Курды в России: где проживают, религия, количество населения, этнические корни и история появления
Курды в России составляют исторически значимую часть диаспоры. Они тесно связаны с общинами на Кавказе и в Центральной Азии. В 2010 году перепись населения зарегистрировала в общей сложности 63 818 этнических курдов, проживающих в России.
История
В начале XIX века основной целью Российской империи было обеспечение нейтралитета курдов в войнах против Персии и Османского государства. В начале XIX века они поселились в Закавказье. В это время территория уже была включена в состав РФ.
В XX веке курды преследовались и истреблялись турками и персами, и это привело к тому, что они перебрались в Русское Закавказье. В 1804–1813 гг., а затем в 1826–1828 гг., когда Российская империя и Персидская воевали, власти разрешили этому народу поселиться на территории РФ и Армении. И только во время Крымской войны и русско-турецкой (1877–1878 гг.) курды начали массово переезжать. По данным переписи 1897 года, в Российской империи проживало 99 900 представителей этого этноса.
Население
Оказывается, диаспора проживает не только в России, курды также находятся в их историческом регионе, который сегодня разделен между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. По оценкам, население составляет 35 миллионов человек.
Итак, сколько курдов в России? По приблизительным данным, опубликованным в справочнике ЦРУ, численность в Турции составляет 12 миллионов, в Иране — шесть, в Ираке — от пяти до шести, а в Сирии — менее двух. Эти все значения составляют в сумме почти 28 миллионов в Курдистане и прилегающих районах. В России же на сегодняшний день проживает около 60 тысяч человек. Недавняя эмиграция привела к появлению диаспоры с населением около 1,5 миллиона человек, около половины из которых в Германии. Вопрос, сколько курдов проживает в России, является довольно актуальным. К сожалению, каждый год цифра уменьшается.
Особый случай — курдское население в Закавказье и Центральной Азии, перемещенное туда в основном во времена Российской империи, которая более чем столетие подвергалась независимому развитию, и самостоятельно разработало этническую идентичность. Население этой группы было оценено в 0,4 миллиона в 1990 году.
Сотрудничество курдов в РФ с населением Ирака и Сирии в борьбе с ИГИЛ широко освещалось западными СМИ. Однако менее известным является тот факт, что отношения России с различными группами насчитывает почти два столетия.
Распространенные через гористые границы Турции, Ирана, Ирака и Сирии, курды насчитывают около 30 миллионов человек. Хотя они объединены в борьбе за гражданские и политические права, они включают в себя различные племенные принадлежности и говорят на разных диалектах. Большинство курдов мусульмане (в основном сунниты, но также и шииты). Некоторые являются приверженцами езидской веры, религии, которая разделяет общие элементы с христианством, исламом и зороастризмом.
Южная экспансия России (с XVIII века) в поисках безопасных границ и природных ресурсов привела к контакту с различными курдскими племенами. С тех пор Москва поддерживает отношения с экспансией как внутри, так и за ее пределами. Эта история является важной частью отношений России с Ближним Востоком и подчеркивает ее уникальное положение между Европой и Азией. Ниже приведены 10 наиболее значимых моментов в российско-курдских отношениях от Пушкина до Пешмерги.
Поэт и павлин
Завоевание РФ Кавказа привело к появлению нескольких новых этнических групп в царском государстве. Среди них было много езидов — это также известные курды России, которые называются «павлин», благодаря Мелеку Таусу. Птица-ангел одна из центральных фигур в их вере. Во время сопровождения русских военных в турецкой кампании 1829 года, поэт Пушкин столкнулся с отрядом езидов в армии.
«У подножия горы Арарат живет около трехсот семей», — писал Александр Сергеевич в «Путешествии в Арзрум». Они признали власть русского суверена. От езидского вождя Хасана Ага, высокого монстра, человека в красной тунике и черной кепке, Пушкин узнал об особенностях их веры. После обмена этими приятными новостями с любопытными езидами, поэт с облегчением обнаружил, что они далеки от того, чтобы поклоняться дьяволу, как утверждают многие.
Основатель науки о курдах
Знаменитый в России армянский писатель Хачатур Абовян внес огромный вклад в развитие этноса. Он является основателем курдистики. Получив образование в Дерпте (современный Тарту, Эстония), по приглашению Фридриха Попугая, он был первым армянским автором, написавшим на родном этническом языке. Хотя Абовян является крупным национальным деятелем, его взгляды были универсальными. Многие знаменитые курды в России были лично знакомы с ученым.
Абовян быстро стал «верным другом» езидов. Он много писал об их жизни и обычаях, хотя ошибочно утверждал, что вера их была еретическим ответвлением армянской церкви. В 1844 году вождь Гасанли Язидов Тимур Ага был приглашен князем Михаилом Воронцовым, новым наместником Русского Закавказья, на банкет с лидерами курдских и турецких племен в Тифлисе. Вернувшись в свою общину с подарком от Воронцова, вождь устроил пир и пригласил Абовяна присутствовать.
Красный Курдистан
После советизации Кавказа, советские власти начали определять национальные границы в соответствии с политикой. В 1923 году курды Азербайджана, зажатые между Арменией и Нагорно-Карабахской автономной областью, получили от Баку свой собственный район с центром в Лачине. Официально известный как Курдистанский уезд, он не был формально автономным, и правительство Советского Азербайджана мало что делало для продвижения культуры.
По данным переписи 1926 года, курдов в России было около 70 тысяч человек, хотя большинство из них говорили на азербайджанском и татарском как на своем родном языке. Уезд был упразднен в 1929 году, наряду с другими азербайджанскими территориями, но был частично восстановлен в 1930-м как Курдистанский округ, прежде чем был разделен на районы. В последующие десятилетия курды этого региона были ассимилированы в азербайджанское население, в то время как другие общины были депортированы в Центральную Азию, при Сталине в 1937 году.
Первый Курдский фильм
«Заре» (1926 г.) был снят в Советском Союзе армянской киностудией «Арменкино». Речь в картине идет о молодой курдской езидской девушке и ее любви к пастырю Сайдо накануне русской революции. К несчастью для Заре, им приходится бороться за свою любовь против распутного бека (местной знати), коррумпированной царской российской бюрократии и социального патриархата. Режиссер фильма Амо Бек-Назарян, творивший в эпоху советской новой экономической политики (НЭП), в которой вырос такой режиссер-авангардист, как Сергей Эйзенштейн. Бек-Назарян похвалил броненосец Потемкин (1925 г.), выпущенный годом ранее.
Бек-Назарян ровнялся на Эйзенштейна. Он увидел, как Сергей использовал в одном из своих фильмов не только актеров, но и людей, ранее не связанных с театром или кино, но чьи образы соответствуют его художественному видению. Поэтому в «Заре» Бек-Назарян сделал то же самое. Фильм остается классикой курдского кино.
Республика Махабад
В 1941 году союзники Великобритании и Советского Союза военного времени вторглись в Иран, чтобы обеспечить важнейшие линии снабжения. Лидер Реза Шах, который питал симпатии к державам Оси, был свергнут, а его сын, Мухаммед Реза Пахлави, был поставлен на престол. Иран оставался оккупированным в течение всей войны: СССР занял северную половину страны, а Британия — южную.
В конце битвы Москва отказалась покинуть свою зону влияния и начала спонсировать отколовшиеся республики в Иранском Азербайджане и Курдистане. Последняя была основана Махабаде в 1946 году. Кази Мохаммед был ее президентом, а Мустафа Барзани - лидер курдских повстанцев из Ирака, был ее военным министром. Эйфория этой республики была недолгой. Сталин отказался от поддержки, после того как Москва получила нефтяные концессии с Запада. Впоследствии республика Махабад была разгромлена Тегераном.
Курдский бунтарь в изгнании
После того как Тегеран захватил Махабад, Мустафа Барзани и его последователи бежали на север, через реку Арас, в Советское Закавказье в июне 1947 года. Там они обучались, и Барзани свободно выучил русский язык. Первоначально принимаемый Советским Азербайджаном, лидер имел разногласия с Джафаром Багировым, близким союзником Лаврентия Берия, который пытался контролировать министра и его последователей. Они были переведены Москвой в Советский Узбекистан в 1948 году. Однако группа не избежала гнева Багирова и была рассеяна по всему Советскому Союзу.
Воссоединившись в 1951 году, их положение значительно улучшилось после смерти Сталина и Берии в 1953-м. Барзани встретился с Никитой Хрущевым, который, как сообщается, был впечатлен курдским лидером, и отправил его в Военную академию имени Фрунзе. Высоко оценивая помощь Москвы, Барзани вернулся в Ирак в 1958 году. Столица до сих пор поддерживает хорошие отношения с семьей лидера, включая сына Масуда, бывшего президента Иракского Курдистана.
Курдская культура в Советском Союзе
СССР сыграл жизненно важную роль в сохранении народа. В стремлении к массовой грамотности, курды и езиды в Советской Армении выучили свой язык на трех алфавитах: сначала армянском, затем латинском и, наконец, кириллице. Армения стала крупным центром публикаций на этом языке, включая газету «Рия тазе» («Новый путь») и несколько детских книг. Первый курдский роман, написанный советско-езидским писателем Эребом Шамиловым, был опубликован в Ереване в 1935 году.
Трансляции на этом языке по радио начались в 1955-м и оказали большое влияние на этнос за пределами СССР. Курды в соседних странах, особенно в Турции, восприняли советские передачи и были рады услышать их родной язык, который был жестоко подавлен в других местах. Радиопередачи имели решающее значение для развития этнического самосознания, и социалистическое послание Советского Союза сильно нашло отклик у многих курдов. Диаспора также гордо служила СССР во Второй мировой войне.
Курды и езиды в постсоветских государствах
После распада СССР в 1991 году этническая составляющая региона разделилась между новыми независимыми странами Евразии. Сегодня курды в России являются мусульманскими и в основном сосредоточены на Северном Кавказе, особенно в Краснодарском крае. В Грузии они сконцентрированы в Тбилиси. И в постсоветской Центральной Азии также есть значительная часть курдского населения.
Язиды составляют крупнейшее этническое меньшинство в Армении и расположены в разных провинциях, в частности, в Армавире, Арагацотне и Арарате. Многие воевали вместе с армянами в нагорно-карабахском конфликте. Разделенные по идентичности, некоторые постсоветские езиды рассматривают себя как подгруппу курдов, в то время как другие видят свой народ как отдельную этническую группу. В настоящее время в Армении строится самый большой в мире храм езидов. Данный народ имеет представительство еще и в Грузии, парламенты стран приняли беженцев, спасающиеся от преследований ISIL.
Сирийские курды и Россия против ИГИЛ
После того как Турция сбила самолет «Сухой-24» над турецко-сирийской границей, Москва укрепила свои отношения с представителями данных общин в Ираке, Сирии и Турции. Она сохранила эти связи, даже когда отношения с Анкарой улучшились. Союзники как Вашингтона, так и Москвы, сирийские курды сумели объединить две державы против ИГИЛ.
Однако, когда Гражданская война в Сирии подходит к концу, возникли новые вопросы, касающиеся послевоенного мира. Дамаск объявил о своей готовности передать власть сирийским курдам посредством политической автономии. Однако они предпочли федеративную систему для Сирии, основанную на прямом демократическом представительстве. Президент России Владимир Путин выразил поддержку созыву всесирийского мирного конгресса со всеми этническими и религиозными группами.
Россия и референдум о независимости
25 сентября 2017 года курды Ирака провели собрание о политической суверенности от Багдада, который поддержали 92,3 % населения. Результат вызвал гневный ответ со стороны центрального правительства при содействии Турции и Ирана. Напряженность завершилась захватом Багдадом изобильного нефтью города Киркук. В этот момент многие богатые курды России, которые имели бизнес в том районе, находились в нестабильном положении.
Москва была сдержана в своей реакции на референдум. Хотя она уважала национальные чаяния курдов, она одновременно поощряла диалог между Эрбилем и Багдадом. Примечательно, что Россия была единственной крупной державой, которая не призвала иракские диаспоры отменить референдум. В дополнение к историческим связям Москвы с кланом Барзани, она является главным спонсором курдских газовых и нефтяных сделок. Россия подчеркнула, что сотрудничество в энергетической сфере остается неизменным. 18 октября Роснефть подписала соглашение с иракским Курдистаном, подтвердив свою приверженность региону.
Самообозначение сегодня
Большинство курдов, по разным источникам от 10 до 12 миллионов, живут в Иране, Ираке, Турции и Сирии. Народы Кавказа и Центральной Азии были отрезаны в течение значительного периода времени, и их развитие в России, а затем в Советском Союзе было несколько иным. В этом свете ответ на вопрос, где живут курды в России, дать довольно сложно, их можно считать самостоятельной этнической группой. Стоит также упомянуть, что такое название официально используется только в бывших странах СССР, в Турции их называют турецкими горцами, а в Иране — персидскими.
Интересно, курды в России, где живут еще? В Закавказье они проживают в анклавах, среди основного населения. В Армении в Апаранской, Талинской и Эчмиадзинской областях и в поселениях в восьми других региона. В Азербайджане в основном на западе, в районах Ляки, Кельбаджара, Кубатлы и Зангелана. В Грузии курды поселились в городах и в восточной части. Некоторые живут в республиках Средней Азии и Казахстана. Их самая старая среда обитания находится на юге Туркмении вдоль иранской границы, многие из них живут также в Ашхабаде, в городе и районе Мары. Таким образом, проживают курды в России где угодно.
Образ существования
Кочевая или полукочевая жизнь была нормой до установления Советской власти в 1920 году. У каждого племени были свои собственные пастбищные пути: весной до горных массивов, осенью снова вниз. Известные курды России, в те времена, были отличными пастухами.
Земля была возделана в долинах и на равнинах. Иногда некоторые курды отказывались от своей кочевой жизни и поселялись в деревнях в качестве фермеров. Обычно пастбища принадлежали государству, и люди должны были платить арендную плату. Зачастую земли находились в долгосрочном частном найме, например, в руках российских генералов, которые также забирали земельный налог. Архаичная племенная система и образ жизни дольше всего сохранялись кочевниками, которые горячо поддерживали старые обычаи. Езиды были особенно консервативны. Кочевые пастухи долгое время сохраняли курдский шатер в черной обложке. Зимой и в постоянных поселениях фермеры жили, как и другие этнические группы, в традиционных землянках или даже в пещерах, вырытых в склонах гор. Чуть позже строились низкие глиняные и каменные дома, в которых помещения были под одной крышей с коровником и конюшней. Для курдов было свойственно не иметь замурованного двора. Они также не имели садов, так как езидская вера запрещала выращивание овощей.
Сейчас курды живут в поселениях. Некоторые отличительные черты все еще остаются. В Араратской долине курдские дома отличаются от зданий местных жителей отсутствием террасы и винного пресса. Необычной чертой современных женщин является их исключительная привязанность к национальному костюму на Кавказе, а также в Центральной Азии. Одежда мусульман и езидов несколько отличается. Курдские женщины любят яркие контрастные цвета, в то время как белая рубашка является торговой маркой езидов. Мужчины отказались от традиционной одежды в середине XX века. И также на традиции влияет вера у курдов в России. Какая у них она сказать сложно, так как многое зависит от территории проживания.
Изоляция
Статус варьируется в зависимости от места жительства. Националистическое движение является самым сильным в России, где курды всегда находились под защитой.
Проблемы диаспоры были актуальны и в Грузии; и культурные мероприятия были направлены на то, чтобы положить конец изоляции езидов. В 1926 году в Батуми открылось культурно-просветительское общество. В Азербайджане националистам удалось создать Курдистан в 1920 году, а в 1930-м он охватил пять пастбищ.
Сегодня отношения курдов и России остаются дружескими.