Основные идеи философской герменевтики (Г. Гадамер)
В переводе с греческого слово «герменевтика» означает искусство толкования и разъяснения. В широком смысле под ним понимают практику и теорию выявления смысла текстов.
История герменевтики началась с древнегреческой философии. Именно здесь впервые возникло искусство толкования различных высказываний, которые содержали в себе многозначные символы. Использовали герменевтику и христианские теологи. С ее помощью они толковали Библию. Особое значение герменевтика приобрела в теологии протестантизма. Здесь ее рассматривали как средство, позволяющее выявить «истинный смысл» Священного Писания.
Ключ к постижению
Научным методом герменевтика стала благодаря развитию философии и прочих гуманитарных наук. Становление этих дисциплин требовало поиска особых способов постижения предмета их изучения. Ими стали такие методы, как психологический и исторический, логико-семантический и феноменологический, структуралистский, герменевтический и некоторые другие.
Однако стоит понимать, что специфическим предметом, который и подвергается исследованию гуманитарными науками, является текст. Он представляет собой особую систему знаков, обладающих между собой определенными связями. Герменевтика позволяет понять смысл текста, причем сделать это «изнутри», отвлекаясь от психологических, социально-исторических и прочих факторов. Благодаря этому становится возможным получение знаний, содержащихся в нем.
Герменевтика необходима в тех случаях, когда имеет место недопонимание. И если смысл текста был для субъекта познания скрыт, то его необходимо истолковать, усвоить, понять и дешифровать. Этим и занимается герменевтика. Другими словами, она представляет собой метод, позволяющий получить гуманитарные знания.
Немного истории
Современная герменевтика включает в себя не один конкретно-научный способ исследования. Она является еще и особым направлением в философии. Идеи такой герменевтики получили свое развитие в трудах Вильгельма Дильтея – немецкого философа, Эмилио Бетти – итальянского ученого, Мартина Хайдеггера, считающегося одним из крупнейших философов ХХ в., а также Ханса Георга Гадамера (1900-2002 гг.). Русским ученым, занимавшимся разработкой данного направления, был Густав Густавович Шпет.
В основе философской герменевтики лежат идеи В. Дильтея, которыми он стремился обосновать специфику гуманитарных наук и разъяснить их отличие от естественных дисциплин. Он усматривал это именно в методе понимания интуитивного, непосредственного постижения некоторых духовных ценностей. По мнению В. Дильтея, науки, которые занимаются изучением природы, используют способ объяснения, имеющий дело с внешним опытом и связанный с деятельностью рассудка. Что касается изучения письменно фиксированных знаний, то для их получения необходимо истолкование некоторых моментов духовной жизни определенной эпохи. В этом и состоит специфика «наук о духе», которые считаются гуманитарными.
Биография Г.-Г. Гадамера
Этот великий философ родился 11.02.1900 г. в Марбурге. Ганс-Георг Гадамер входит в список самых великих мыслителей, деятельность которых протекала во второй половине ХХ в. Этот немецкий ученый является основателем философской герменевтики.
Гадамер закончил университеты в Бреслау и в Марбурге. Будучи студентом, он изучал историю и философию, историю искусств, евангелическую теологию и теорию литературы. В 22 года он защитил диссертацию, получив степень доктора. Его научным руководителем был Пауль Наторп.
В 1923 г. Гадамер познакомился с М. Хайдеггером, который в то время преподавал в Марбрургском университете.
Несколько позже Ганс-Георг занялся изучением классической филологии. В этом направлении в 1929 г. он защитил диссертацию, тема которой касалась платоновского «Филеба».
В период с 1939 г. по 1947 г. Гадамер был профессором в университете Лейпцига. В 1946-1947 гг. он являлся ректором данного учебного заведения. После этого он преподавал во Франкфурте-на-Майне, а спустя два года занял кафедру в университете Гейдельберга, прежним руководителем которой был Карл Ясперс.
Выйдя в 1968 г. на пенсию, Гадамер отправился в США, где до 1989 г. преподавал в университетах страны.
«Истина и метод»
Сочинение под таким названием Гадамер написал в 1960 г. Этот труд стал важнейшим произведением о герменевтике, созданным в ХХ в. Несколько позже автор написал более обширную версию своей книги, которая была опубликована в первом томе полного собрания его сочинений. Труд «Истина и метод» Гадамера о герменевтике был в дальнейшем дополнен. Автор углубил свой проект и модифицировал отдельные его части. Разумеется, развитием данного направления занимались и другие философы. И это был не только Мартин Хайдеггер, но и Поль Рикер. Тем не менее без книги о герменевтике Ганса Гадамера эта дисциплина бала бы совершенно иной.
Основная программа
Если рассматривать философскую герменевтику Гадамера кратко, то она представляет собой рассуждения об общей проблематике понимания. В своем традиционном толковании этот метод был настоящим искусством, с помощью которого разъяснялись тексты.
Герменевтика Ганса Гадамера предусматривает наличие связей вовсе не с методами, используемыми гуманитарными науками. Она рассматривает универсальность интерпретации и понимания, что относится к культуре и к изучаемым объектам как к единому целому. Причем организовано это на основе языка, а не на методологически значимых требованиях.
Философская герменевтика Гадамера и Хайдеггера представлена человеческой экзистенцией. Она является предшественницей любой методологической рефлексии.
Если рассматривать основной вопрос философской герменевтики Гадамера кратко, то он состоит, прежде всего, в определении понимания и в том, как оно происходит на фундаментальном уровне. Отвечая на него, автор представляет этот элемент в виде определенной разновидности круга. Ведь понимание в его теории является повторяющейся структурой, в которой каждая новая интерпретация делает ссылку на предпонимание и возвращается к нему.
В философской герменевтике Г.Г. Гадамера такой круг рассматривается в виде открытого исторического процесса. И в нем всякое интерпретируемое и любой интерпретирующий уже включены в традицию понимания. При этом философ подчеркивает, что исходный пункт всегда диалогичен, и при его создании используется язык.
Гадамер возводит философскую герменевтику до ранга такого направления, в котором существует отказ от субъективности. А ведь в методологии именно она и является центральной перспективой.
Подобный отказ позволил герменевтике Гадамера сделать значительный вклад в развитие данной дисциплины. И здесь можно рассмотреть некоторые основные моменты.
Прежде всего, стало понятно, что философская герменевтика представляет собой такое направление, которое предполагает самопонимание гуманитарных наук. Гадамер убежден в том, что научность таких дисциплин обсуждали чересчур методологически. При этом всегда находили свое использование модели, принятые в естественных науках.
Что сделал Гадамер для герменевтики? Он дистанцировал ее философское направление от той методологической концепции, которая была принята в гуманитарных науках.
Некоторые толкователи герменевтики Гадамера даже полагали, что им был предложен некий альтернативный метод. Но автор не намерен заниматься обсуждением какого-либо научного способа. Его интересует лишь продвижение теории до такого уровня, который был бы более основополагающим по сравнению со всеми научными рефлексиями. Избежать различных толкований позволяет подзаголовок к книге «Истина и метод». Он звучит как «Основы философской герменевтики».
Вторым моментом при отказе от методологического понимания является определение общего условия, которое позволяет истолковать текст. В своей герменевтике Гадамер изучает роли и опыт понимания в практической жизни человека. Главной задачей данного направления автор считает размещение научных форм понимания мира в совокупность интерпретирующих отношений человека к нему. В этом случае автор ведет речь об общей теории опыта. И это подтверждается первой частью «Истины и метода». Здесь Гадамер критикует субъективацию опыта, которая имеет место в современной эстетике. Причем начинает он со времен Канта. После этого, следуя Хайдаггеру, Гадамер в философскую герменевтику предлагает ввести более онтологическую и обширную теорию эстетического опыта. По его убеждению, художественное произведение является не только объектом субъективного опыта. Его прежде всего следует понимать как место, где нарабатывается или происходит с помощью игрового способа некий опыт.
Новизна подхода
Что сделал Гадамер для герменевтики? Он поменял акценты этого направления. Новизна подхода этого ученого состоит в том, что он сосредоточил внимание вовсе не на том философском аспекте, который принадлежит герменевтике, а на герменевтическом, имеющем место в философии. Он соединил многовековую богатую традицию толкования с тем направлением, которое было предложено М. Хайдеггером. При этом автором был применен метод последовательного вытеснения всех имеющихся суждений, касающихся обыденного представления об окружающем мире.
Среди основных идей философской герменевтики Г. Гадамера самой фундаментальной является та, которая утверждает, что истина не может быть познаваема кем-то одним, кто и будет сообщать о ней. «Душу» разрабатываемого им направления автор видел в поддержании диалога, умении дать сказать слово инакомыслящему, а также в способности усваивать все то, что произносится им.
Нашло место в герменевтике Гадамера и переосмысление явлений культуры. Философ постоянно подчеркивал диалогический характер разрабатываемого им направления как логики между вопросом и ответом. Он проводил интерпретацию культурной традиции, рассматривая ее в качестве диалога между прошлым и настоящим. И подобное для Гадамера вовсе не являлось культурологической задачей. Подобный диалог рассматривался ученым как самостоятельный источник для получения философского знания.
Автор сблизил два таких понятия, как традиции и культура. Он призвал к осознанию того, что любой из актов понимания является составляющим элементом и того, и другого понятия. И это способствует созданию человеком пространства целостного символического мира.
«Логос» и «Нус»
Гадамер возводит философскую герменевтику к истокам греческой мысли. При этом отправным пунктом его идеи является критика тех традиций европейского рационализма, которые пытались развить такие понятия, как «Логос» и «Нус». Мысли о них можно найти в греческой философии.
Под эгидой Логоса древние мыслители объединили такие направления, которые производя исследования соотношений, пропорций и чисел, приписывают определенные свойства этих понятий всему миру, а также его динамическому началу. В этом и заключен логос. Что касается Нуса, то с его подачи начинается многовековая череда рассуждений о соотношении мысли и бытия.
Видение идей Канта
Философия этого ученого в герменевтике Ханса Гадамера толкуется весьма оригинально и интересно. Ведь Кант, разрабатывая свои идеи, опирался на обоснованную естественными дисциплинами рациональность нового времени. Но при этом ученый поставил перед собой задачу объединения разума как такового. Причиной этому было видение Кантом наметившего разрыва между жизнью и научной рациональностью.
Несколько позже те тонкости, которые касались философии нового времени, были отложены им в сторону. Под рациональностью при этом стала все более рассматриваться рациональность средств. Ведь именно она позволяла представить цели самоочевидными и ясными. Это стало редукцией целостности разума в некоторых его проявлениях, а также великой его экспансией.
Но была и вторая сторона медали. Ею явилась распространение иррационализма в культуре и в обыденной жизни. Именно поэтому вновь и вновь стал подниматься вопрос о логосе, и ученые снова начали дискутировать по поводу рациональности и обыденности.
Гадамер же был уверен в том, что наука не должна превращаться в ту сферу, где господствует один лишь разум, ведь он способен проявиться в большом разнообразии форм, которые и бросают вызов человеческому мышлению.
Опыт жизни
Для более полного осознания основных идей герменевтики Гадамера и понятия сути этого направления стоит иметь в виду, что оно является прежде всего практическим. Реализуют его в виде деятельности, направленной на осмысление определенного текста. Если взять герменевтику вне этой практики, то она тут же потеряет свою специфику.
В своем учении о герменевтике Ганс-Георг Гадамер преднамеренно избегал системного изложения. И это несмотря на то что оно является привычным для философской классики. Дело в том, что автор отвергал сам «дух системы» и жесткие установки традиционного рационализма. Тем не менее, проводя анализ произведения Гадамера «Истина и метод», а также более поздних его сочинений, можно выделить некоторые ключевые понятия. В герменевтике Гадамера они обладают фундаментальным значением.
Понимание
Данное слово является общепринятым в обыденной жизни. Однако в интерпретации герменевтики Гадамера оно приобретает особое значение. У этого философа «понимание» - это то же самое, что «узнавание». И при этом оно является универсальным способом человеческого бытия. Люди всегда сталкиваются с необходимость понимания. Им приходится узнавать себя. Они стремятся понимать искусство, историю, происходящие события и других людей. То есть все бытие человека можно назвать неким процессом узнавания. Этой своей идеей Гадамер возводит философскую герменевтику в онтологию, то есть науку о бытии.
Все то развитие герменевтики, которое предшествовало трудам Гадамера, убедительно доказало тот факт, что отношения, возникающие между субъектами понимания, непременно строятся по правилам и на основе общения и диалога. Самой большой трудностью, с которой пришлось столкнуться герменевтикам на заре развития данного направления, стала модернизация текстов, написанных другими людьми, которую они хотели осуществить, считая эталоном собственную точку зрения. Подобные попытки привели к субъективизации подобного процесса, что нашло свое выражение в недопонимании.
Значение текста
Одной из проблем герменевтики Гадамера является постановка вопроса и получение на него ответа. Переданный человеку текст - это предмет, требующий истолкования. Его получение означает постановку интерпретатору вопроса. Ответ на него и является значением текста. Процесс понимания написанного выражен в осознании заданного вопроса. Достигается это благодаря обретению герменевтического горизонта, то есть тех границ, в рамках которых находится смысловая направленность изложенного.
Истолкование
Данный термин близок по своему значению понятию «понимание». Тем не менее истолкование означает нечто другое. Под ним понимают мышление понятиями и идеями, благодаря которым и происходит восприятие человеком окружающего мира.
Тот, кто стремится к пониманию и берет в руки текст, постоянно занят «набрасыванием смысла». Как только он появляется, человек делает предварительный набросок, с помощью которого пытается понять основную суть написанного. И это становится возможным благодаря тому, что люди читают тексты, стремясь увидеть в них тот или иной смысл.
Разработка набросков, которые станут правильными и будут отвечать фактам, должны быть подкреплены конкретной информацией. В этом и заключается основная задача, которая ставится перед пониманием. Оно обретет свои истинные возможности только в том случае, когда предварительно созданное мнение не явится случайным. В связи с этим истолкователю важно не проводить изучение текста с заранее готовым предмнением. Он должен подвергать понятую им на первых этапах суть изложенного проверке с точки зрения оправданности фактов. При этом рассматривать их следует исходя из значимости и происхождения.
«Ситуация» и «горизонт»
Данные понятия в концепции Гадамера также занимают важное место. Что же такое ситуация? Для данного понятия характерно то, что мы постоянно пребываем в ней, и ее высветление является задачей, которая не знает завершения. Все конечное имеет свои границы. Ситуация и определяется тем, что представляет собой некую точку зрения, которая и очерчивает эти пределы. Следовательно, в это понятие входит и такой термин, как «горизонт». Он представляет собой обширное поле, которое обнимает и охватывает все то, что можно рассмотреть из определенной точки.
Если применять подобный термин к мыслящему сознанию, то здесь можно вести речь об узости горизонта, его расширении и т.п. А что данный термин означает относительно герменевтической ситуации? В этом случае рассматривается обретение верного горизонта, позволяющего найти ответы на вопросы, поставленные историческим преданием.
Каждый человек постоянно находится в определенной ситуации, когда нам необходимо познание текста. Задача герменевтики, по Г. Гадамеру, - это и есть ее прояснение. Достижение успеха при этом предполагает собой расширение горизонтов понимания. Это позволяет сместить или изменить герменевтическую ситуацию. Понимание же, согласно утверждениям философа, представляет собой слияние горизонтов.
Интерпретатор не способен постичь предмет своего интереса, пока его горизонт не приблизится к объекту исследования. Для достижения успеха важна постановка вопросов. Только тогда далекое станет близким.
Анализ сути понимания позволил Гадамеру получить доступ к моральной проблематике. Ведь человек, попав в ту или иную ситуацию, непременно начнет действовать. Делать он это станет либо благодаря своей подготовке, либо используя имеющиеся в его арсенале всеобщие знания. И в том, и в другом случае основная герменевтическая проблема будет игнорирована. Ведь понадобится вначале понять возникшую ситуацию, осознать, что в ней является правильным, а уж после действовать согласно этому смыслу. Руководствоваться теми ценностями, которые не были добыты с помощью понимания, в корне неверно. Только при реализации герменевтического опыта у человека возникает согласованность с самим собой.
Спор с деконструктивизмом
Немаловажным фактором для развития философской герменевтики послужили диалоги Гадамера с Жаком Деррида. Этот французский деконструктивист обладал собственной точкой зрения на различные теоретические нюансы идей немецкого философа. В ходе спора были рассмотрены и уточнены методологические и методические подходы к проблеме понимания.
В чем же заключаются различия между герменевтикой та деконструкцией? Гадамер и Деррида не сошлись во мнении по поводу идеи диалогического отношения интерпретатора и текста, что позволяет более точно понять смысл заключенного в тексте сообщения. Исходя из подобной мысли, в герменевтике допускается вероятность реконструкции изначального смысла. Позиция деконструктивизма совсем иная. Это учение говорит о том, что в тексте имеются свои собственные предпосылки и основания, и что он их сам отрицает, порождая с помощью данного парадокса смысл.
Критика герменевтики деконструктивизмом касалась и ее взаимоотношений с метафизическим мышлением. Деррид утверждал, что идея его оппонента является не чем иным, как продолжением метафизики. Он говорил о том, что герменевтика сама по себе логоцентрична. Навязывая свою рациональность, она подавляет различие и индивидуальность, а также сковывает возможность множественной интерпретации имеющегося текста.
С этим Гадамер был не согласен. С его точки зрения деконструкция и философская герменевтика исходят из общих установок. И все они являются продолжением хайдеггеровской попытки преодоления метафизики, а также ее языка. Для устранения немецкого идеализма Гайдамером были разработаны два пути. Первый из них является переходом от диалектики к непосредственному диалогу, осуществляемому герменевтикой. Второй – путь деконструкции, где речь идет не о прояснении уже забытого человеком смысла диалога, а об его исчезновении вообще благодаря растворению в том многообразии смысловых связей, которые предшествуют языку. Подобное положение вещей закреплено Дерридой в онтологическом понимании письма. Это понятие является абсолютно противоположным гайдамеровской концепции разговора или диалога. Сущность взаимопонимания и понимания заключается вовсе не в том значении, которое присуще слову. Оно находится в некой информации, которая имеет место поверх найденных слов.
В связи с этим при общих истоках этих двух философских направлений между ними имеются существенные расхождения. Проявляются они в различии исследовательских программ (разговор и письмо), а также в толковании такого понятия, как смысл. По Гадамеру, он присутствует всегда, а по утверждениям Дерриды, его нет и вовсе.