Налоговый контроль: органы, цели, формы и методы
Налоговый контроль - это особый вид деятельности специализированных органов. Работники этой службы уполномочены проводить налоговые проверки, а также вести надзор за финансовой деятельностью субъектов всех форм собственности.
Как производится налоговый контроль и налоговые проверки? Какие они преследуют цели и какие виды этих действий бывают? Рассмотрим данные моменты более подробно в статье.
Что такое контроль в сфере налогообложения?
Контролем в области налогообложения признается деятельность, которую ведут специально уполномоченные на то органы. Она представляет собой совокупность определенных мер относительно контроля над надлежащим исполнением налогового законодательства, а также выявлением нарушений в данной области, которые могут быть совершены как юридическими, так и частными лицами.
В процессе ведения налогового контроля органы преследуют определенные цели и применяют различные методы воздействия на субъекты правовых отношений. Формы контроля также бывают разнообразными. Какими именно - рассмотрим ниже.
Цели контроля
Органы, которые проводят контроль в области налогообложения, всегда ставят перед собой определенные задачи. Так, основная задача заключается в обнаружении нарушений исполнения законодательства в сфере уплаты налогов, ведение учета и т. п. Кроме этого, их деятельность также заключается в обеспечении для частных лиц и предприятий всех условий, которые требуются для нормального выполнения обязательств в области налогообложения.
В том случае, если в процессе проведения проверки сотрудники службы налогового контроля обнаруживают нарушения любой степени, они обязаны совершить их пресечение.
Кроме всего вышеперечисленного, контроль должен быть направлен на непосредственное содействие надлежащему и законному ведению бухгалтерского учета, а также предоставлению отчетности в правильном и действительном виде.
Объект и субъекты контроля
Органы, которые занимаются проведением налогового контроля, ведут свою профессиональную деятельность в отношении определенных объектов. Основным объектом в правоотношениях данного типа выступают определенные незаконные действия, а в некоторых случаях и бездействие, которое осуществляют сами налогоплательщики. Кроме этого, под группу лиц, чьи действия считаются объектом контроля, попадают налоговые агенты, а также лица, которые занимаются непосредственным сбором налогов и взносов.
Кто совершает контролирующую деятельность? К органам, осуществляющим налоговый контроль, законодатель относит определенный ряд служб и организаций. От их лица деятельность ведут некоторые уполномоченные на то должностные лица. К группе структур, производящих контроль в России, относятся финансовые органы, налоговая и таможенная службы, сборщики налогов и сборов, а также различные внебюджетные организации, которые действуют в рамках определенной для них компетенции.
О формах контроля
Если говорить о формах налогового контроля, то следует понимать то, что данная деятельность может быть представлена в различных видах. Все варианты проведения контроля прописаны в законодательных актах, а также в официальных должностных регламентах определенных служащих структур, которые уполномочены заниматься таким родом деятельности.
В числе форм налогового контроля выделяют такие виды деятельности, как проведение проверок на предприятиях или по иному месту осуществления лицом своей деятельности. К числу таких форм относятся и случаи истребования определенных документов для установления конкретных сведений, необходимых для налоговых органов. Проверки данных, инвентаризации и проведение учета - это также определенные формы контроля, которые в настоящее время широко применяются на практике специализированными органами.
С недавних пор в системе стал широко применяться новый вид налогового контроля - мониторинг.
Каждую упомянутую ранее форму деятельности рассмотрим далее более детально.
Проверки
Проведение проверок - это самая распространенная форма и метод налогового контроля, которая может быть проведена на любом предприятии. Порядок проведения проверок прописан в отдельном регламенте, который обязателен к изучению всеми сотрудниками контролирующих ведомств, занимающихся ведением данного вида деятельности.
Современное законодательство предусматривает два варианта реализации такой формы контроля: камеральные и выездные проверки. В чем заключается их суть?
Если говорить о камеральных проверках, то они осуществляются уполномоченными на то инспекторами налоговых служб путем изучения документов, в которых содержится отчетность относительно проведения финансовых операций на отдельном предприятии или в учреждении. Продолжительность осуществления такой формы контроля не должна превышать три месяца. Особенность ее заключается в том, что путем камеральной проверки могут быть установлены сведения только относительно того сбора или вида налога, в отношении которого органом была получена отчетность.
Если говорить о выездных проверках, то в отличие от камеральных, они должны проводиться исключительно по месту нахождения контролируемого объекта. Что касается объекта проверки, то ими могут выступать абсолютно все виды платежей.
Отдельно может проводиться проверка тех данных, которые были предоставлены службам в рамках бухгалтерского и налогового учета. Их в течение 10 календарных дней обязан предоставить в надлежащем виде уполномоченному органу любой налогоплательщик. Требование о необходимости предоставления данных такого типа уполномоченные сотрудники специализированных служб должны заявлять в установленном законодательством порядке. В рамках такой проверки сотрудники службы обязаны установить то, насколько правильно ведется бухгалтерский учет на предприятии, а также правильно ли составляется финансовый отчет его сотрудниками.
Практика показывает, что проверки чаще всего осуществляются в том случае, если у органов, ведущих контроль добросовестных налогоплательщиков, имеются некоторые основания полагать, что предприятие, организация или учреждение скрывает от службы определенные объекты налогообложения. Также очень часто это делается в результате обнаружения факта прироста этого объекта, особенно в том случае, если данный фактор не был отражен в декларациях, отчетах либо в иных документах.
Кроме указанных ситуаций проверка может быть проведена в том случае, если лицо, которое является налогоплательщиком, предоставляет в декларации и в отчетах те сведения, что несопоставимы с данными о его растратах и фактических доходах. В том случае, если документ, в котором представлена информация относительно доходов и расходов лица, был предоставлен налоговым органам несвоевременно или он отсутствует вообще, то это также считается весомым основанием для совершения проверки.
Законодатель предусматривает обязательно проведение выездной проверки в том случае, если производится ликвидация юридического лица либо его реорганизация.
По результатам каждой проведенной проверки органы, которые ее осуществляли, обязаны составить документ, который полностью отразит ход совершенных ими действий, а также выявленные нарушения. К данному акту обязательно должны быть прикреплены документы, содержание которых подтверждает факт наличия правонарушения. Рассмотрев результаты, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий, все участники комиссии, высланной уполномоченным органом, должны высказать свое мнение относительно степени имеющихся нарушений, а также возможностей их устранения. На данном этапе также необходимо оговорить реальные сроки, в которые недочеты будут ликвидированы. Все подобные решения могут быть приняты органом в течение 10-дневного периода и доведены до сведения второй стороны.
Получение объяснений
Еще один вариант формы проведения контроля - это истребование объяснений уполномоченными на то органами служб относительного тех или иных вопросов, связанных с уплатой налогов и взносов, ведением отчетности, а также по иным аспектам финансовой деятельности, которая проводится на предприятиях и в организациях различных форм собственности.
Законодатель определяет, что в рамках такой формы контроля органы могут получать как письменные, так и устные объяснения, которые обязан предоставить налогоплательщик. Что касается срока предоставления разъяснений, то он должен составлять максимум 10 дней.
Инвентаризация и осмотр
Нередко специалисты системы органов контроля применяют на практике такие его формы, как инвентаризация и осмотр. Практика показывает, что основная цель налогового контроля данного типа - это установление факта наличия определенного имущества у налогоплательщика. Такая форма надзора может быть применена лишь в том случае, когда проводится выездная проверка, так как для ее осуществления требуется фактическое наличие инспектора на месте нахождения объекта.
Что касается осмотра, то он проводится в отношении вещей, сооружений, документов, а также территории, имеющих отношение к предмету проверки.
По факту проведенной проверки обязательно должен быть составлен акт инвентаризации, в котором требуется указание четкого отражения положения вещей.
Мониторинг
Что касается мониторинга, то это вид дополнительных мероприятий налогового контроля, который на территории Российской Федерации применяется относительно недавно, начиная с 2015 года. Установлено, что такая форма может быть применена исключительно в отношении крупных налогоплательщиков и только по их личному заявлению, в котором будет изъявлено соответствующее желание. Параллельно с получением заявления обязательно наличие разрешения со стороны органа, ведущего финансовый контроль.
В процессе проведения действий сотрудники специальной службы получают полный доступ к базам, в которых содержится вся информация относительно конкретного налогоплательщика. Что касается продолжительности проведения контроля, то он ведется на постоянной основе, непрерывно.
Методы
Налоговый контроль и налоговые проверки, которые проводятся с его целью, осуществляются с помощью определенных методов. Что подразумевает под собой данное понятие?
Методы контроля в области налогообложения - это сочетание всех возможных способов и приемов, используя которые органы налогового контроля имеют возможность осуществлять свою работу.
В процессе своей деятельности представители структур имеют право применять общенаучные методы, к числу которых можно отнести визуальный осмотр, экономический анализ, диалектический подход. В процессе проведения работы представители органов, производящих контроль, могут использовать такие методы анализа, как логический и системный. Практика показывает, что на деле специалистами очень часто применяется такой вид контроля, как выборочная проверка документов.
Практика показывает, что понятия формы и метода очень тесно связаны между собой. На деле их очень сложно разделить между собой.
Все основные методы осуществления налогового контроля, которые используют на своей практике сотрудники соответствующих органов, делятся на две большие группы: основные и дополнительные. А те, в свою очередь, на отдельные подгруппы, в зависимости от того, каким образом осуществляется данный метод на практике. Итак, рассмотрим каждую из таких групп более детально.
Основные методы
К числу основных методов осуществления налогового контроля относятся документальные и фактические. Практика показывает, что и тот и другой специалистами применяются довольно широко.
Суть документальных методов заключается в том, что они предусматривают проведения всевозможных проверок относительно правильности составления и заполнения отчетов, документов, а также на предмет их достоверности. Кроме этого, в ходе проведения таких операций специалисты в области контроля должны установить, целевыми ли были расходы, а также то, насколько обоснованными были проведенные операции.
На практике документальная проверка также выражается в форме осуществления определенных арифметических подсчетов, а также контроля относительно того, все ли финансовые действия соответствуют действующим в настоящий момент нормам права.
Одним из главных методов документальной проверки является истребованием регистров, документов, а также отчетов относительно проведения финансовых операций, движения средств в пределах определенного субъекта-налогоплательщика. В порядке, установленном регламентом, также может быть произведена и выемка этих документов.
Что касается второй подгруппы, входящей в число основных методов проведения налогового контроля органами, уполномоченными на то, он заключается в установлении фактического соответствия наличия определенных средств и объектов тому, что прописано в отчетности. В рамках фактических проверок могут проводиться экспертизы, а также инвентаризации. К данной категории также относятся контрольные закупки и всевозможные анализы сырья и материалов, которые используются в процессе изготовления продукции.
Дополнительные методы
К числу методов дополнительного налогового контроля относятся расчетно-аналитические и информативные операции.
Что касается информативных методов проведения контроля, то они заключаются в различных истребованиях, осуществлении запросов, а также требовании предоставления каких-либо устных или письменных пояснений относительно того или иного вопроса, связанного с ведением экономической деятельности предприятия либо учреждения.
Если говорить о расчетно-аналитических методах ведения контроля, то их спектр более широк. В частности, к данной подгруппе мер относятся проведение технических расчетов, предоставление логических оценок, ведение контроля относительно вопросов ценообразования, а также осуществление экономических анализов предоставленных данных. Нередко для проведения таких методик контроля службы привлекают к данной деятельности специалистов в конкретных отраслях, которые на профессиональном уровне разбираются в узких вопросах деятельности предприятий определенной направленности.
Виды контроля
Как и понятие налогового контроля, виды данной деятельности также предусматриваются в законодательных источниках РФ. Современные нормативные акты предусматривают довольно масштабную классификацию видов проведения контроля в сфере налогообложения. Их подразделение происходит в зависимости от того, какими субъектами осуществляется деятельность, с какой периодичностью, плановостью, каков объем бумаг предоставляется на проверку и т. д. Рассмотрим более детально то, на какие виды делится налоговый контроль в РФ.
В зависимости от того, на какой территории ведется проверка, она может быть разделена на камеральную и выездную. Разница между этими двумя понятиями заключается в том, что в первом случае вся контрольная деятельность проводится на территории самого налогового органа, а во втором - в пределах предприятия, в отношении которого возбуждена процедура проверки.
В зависимости от источников, из которых берутся сведения для совершения действий, проверки могут быть разделены на фактические и документальные. Отличие их заключается в том, что в первом случае сотрудники контролирующей службы черпают все необходимые сведения из документальных источников: отчетов, актов, смет и т. п. Что касается второго вида, то он предусматривает ведение контролирующих действий на основе сведений, предоставленных в результате фактического осмотра интересующих объектов, из свидетельских показаний, результатов инвентаризации, ревизии и т. д.
Если говорить о таком понятии, как очередность, то оно предусматривает деление видов контроля на первичные и повторные. В примечаниях ко второму определению законодатель указывает, что повторный контроль считается таковым в том случае, когда все процедуры проводятся во второй раз за год по одному и тому же вопросу налогообложения.
В зависимости от того, проверка была произведена в соответствии с установленным планом или она является спонтанной по внезапно возникшему вопросу, она может относиться к группе плановых или внеплановых. В первом случае налогоплательщик обязательно должен быть уведомлен о предстоящем проведении контрольных функций.
Контрольные мероприятия могут быть разделены также в зависимости от того, какой объем документов и сведений выносится органам на проверку. Так, если проверке подлежат абсолютно все регистры и документы, отнесенные к категории первичных, оставленные за последний год, то такая проверка будет иметь вид сплошной. В некоторых случаях возникает необходимость проверить лишь определенную часть документации, отобранную по конкретным параметрам - такой вид проверки носит характер выборочной.
Кроме всего вышеуказанного, существуют проверки предварительные, текущие и последующие. В первом случае подразумеваются все те контрольные мероприятия, которые предшествуют совершению хозяйственных операций, подлежащих проверке. Очень важна такая форма контроля в том случае, когда производится оценка целого ряда последствий законопроектов в области налогового права или предполагается введение новых правовых норм. Среди них особенное внимание уделяется правовым, экономическим, а также политическим явлениям, которые могут наступить. Как правило, результаты таких проверок могут быть оформлены в виде заключений экспертов в отношении того или иного важного вопроса, например, о предоставлении льгот в области налогообложения для конкретных категорий населения, о возможностях отсрочки уплаты кредитов, рассрочки и т. д.
В том случае, если действия совершаются в процессе отчетного периода, то такая проверка носит название текущей. Форма ее - оперативная. Практика показывает, что особенность такого вида контроля заключается том, что его проведение предусматривается прямо в ходе исполнения хозяйственных или финансовых операций, которые протекают на предприятии или в организации. В основу наблюдений здесь ложатся не только первичные документы, но еще и акты инвентаризации, документы в которых отражены сведения относительно налогового или бухгалтерского учета, а также порядок ведения кассовых операций.
Если контроль следует после осуществления проверяемой деятельности предприятием, то его характер - последующий. Он проводится по уже имеющимся результатам. Перед органами, проводящими его, стоит непосредственная задача оценить не только полноту, но еще и своевременность исполненной налоговой обязанности. Что касается форм контроля, уместных при проведении таких проверок, то они, как правило, представляются в виде анализа или ревизии документации, имеющей непосредственное отношение к бухгалтерии предприятия.
Законодатель предусматривает особый случай, когда обязательно должен быть проведен финансовый налоговый контроль - это ликвидация юридического лица. Данный вид контроля считается особым, так как в случае его проведения рассматривается и оценивается абсолютно вся отчетная документация. Этот тип контроля относится к группе обязательных. Наряду с ней существует и иной вид контроля - инициативный. В случае его проведения руководитель организации или уполномоченное на то лицо должны самостоятельно заявить о проведении контрольных мероприятий на месте ведения их хозяйственной деятельности.
Санкции, предусмотренные за нарушения в сфере налогового законодательства
Организация налогового контроля предусматривает немедленное выявление мелких и крупных нарушений в данной сфере законодательства, а также наказание лиц, виновных в их совершении. Так, по результатам контрольных действий, на виновных лиц могут быть возложены определенные санкции, которые предусматриваются законодательными актами РФ. Законодатель также определяет срок давности, в течение которого налогоплательщик может быть привлечен к ответственности - он составляет три года с момента обнаружения нарушений.
В каких случаях наступает ответственность налогоплательщика перед законом? В первую очередь, для этого должен быть определен факт наличия правонарушения в сфере налогового законодательства. Кроме этого, органы государственного налогового контроля обязаны доказать то, что именно конкретное лицо виновно в совершении определенного нарушения, а также то, что в результате его действий был нанесен существенный урон бюджету либо фондам, что относятся к группе внебюджетных.
Что касается санкций, применяемых к недобросовестным налогоплательщикам, то они заключаются в наложении штрафов. Размер финансовой издержки напрямую зависит от того, насколько существенные нарушения были выявлены в ходе проведения мероприятий налогового контроля. В некоторых случаях законодатель не ограничивается взысканием материальных средств с нарушителя. Так, если речь идет о деяниях преступного масштаба, то за них полагается уголовная ответственность.
Как налогоплательщику защитить свои права?
Практика показывает, что порой органы в ходе проведения мероприятий по налоговому контролю допускают определенные ошибки, чем нарушают права добросовестных плательщиков. В таком случае сторона, чьи права и интересы были ущемлены, имеет право обратиться с исковым заявлением в суд. Если речь идет о защите прав физического лица, которое является частным предпринимателем, то ему следует подавать свое заявление в суд первой инстанции, а в том случае, если сторона правоотношений - юридическое лицо, то в арбитражный. Однако по результатам последних нововведений в законодательстве, лица, которые зарегистрированы как частные предприниматели, могут осуществлять защиту своих интересов в судебном порядке лишь в том случае, когда ими будет пройден административный этап, подразумевающий предоставление жалобы на имя вышестоящего должностного лица высшего налогового органа.
Как показывает юридическая практика за последнее время, судебная защита прав налогоплательщиков признается более эффективной. Связано это с тем, что рассмотрением дела в таком порядке занимается коллегия независимых судей. К тому же процесс рассмотрения вопроса имеет четкое законодательное урегулирование, а также в случае необходимости приостановления рассмотрения вопроса стороны могут подавать соответствующее ходатайство.