Первые иконы. История иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев

Из истоков древних преданий мы узнаем о том, что первой иконой, а точнее, нерукотворным образом, стала икона Иисуса Христа. В Евангелии описано событие, связанное с исцелением царя Авгаря, которого долгое время никто не мог вылечить от синеватых язв и ломоты в костях, так как это была проказа.

Самые первые иконы

Тогда царь Эдессы послал своего слугу в Иерусалим, чтобы он привел к нему в дом Учителя, который исцелял больных и воскрешал мертвых. Столь сильно царь верил в Него. Однако Авгарь не был уверен в том, что его просьба может быть исполнена. И тогда он посылает к Нему своего слугу Ананию – искусного живописца, который смог бы изобразить святой лик Господа. Но у того ничего не получилось, так как он не мог протиснуться через толпу людей, окружавших Иисуса Христа.

Нерукотворный образ

Не оставляя свой народ, Господь все-таки решил помочь Авгарю и попросил принести чистое полотенце. Потом Он умыл свое лицо водой, обтер его полотенцем и отдал его Анании. Слуга сразу заметил, что на полотенце отобразился нерукотворный лик Спасителя, который потом и исцелил изможденного болезнью царя Эдессы.

Также известна еще одна древняя христианская реликвия – Туринская плащаница, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Спасителя. На плащанице можно разглядеть отпечатки человека в полный рост. Верующие христиане убеждены, что это подлинное изображение лика и тела Христа.

История иконописи на Руси

Хоть христианские храмы в Киеве существовали и раньше, но именно после крещения Руси начинается строительство первой каменной церкви, которая имела название десятинной. Все работы выполняли приглашенные византийские мастера. Но потом хан Батый разрушил ее.

Археологические находки утверждают, что часть ее росписей была выполнена в технике мозаики, остальные части – в виде фресок.

Из исторических источников известно, что первые иконы вместе с другими святынями князь Владимир привез в столицу из Херсонеса.

Иконы домонгольского периода не сохранились. Наиболее известным ансамблем того периода сегодня являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного Ярославом Мудрым в XI веке в Киеве. Весь алтарь его украшен мозаикой.

Хорошо сохранился в зените купола образ Христа Пантократора, а в своде алтаря - Богоматери Оранты. Стены расписаны фресками, которые точно соответствуют аскетическому византийскому стилю первой половины XI века.

Развитие иконописи на Руси

Огромную роль для иконописного древнего искусства сыграло воздвижение Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, который расписывали константинопольские мастера.

Именно Успенский храм стал образцом строительства других церквей на Руси. Его красивая иконография фресок стала повторяться и в других храмах. А греки, которые расписывали этот храм, стали монахами и остались в этом монастыре, где открыли первую иконописную школу, из которой вышли такие известные иконописцы, как преподобные Алипий и Григорий.

Великие иконописцы

Самые яркие и лучшие художественные произведения иконописи можно увидеть в работах таких великих мастеров, как Феофан Грек (период жизни - примерно 1340 -1410 гг.), Андрей Рублев (1370-1430 гг.) и Дионисий (1440-1503 гг.).

Они шли по пути истинного познания иконописи. Для развития культуры Руси они сделали очень много. Увлекательно и то, что их судьбы скрещивались с судьбами таких великих современников, прославленных в лике святых, как Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Епифаний Премудрый.

Феофан Грек

К работам Андрея Рублева и Феофана Грека относят старинный иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1450).

Грек, который вдохновлялся учением исихазма (безмолвие, покой, отрешенность) приехал на Русь из Византии в 1390 году. Он считал, что «Царство Божие внутри человека есть». Это то, что озаряет небесной благодатью верующего человека, которая была воплощена иконописцем в его экспрессивно-спиритуалистичекой манере живописи.

Грек расписал более сорока церквей, одна из которых - Спасо-Преображенская, сохранившаяся и по сегодняшний день в Великом Новгороде (1378 г.).

Глубокая вера

О жизни святого иконописца Андрея Рублева сведений практически нет. Известно только, что он был иноком Троице-Сергиевой лавры. Там же он расписывал храм Святой Троицы.

В живописи Рублева можно увидеть иное осмысление, где ободряющая вера человека есть причастность земного к небесному позволению, возвышенный аскетизм, который вдохновляет к поискам новой красоты и выразительности образов святых. Эта созерцательная направленность станет характерной в московской школе иконописи. Дальше всю эту интонацию в колористической системе приобретет иконописец Дионисий.

Андрей Рублев "Троица"

Образ Святой Троицы был написан по Библейскому сюжету из Ветхого завета, когда Авраам встретил у себя дома гостей из трех мужей. На вертикального формата доске были изображены три ангела, сидящие за столом.

Говорят, что если Рублев создал образ Троицы, значит, Бог есть. Импровизация в его работе – дело рискованное. Его могли бы обвинить в ереси. Но получилось наоборот, и теперь икона представляет собой яркий пример нарушения церковных канонов и уникальный шедевр XV века, за что автора причислили к лику святых. Эта работа сегодня хранится в Третьяковке.

"Спас Вседержитель" (Пантократор)

К первым иконам Руси необходимо также отнести Рублевского «Спаса Вседержителя», который тоже хранится в Третьяковской галерее Москвы. Спаситель Вседержитель может изображаться сидя на троне, в рост, по грудь или по пояс. Всесильный и Всемогущий в левой руке держит Евангелие или свиток, правая рука находится в благословляющем жесте.

У Рублева образ выполнен на липовой доске погрудно. Кротким мудрым и доброжелательным взглядом Господь проникает в душу созерцающего.

В отличие от грозных и даже гневных возвышенных икон Иисуса Христа, которые преобладали в домонгольский период, «Спас» Рублева изображается более человечным. Это – идеал совершенного человека, философской умудренности, самоотверженной любви, доброты и справедливости.

Заключение

Все иконописцы, упоминаемые выше, смогли точно сфокусировать русскую иконопись во время духовного подъема Руси. Они оставили свой неизгладимый след в религии и культуре для будущего поколения.

Комментарии