Дефицит и профицит бюджета: определение, понятие, особенности и характеристика

Для нормального существования и осуществления различных практических задач государству нужны деньги. Бюджет страны формируют доходы, поступающие в казну. Часть денег тратится на различные цели. Вследствие этого состояние казны регулярно меняется. Возникает бюджетный дефицит и профицит. Финансирование тщательно регулируются законодательными актами. Ежегодно составляются планы для рационального использования средств. В данной статье речь пойдет о структуре бюджета - дефиците и профиците бюджета, а также о государственном кредите и его функциях.

Определение

Каждый год власти выделяют сумму денег и составляют список планируемых мероприятий. Кроме того, существуют постоянные значения, которые учитываются всегда. У бюджета есть три различных состояния - сбалансированность, дефицит и профицит бюджета. Нужно подробно разобрать данные понятия:

  1. Сбалансированность – идеальное состояние финансов, когда уровень расходов страны равен (не выше и не ниже) доходам. Позволяет без проблем погасить все имеющиеся долговые обязательства, не задевая другие статьи.
  2. Дефицит бюджета – когда расходы значительно выше поступающих доходов. Возникает нехватка средств.
  3. Профицит бюджета – получаемый доход превышает все расходы. Вместо недостатка появляется избыток средств.

Финансовые аналитики стараются достичь сбалансированности, применяя специальные методики для этого.

Формулы бюджета

Как выглядят состояния финансов, если представить их в виде простых формул?

Сбалансированный:

Доход – Расход = 0 (нулевое сальдо).

Дефицит:

Доход – Расход = - (Минусовое сальдо, нехватка денег).

Профицит:

Доход – Расход = + (Остались лишние средства).

Важно! При подсчете государственных средств наиболее благоприятным считается нулевой остаток. Это значит, что прогнозы оправдались и все планы были успешно выполнены. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита наглядно отражают финансовое состояние государства.

Нехватка средств

Финансовые аналитики способны заранее предсказать, каким будет положение экономики страны, и найти варианты устранения проблем. Нехватка средств – сложная проблема, причиной возникновения которой являются расходы.

Расход – необходимая трата, отдавая которую можно получить взамен определенные блага. Для государства они огромны, поэтому экономисты ежегодно стараются продумать финансовую политику, учесть все особенности рынка. Избежать трат невозможно, но уменьшить их или переоценить значимость – да.

Затраты делятся на следующие группы:

  • военные (содержание армии, специальной техники, зарплаты военнослужащим);
  • экономические (работа заводов, крупных государственных фабрик и пр.);
  • социальные (зарплата государственных служащих, пенсии, обеспечение сирот и матерей-одиночек, выплаты инвалидам, социальная помощь, оказываемая нуждающимся);
  • внешнеполитические (иностранные проекты, инвестирование);
  • управленческие;
  • чрезвычайные (непредвиденные траты – форс-мажорные ситуации, катастрофы).

У стран, где развита экономика, расходы формируются существенно быстрее, чем накапливается доход.

Важно знать! Дефицит и профицит бюджета зависит от своевременности поступления обязательных налогов, выплачиваемых гражданами, а также полноты сумм.

Источники финансирования

Нехватку денег власти могут компенсировать различными способами. Прежде всего ищут дополнительные источники прибыли:

  • выпуск в дальнейшее обращение денежной массы (запуск инфляции);
  • выпуск специальных облигаций государственного займа – формирование внутреннего долга;
  • запрос о финансировании, направленный другим государствам, – взять внешний долг;
  • сокращение имеющихся расходов, насколько возможно.

Экономисты определяют аналитическим способом важность всех запланированных на год трат, пытаясь уменьшить их, если средств недостаточно.

Источники финансирования:

  1. Внутренние - кредиты банков, государственные займы, бюджетные ссуды – берутся со средств от других уровней.
  2. Внешние - иностранные кредиты, помощь иностранных инвесторов.

А также компенсирует источники финансирования покрытие дефицита.

Меры по сокращению расходов

Методики, используемые экономистами для предотвращения финансового кризиса:

  • реорганизация существующей налоговой системы для повышения ее общей эффективности;
  • реструктуризация долга;
  • усиленный контроль за имеющимися расходами;
  • сокращение трат – уменьшение дотаций, выдаваемых убыточным отраслям;
  • упорядочение системы, касающейся социальных льгот.

Некоторые финансисты считают дефицит, наоборот, благом. Он помогает переоценить экономическое состояние страны и активизироваться для быстрого решения проблем.

Предельные значения дефицита

Согласно законодательству, определен максимальный порог дефицита, возникающего в бюджете, – пятнадцать процентов с утвержденного ранее годового объема всех доходов РФ, не считая безвозмездных инвестиций.

Максимально допустимый уровень дефицита, для погашения которого государство должно принимать определенные меры, – десять процентов. Это предусмотрено 130 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Интересно! Кредиты, предоставляемые Нацбанком, приобретение банком различных ценных бумаг Российской Федерации не считаются источниками, способными покрыть расходы бюджета.

Источники финансирования, перечень трат – все утверждается законом. Так государство пытается контролировать состояния дефицита и профицита, чтобы достичь сбалансированности.

Профицит бюджета

Редко возникает. Когда несколько лет страна переживает недостаток средств, власти пытаются отыскать возможности решить проблему. Доходы и расходы взаимосвязаны. Чтобы сократить многолетний долг, нужно покрыть его избытком.

Первичный профицит – специфическое понятие, означающее, что размер доходов, поступающих в казну, не считая привлеченные займы, должен превышать имеющиеся расходы. Тогда избыточные средства используются для эффективного погашения основного государственного долга, уменьшая финансовые обязательства страны. Это способствует улучшению экономики.

В формуле выглядит так:

ДБ – К > РБ – ОГД

Расшифровка:

  • ДБ – значение доходов госбюджета;
  • К – кредиты;
  • РБ – расходы;
  • ОГД – величина выплат процентов, соответственно погашение основной части долгов.

Преимущество или недостаток

Прагматичные финансисты не считают профицит благом. Для эффективного развития экономики надо регулярно тратить средства. Инвестировать их в различные проекты, помогая им развиваться, а взамен получать прибыль. Когда возникает крупный профицит, значит, много денег осело без дела внутри накопительных фондов, словно человек сложил накопленные средства в банку или закопал их.

Другая сторона – формирование резерва. Кудрин, будучи министром финансов, создал несколько специальных резервных фондов, деньги которых можно использовать в кризис.

Интересно! Дефицит и профицит средств - не крайности, если размер небольшой. Идеальным состоянием бюджета экономисты считают небольшой дефицит. Когда долги есть, но покрыть их несложно. Сбалансированность - исключительное явление, т. к. нынешний рынок крайне переменчив.

Причины возникновения излишка

Российская Федерация – страна, которая активно экспортирует собственное сырье. Половина ежегодных доходов составляют деньги, выплачиваемые иностранными клиентами, покупающими нефть и другой экспортируемый товар.

Экономисты планируют доходы, расходы, профицит и дефицит, ориентируясь на текущую стоимость черного золота. Правительство смотрит на количество реализации сырья, прикидывает будущую цену. Если сохранятся объемы экспорта, а цена вырастет, в России появится избыток.

Сбалансированный бюджет имеют страны, получающие иной доход. Однако функции бюджетного дефицита и профицита у них идентичные. Оба понятия определяют масштаб, темп развития, также направленность экономики государства.

Структура доходов и расходов

Они ежегодно формируют дефицит или профицит экономики.

Доходы Расходы
Налоговые (налоги) Неналоговые Общие
  • на прибыль;
  • на имущество;
  • государственная пошлина;
  • акцизный сбор;
  • совокупный доход;
  • товары, услуги (налог, взимаемый за их реализацию внутри страны)
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • частно-государственное активное партнерство;
  • платежи за использование разных природных ресурсов;
  • штрафы, санкции;
  • доходы, получаемые за оказываемые услуги;
  • конфискация имущества, капиталов граждан;
  • возврат субсидий, невостребованных вовремя;
  • безвозмездные инвестиции;
  • деятельность разных общественных организаций
  • обеспечение защиты границ, внутренней безопасности;
  • правоохранительная и судебная системы;
  • медицина;
  • инновационные проекты;
  • ЖКХ;
  • охрана природы;
  • культура, спорт;
  • СМИ;
  • социальная сфера;
  • межгосударственные проекты

Государственный кредит

Страна, как и отдельные граждане или организации, может брать взаймы или давать кому-то средства. Государство может быть:

  1. Заемщиком – составляется настоящий договор, где указываются стороны и размер ссужаемых средств.
  2. Кредитором – передавая ссуды странам, простым гражданам или компаниям. Существует специальная программа льготных кредитов, направленная для поддержки юридических лиц – малых предпринимателей или отраслей экономики, не имеющих достаточную инвестиционную привлекательность.
  3. Инвестором – покупать пакеты акций или вкладываться в различные проекты.
  4. Гарантом – неся ответственность за выполнение взятых отдельными лицами (организациями) финансовых обязательств. Если погашение долга заемщику не удалось, государство делает это своими силами.

Свои долги страна погашает, тратя бюджет. Понятие дефицита и профицита отражает состояние экономических дел и определяет течение финансовой политики для решения проблем.

Функции государственного кредита

Государственный кредит имеет функции:

  1. Создание фондов – происходит привлечение денег от ссудных капиталов к централизованным национальным фондам. Используются принципы срочности, полной возвратности и платности. Инвесторы, привлеченные государством, добровольно передают средства под гарантии своевременного возврата. Основным инструментом будут ценные бумаги.
  2. Использование фондов – это воздействие бюджетного дефицита и профицита на экономику страны. Излишки пополняют резервы, а недостатки покрываются ими. Привлеченные средства необходимо возвращать. Кроме официальных доходов, государство использует механизм эффективного рефинансирования, когда одолженные средства тратятся на погашение старых долгов.
  3. Контроль – влияет на ликвидность всех коммерческих банков, платежеспособный спрос и развитие экономики.

Примечательно, что кредитором страны может стать частный инвестор, компания или иностранное государство. Формируются стандартные деловые отношения, единственная разница – размер денег, одалживаемых государством, несоизмеримо больше, чем траты простых людей.

Заключение

В статье было дано определение понятиям дефицита и профицита, которые помогают выявлять финансовые проблемы. Они считаются универсальными, одинаково применимы к деньгам страны, организации или частного хозяйства. При грамотном расходовании и вложении средств владелец достигает стабильности. Для страны это развитие сфер экономики, процветание народа, также успешные межгосударственные отношения.

Основной причиной возникновения непредвиденных трат является рынок. Изменения в курсе валют, стоимости нефти, цен недвижимости – все отражается на финансах. Профицитный бюджет для России проблема. Свободные средства эффективнее использовать для вложений.

Комментарии