Как научить ребенка читать в домашних условиях: инструкция для родителей

Какой современный родитель не мечтает о всесторонне развитом ребенке? Мамам и папам особенно важно, чтобы кроха с юных лет умел читать. Ведь не секрет - в большинстве школьных учреждений приветствуются первоклассники, уже овладевшие навыками письма, счета и особенно чтения. Как научить ребенка читать в 1 классе? Не поздно ли? Может, лучше озаботиться проблемой заранее?

Каких только способов и систем, призванных помочь мамам и папам в самостоятельном обучении ребенка навыкам чтения, не существует в наши дни! Книги, пособия, интерактивные игры, специальные уроки для детей "Учимся читать". Среди такого обилия информации многие родители пребывают в настоящей растерянности - какую методику выбрать? С какого возраста начать обучение данному полезному навыку? Что ж, давайте попробуем разобраться во всем с самого начала.

Когда приступать к обучению

Как научить читать ребенка в 4 года? А в три? Не все мамы и папы задумываются над тем, что процедура чтения - весьма сложный процесс. Суть его - не только в заучивании букв и навыке составлять из них слоги. Весь смысл обучения чтению в том, чтобы привить малышу умение осознанного восприятия текста с последующим его воспроизведением. Именно потому отвечать на вопрос о правильном возрасте начала обучения в стиле "чем раньше - тем лучше" совершенно неверно.

Порой вопрос: "Как научить ребенка быстро читать?" становится делом родительского престижа. Врачи-невропатологи уже начали бить тревогу: все чаще звучат предупреждения для мам и пап о том, что излишне раннее обучение крохи грамоте в ряде случаев способно лишь повредить. Как известно, человеческий мозг вместе с нервной системой созревает не сразу. В определенном возрасте ряд отделов головного мозга в физиологическом смысле не готово к функционированию "на полную катушку". Если в это время приступить к принудительному их стимулированию, вполне возможно навязать ребенку бессонницу, невроз и ряд серьезных проблем психологического характера.

6 лет ребенку - учимся читать

Определить степень физиологической готовности мозга малыша к началу обучения может любой из родителей. Признаки такой готовности заключаются в развитой и целиком сформированной речи ребенка - когда тот в состоянии не только изъясняться сложными предложениями, но и может составлять небольшие связные тексты.

Другой положительный признак - полное развитие фонематического слуха. Заключается оно в самостоятельном определении звуков в разных частях слова (в его начале, середине, конце), правильном произношении всех звуков без нарушений мелодики, ритма речи и прочих логопедических "канонов". Помимо того, пространственная ориентация малыша должна быть полностью сформирована.

Как научить ребенка быстро читать? Согласно рекомендациям авторитетных психологов и педагогов, целенаправленное обучение малышей родителями показано не ранее пятилетнего возраста. В норме именно в это время детскому мозгу подвластно освоение практически любой знаковой системы. Впрочем, следует учитывать индивидуальность каждого малыша. На практике встречается немало случаев самостоятельного чтения детьми и в более юные годы.

Методик, как научить ребенка читать, в наши дни имеется великое множество. Цель их - поспособствовать малышу в деле быстрого освоения навыков чтения при помощи мамы или папы. Остановимся вкратце на самых популярных из них.

Всем известная методика Зайцева

Существует уже более 20 лет. Суть ее - в изучении малышами не букв или звуков, а слогов, выполненных на гранях кубиков Зайцева в виде дидактического материала. Слоги (а точнее, склады) позволяют малышам освоить язык именно на фонетическом уровне.

Кубики делятся на разные группы (из разного материала, с различным внутренним наполнителем). Благодаря контрастной фактуре и звучанию играющий ребенок усваивает различие между гласными и согласными, твердыми, мягкими и глухими звуками. К набору прилагаются и аудиокассеты со специальными таблицами, которые рекомендуется вешать на стену чуть выше детского роста.

Как научить ребенка читать таким способом? Согласно данной методике, в процессе обучения родителям вменяется плавно напевать слоги (а не проговаривать). Если занятия ведутся систематически, то в голове ребенка относительно легко "умещается" довольно большое количество слогов родного языка - около 246. Скорость приобретения навыков чтения по данной методике напрямую зависит от детского возраста. Если малыш старше трех лет, навык чтения может быть освоен в течение полугода. Занятия должны проводиться не реже двух раз в неделю по 15-30 минут.

Не все так просто

Следует отметить, что методика Зайцева, с точки зрения официальной педагогики, отнюдь не признана идеальной и обладает определенными минусами. Однозначно к ее положительным сторонам относится легкое запоминание в игровой форме сочетаний букв, что в дальнейшем позволит малышу грамотно писать, отсутствие привязки к конкретной возрастной категории, а также возможность ребенка самостоятельно играть с данным увлекательным дидактическим материалом, незаметно осваивая навыки раннего чтения. Кроме того, кубики Зайцева оказывают самое благотворное влияние на мелкую моторику и развитие органов чувств.

К числу негативных явлений, присущих такому способу обучения, относится частое "проглатывание" ребенком окончаний и некоторые трудности с усвоением состава слова (ведь малыш изучает сразу непосредственно слоги). В первом классе у таких детей возможны трудности в процессе фонематического разбора слов. Другими недостатками можно считать дороговизну пособия и необходимость длительной подготовки к занятиям.

О методике Глена Домана

Названный по имени популярного американского ученого метод отбрасывает идею первоначального усвоения звуков либо слогов и исходит из того, как научить ребенка читать путем автоматического усваивания слов целиком. В качестве наглядного материала для этого необходимо иметь множество специальных карточек с изображенными на них словами и предложениями. В процессе занятия мама или папа показывают малышу такую карточку на протяжении 15 секунд и громко прочитывают содержимое.

Этот метод точно так же требует регулярных занятий, продолжительность которых поначалу составляет 5-10 минут. Как результат обещается быстрое обучение чтению и хорошее развитие интеллекта, фотографической памяти, внимания и умения сконцентрироваться на конкретном объекте.

О преимуществах и недостатках

Согласно заявлениям сторонников методики, плюсы ее - в возможности использования чуть ли не с момента рождения и самостоятельной организации процесса родителями без привлечения специалиста, а также в изготовлении дидактического материала своими руками. Подразумевается, что разнообразная тематика карточек стимулирует малыша к всестороннему развитию.

Психологами и педагогами называются и недостатки данного метода: позиция малыша в процессе обучения - пассивная, попыток самостоятельного чтения не происходит, занятия ограничиваются лишь прослушиванием и анализом информации. Какая-либо креативность в процессе учебы отсутствует, он достаточно однотипен, и рано или поздно просмотр разнообразных карточек малышу приедается.

Система Павла Тюленева

Эта методика также получила название "Мир". В наше время ею увлечено множество родителей, особенно познакомившихся с книгой автора "Читать раньше, чем ходить", в которой педагог-новатор обосновывает собственную позицию: детский мозг к годовалому возрасту способен к усвоению букв и складыванию их в слова, к двухлетнему - к первому чтению. Но заниматься, по мнению автора методики, следует непосредственно с рождения.

Как научить ребенка читать по Тюленеву? В чем суть занятий? Они заключаются в демонстрации карточек с буквами при активном их озвучивании. Подразумевается, что самыми важными являются первые 4 месяца жизни малыша - период активного восприятия мозгом любых графических изображений. Важно при этом, чтобы посторонние предметы (например, игрушки) отсутствовали в поле детского зрения.

Автор методики утверждает, что подобным образом мы создаем для ребенка благоприятную для развития среду, содействующую в будущем активному обучению навыкам чтения.

Классический способ обучения

Вернемся к привычному всем букварю. Любимый многими поколениями детей (и родителей), он наполнен самыми разнообразными рисунками, любимыми героями и т. п. А смысл традиционной методики - в освоении (перед тем как научить ребенка читать упражнения из букваря) им процесса соединения отдельных звуков в слоги, а затем в целые слова. При этом букварь иллюстрирован множеством примеров, несущих самые разные сочетания согласных и гласных звуков.

В отличие от советских времен, сейчас продаются буквари разных авторов и изданий. Приобретая данное незаменимое пособие, родителям следует выбрать тот вариант, в котором параллельно происходят процессы знакомства малыша с новыми буквами алфавита и складывания уже освоенных из них в слоги. Хуже, когда весь алфавит представлен сразу же и лишь потом подается информация о соединении между собой букв.

В чем польза букварей

Активно учится читать малыш, осваивающий множество вариантов разного складывания букв и слогов между собой. Мозг ребенка в этом случае начинает сознательно воспринимать основные принципы процесса чтения. Многие отмечают, что большинство родителей, перепробовав ряд современных методик, в конце концов возвращаются "на исходную позицию" - к обучению чтению по традиционной методике.

Ее не назовешь легкой. Но несомненным преимуществом "старого доброго" подхода является возможность самостоятельного анализа малышом полученной информации и поэтапный переход от простейших составляющих - букв и слогов - к отдельным словам и небольшим предложениям.

Что же делать родителям дома?

Поговорим о самой простой методике: как научить ребенка быстро читать в домашних условиях? Разобьем процесс на несколько этапов и рассмотрим каждый чуть более тщательно:

1. Попробуем выучить вначале лишь гласные буквы. Для данных занятий родителями должен быть подготовлен дидактический специальный материал в виде кружочков красного цвета диаметром около 10 см. На каждом из кружочков пишется одна из гласных букв - всего их, как известно, десять. Красный цвет выбирается отнюдь не случайно. Это соответствует звуковой схеме слова, где гласный обозначается именно таким тоном.

2. Малыша следует познакомить отдельно с каждым из гласных звуков. Название его нужно "пропеть" вместе с ребенком. Все полученные кружочки можно развесить по стенам детской комнаты с периодическим напоминанием и просьбами малышу "спеть" тот или иной звук. Расположение кружочков стоит время от времени менять.

3. Если материал освоен, от использования данного приема можно отказаться. Затем с гласными звуками можно играть в прятки. Запаситесь текстом, выполненным крупным шрифтом, либо отдельными листами бумаги с написанными вашей рукой несложными словами. А задача малыша - отыскать гласные буквы, "спрятанные" в словах. Цель игры - поспособствовать лучшему запоминанию графического изображения каждой из букв и обучить выделению отдельных букв из состава слова вне зависимости от размера и цвета.

Развивающие игры для детей - учимся читать слоги и отдельные слова

После освоения крохой гласных звуков в полном объеме переходим к следующему этапу - соединению в слоги и слова. Методика здесь такова: допустим, сегодня мы с ребенком изучаем букву М. Пока не перегружайте мозг малыша информацией о твердости либо мягкости (и тому подобное) изучаемого звука. Обратите внимание на особенности, присущие его графическому изображению, поразмышляйте вместе - с какими предметами М вызывает ассоциации. Важно создать в детской голове четкий образ данной буквы.

Идем далее. Изучаемая буква поочередно подставляется к каждому из готовых красных кружков с изображением гласных. Вместе с малышом прочитывается образованный слог. Можно их пропевать, проговаривать с самыми разными интонациями или придумать какие-либо другие приемы для лучшего освоения ребенком принципа образования слога. Продолжительность каждого такого игрового занятия не должна быть более 10 минут.

Из первых же двух-трех освоенных согласных звуков в сочетании с гласными уже можно учить малыша составлять самые легкие слова, содержащие четыре или даже три буквы. Для наглядности лучше подготовить соответствующие карточки либо взять магнитную азбуку.

Переходим к чтению сложных слов

Когда этап обучения чтению отдельных слогов и легких небольших слов остался позади, переходим к прочитыванию более сложных "конструкций", число букв в которых - шесть и более. Для ускорения результата знакомые ребенку слова могут быть написаны на листах бумаги и расклеены по квартире. Все новые слова должны быть прочитаны вместе с малышом по несколько раз. Затем в течение дня их следует еще повторить в форме игры. Листочки со словами можно менять местами.

Освоив первую группу, готовьте, развешиваете и изучайте следующую - новые слова. В то же время следует периодически возвращаться к изученным ранее. Благодаря применению вышеизложенного способа малыш достаточно быстро учится осваивать слоги, затем длинные слова. Данная методика требует не более 15 минут в течение каждого дня. Вскоре ваш ребенок сможет порадовать вас чтением целых предложений и даже маленьких текстов.

Какие правила важно соблюдать?

Существуют рекомендации педагогов относительно правил, которые следует выполнять родителям с целью помощи в деле быстрого и успешного освоения малышом умения читать. Вот основные из них:

  1. Все обучение ведется непременно в форме игры. Ведь для этого возрастного периода это - основная и практически единственная форма освоения окружающей действительности. Игра для детей "учимся читать" может быть замаскирована под "занятия" в "настоящей" школе, ведь малышу так важно почувствовать себя "взрослым" учеником. Но еще лучше, когда все происходит якобы спонтанно, особенно пока ребенок еще мал.
  2. Чтобы интерес к занятиям не угас, его следует поддерживать, используя самые разные многофункциональные пособия и дидактический материал, который обязан быть увлекательным для ребенка.
  3. Самыми эффективными в таком возрасте являются занятия короткой продолжительности, проводимые регулярно и последовательно.
  4. Избегайте длинных объяснений! Вы должны разговаривать с малышом коротко, емко и как можно более четко. Длинные инструкции дошкольниками воспринимаются чрезвычайно плохо.
  5. Не приступайте к обучению навыкам чтения, пока устная речь не развита полностью и присутствуют дефекты звукопроизношения.
  6. В структуру занятия, кроме обучающей части, обязательно включаем небольшие разминки в виде пальчиковой гимнастики и физкультминуток.
  7. Родителям в процессе занятий следует проявить гибкость, терпение и, главное, последовательность. Никогда не сравнивайте достижения собственного малыша с успехами прочих. Не забывайте об индивидуальном темпе, характерном для каждого из детей и зависящем от огромного множества факторов.
  8. Не принуждайте малыша к занятиям, если он или вы находитесь в плохом настроении или состоянии здоровья. Никакого положительного эффекта это не даст, но может оказать негативное влияние на последующее развитие детской психики.

Что еще следует знать

Помните, что процедура обучения этому основополагающим навыку - многогранна и длительна. Никогда не торопите события и не ищите "волшебную палочку", способную обучить вашего малыша в короткий срок! Родители должны ориентироваться не на новомодные методики в области раннего обучения, а на тщательно выявляемые особенности собственного малыша - его память, внимание и образ мышления.

Не существует единой универсальной методики, подходящей каждому ребенку. Насколько правильно вы подберете варианты занятий для собственного крохи, зависит от вас и только от вас. В конечном счете в силах любого родителя вырастить из сына или дочки вдумчивого и заинтересованного читателя.

Комментарии