя художника превратилось в своеобразный символ города. Пейзажист запечатлел великолепные виды побережья с Кадошскими скалами, и одна из них, самая красивая, названа его именем.

В туапсинский период Киселев посетил многие места Кавказа и Крыма. Путешествовал он также за границей, побывав во Франции, Германии, Венеции, Риме. Самые знаменитые картины Киселева Александр Александровича тех лет: «Старый Сурамский перевал», Кадошские скалы», «Горная речка», «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» «Дача в Крыму», «Базар в Туапсе», «Домик в Туапсе», «Уличка Туапсе», «У подножия Казбека», «Ночь на море», «Через пропасть».

Умер Александр Александрович внезапно, во время работы за своим письменным столом. Художника, которому исполнилось 73 года, настиг сердечный приступ. В последние годы своей жизни Киселев добился особой быстроты в работе и необыкновенной живости изображения.

Его жизнерадостные, светлые, немного идеализированные пейзажи отображают искренние чувства автора. Киселев виртуозно умел запечатлеть красоту и безмятежное состояние природы, которое удивительным образом передается зрителю, созерцающему прекрасные полотна пейзажиста.

Комментарии