Сюжетная арка: структура, этапы и применение
Сюжетная арка относится к хронологическому построению сюжета в романе или истории. Как правило, она выглядит как пирамида, состоящая из следующих компонентов: экспозиция, восходящее действие, кульминация, спадающее действие и развязка. Не редки случаи, когда авторы используют одну арку в другой, чтобы зрители не заскучали за ожиданием финала.
Структура и значение
Большая часть историй разделяется на длинные или короткие. Сюжетная арка может конкретизировать персонажей, второстепенных или основных, раскрывая их с противоположной стороны.
Для того чтобы заинтересовать зрителей, история обязательно должна иметь пять элементов и придерживаться их. Они должны служить общей теме и предмету "арки", а не быть излишними или казаться чересчур простыми.
Короткие истории обычно используются для поддержания интереса к персонажу и остроты повествования, когда ситуация противоречит мировоззрению другого героя. Сложности лишь усиливают ощущение напряженности и неопределенности. Благодаря им трудно предсказать, что случится в развязке, поскольку повествование уходит от предсказуемого.
Сюжетная арка: пять этапов качественной истории
Экспозиция - начало истории, где вводятся персонажи, происходит знакомство с ними, подробно описывается обстановка. Иначе говоря, готовится почва для полноценного сюжета. Обычно включает в себя ответы на вопросы: кто? где? и когда? Иногда на данном этапе происходит основной конфликт или возникает проблема между героями, что помогает продвинуть будущее повествование.
Восходящее действие - добавляется серия событий, усложняющая ситуацию для главного героя, а также повышает рост неопределенности или напряженности истории. Этап может служить развитию конфликта между персонажами или общественной средой. Самое главное – он содержит ряд неожиданностей или сложностей, на которые должен реагировать главный герой.
Кульминация - точка наибольшего напряжения или поворотная точка в сюжетной арке от восходящего до сходящего этапа. Персонажи глубоко вовлечены в конфликт. Часто главный герой должен найти выход из критической ситуации, который будет направлять его будущие действия в кульминационный момент.
Сходящее действие - события разворачиваются в повествовании сразу после кульминации. Появляется напряжение, ведущее к разрешению. Этап может показать, как персонажи изменились из-за конфликта. Они способны на неожиданные поступки или полное бездействие.
Развязка - конец сюжетной арки, в которой решаются все проблемы. Финал не обязательно должен быть счастливым.
Применение в классическом жанре
Хронология повествования применима практически ко всем произведениям, включая литературу, фильмы, сериалы или аниме. В качестве примера сюжетной арки можно использовать «Красную шапочку» Г. Х. Андерсона.
В экспозиции читатель узнает, что девочка живет в деревне недалеко от леса и отправляется навещать свою бабушку с корзинкой вкусностей. Она обещает не сходить с тропы и не разговаривать с незнакомцами.
Тем не менее в восходящем действии девочка бездельничает и вступает в диалог с волком, забывая об обещании, рассказывая куда направляется. Выслушав подробности, волк движется по короткому пути через лес и съедает бабушку, а затем притворяется ей.
Кульминационный момент сталкивает Красную Шапочку с волком. В безвыходной ситуации она зовет на помощь.
На сходящем этапе злодей побежден, а бабушку спасают охотники.
В развязке девочка понимает, что поступила неправильно. Это помогло ей выучить жизненный урок.
Линии в огромной вселенной "Блич"
Известное японское аниме, выпущенное с 2004 года и закончившееся в 2012, насчитывает 16 сезонов и множество дополнительных коротких историй внутри сюжета. Особенность данного аниме в том, что некоторые из арок врываются в самые неожиданные моменты, полностью отрывая от основного повествования. Главный герой - Ичиго Куросаки – открывает в себе способность видеть призраков и общаться с ними и может противостоять злым духам - Пустым.
Восходящий этап разворачивается, когда персонаж встречает неожиданного гостя. Миниатюрная женщина удивлена не меньше, поскольку она – жнец. Так и начинается культовая история.
Однако дополнительные сюжетные арки "Блича" обширны. Именно они и разбавляют основную линию, не позволяя заскучать. К примеру, Ичиго получает свои уникальные способности Жнеца душ, раскрываются детали прошлой жизни других персонажей. Герой получает новые навыки, сталкивается с тяжелыми решениями и попадает в удивительные истории. Так, сценаристы невольно сходят с тропы, открывая привычное с других сторон.
Приключения вместе с "Ван Пис"
Общий сюжет данного аниме, давно признанного одним из лучших в истории Японии, легко проследить и понять направление. Помимо того что он прост, следует всем этапам развития, в нем содержится множество ответвлений. Первоначально "Ван Пис" начинается довольно медленно и не привлекательно для любителей сложных поворотов и запутанных историй. Тем не менее, особенность популярного аниме – постоянное качество сюжета, в котором он не только сохраняет определенный уровень, но и улучшается с каждой линией.
Все начинается с того, как Луффи, главный персонаж вселенной, смог убедить товарищей по команде присоединиться к нему в пиратских приключениях, где они встретятся не только с другими пиратами, но и собственными демонами.
Второстепенные сюжетные арки "Ван Писа" подобраны так, чтобы столкнуть персонажей с проблемами. Например, ветка Острова Рыболюдей рассказала зрителям трагическую историю о расизме. Динамичная арка Water 7 затягивает в путешествие, напоминающее американские горки.