Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации
Подготовке и повышению квалификации преподавателей вузов в России уделяется не так много внимания, как в зарубежных странах. Например, в США штатный профессор университета получает оплачиваемый отпуск на 1 год для самообразования и стажировки в научных центрах, а в Европе квалифицированные преподаватели технических образовательных учреждений вносятся в специальный реестр. Согласно российскому законодательству, с 1997 г. вводится обязательное присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы», в рамках обучения которой научно-педагогический специалист должен получить знания и умения в области педагогики. Повышение квалификации в основном происходит в крупных университетах и академиях.
Как стать преподавателем вуза?
В Российской и зарубежной практике подготовки кадров для вузов традиционным является метод самовосполнения: преподавателями обычно становятся молодые люди, получившие высшее образование на той же кафедре института, академии или университета и поступившие в аспирантуру альма-матер. Если ранее при подготовке таких специалистов основное внимание уделялось вопросам профильной, или предметной ориентации, то начиная с 1997 г. Министерство образования РФ включило педагогику в качестве обязательной дисциплины, содержащей требования к уровню подготовки и профессиональным навыкам.
Этот стандарт называется «Преподаватель высшей школы». Данная рабочая программа может быть внедрена в любом вузе. Однако руководство большинства учебных заведений рассматривает подготовку специалистов к преподавательской деятельности как второстепенный фактор, поэтому данную программу часто приходится осваивать в других институтах и университетах на платной основе. Учебу можно совмещать с работой в аспирантуре. Квалификация «Преподаватель высшей школы» служит дополнительной к основной (магистратура или бакалавриат) и удостоверяется дипломом. Те работники, которые были приняты на должность ассистента (начальная преподавательская должность в вузе), также должны пройти обучение в рамках данной программы.
Этапы подготовки специалистов в области высшего образования
Подготовка преподавателей институтов и университетов через магистратуру и аспирантуру включает несколько этапов:
- профессиональный отбор среди наиболее талантливых студентов и аспирантов, диагностика на профпригодность;
- обучение для получения права ведения профессиональной деятельности в вузе или присвоение дополнительной квалификации (магистратура, аспирантура, профессиональная переподготовка преподавателей высшей школы в институтах и на факультетах для повышения квалификации);
- педагогическая адаптация, стажировка, работа преподавателем в течение первого года деятельности (интернатура ассистентов), интеграция педагогических компетенций.
Центры инженерной подготовки
Подготовку квалифицированных преподавателей для современной высшей школы можно пройти во многих учебных заведениях. Для специалистов технической направленности созданы центры инженерной педагогики.
Среди них можно выделить несколько вузов, аккредитованных для проведения обучения по системе австрийского международного общества IGIP по инженерной педагогике: МГТУ им. Баумана (Москва), МАДИ (Москва), КГТУ ЦППКП (Казань), ДВФУ (Владивосток, п. Аякс), МГАУ им. В.П. Горячкина (Москва), ПНИПУ (Пермь), Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, ТСТУ (Тамбов), НИТПУ (Томск), РГППУ (Екатеринбург), ИРГУПС (Иркутск).
Другие центры обучения
Существуют также университеты и вузы гуманитарного направления, где можно получить квалификацию преподавателя:
- Высшая школа экономики (Москва).
- МГУ им. Ломоносова (факультет педагогического образования).
- Казанский федеральный университет.
- МГОУ и другие учреждения.
Чаще всего аспиранты обучаются в стенах собственных вузов или в их центральных филиалах. Образовательная программа может быть как платной, так и бесплатной. Длительность обучения для переподготовки преподавателей высшей школы может составлять от 300 до 1000 часов. Учреждения, где проводится подготовка и переподготовка, повышение квалификации, должны иметь лицензию на проведение образовательной деятельности.
Существуют также дистанционные курсы, позволяющие получить квалификацию преподавателя высшей школы (образовательный портал «Инфоурок», «Учебно-методический портал», «Столичный учебный центр» и другие). В некоторых учебных заведениях освоить дополнительную профессию педагога студенты могут одновременно при обучении на звание магистра.
Повышение квалификации
Постоянное повышение квалификации является необходимым условием компетентности преподавателя высшей школы. При трудоустройстве работодатель может потребовать документы (удостоверение или диплом) о прохождении курсов по повышению квалификации в течение последних 5 лет. Право на получение такого дополнительного обучения для научно-педагогических работников государственных вузов закреплено также в федеральном законе ФЗ № 273. Это положение оговаривается в уставах большинства российских вузов.
Вновь выпущенным аспирантам проходить данные курсы не требуется, но допускается по личной инициативе работника. В последнем случае повышение квалификации может производиться в рамках договоров физических или юридических лиц с соответствующими учебными заведениями. Гарантии дополнительного обучения могут также устанавливаться органами местного самоуправления муниципальных районов.
Где можно повысить квалификацию?
В крупных вузах и научных центрах существуют «Школы педагогического мастерства», как правило, предназначенные для начинающих преподавателей. Целью их деятельности является помощь в овладении знаниями и навыками в области педагогики, дидактики и психологии.
Для повышения предметной области знаний организуется обучение на базе академий, отраслевых и региональных институтов, курсов повышения квалификации, учебных центров (АНОО ДПО, ФПК МГППУ, институт повышения квалификации и переподготовки при МГОУ, Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования и другие учебные заведения).
Формы повышения квалификации
Учеба может проходить как с отрывом от основной работы (при этом за работником сохраняют место и среднюю зарплату, оплачиваются командировочные расходы), так и по совместительству.
В любом случае общая продолжительность трудовой деятельности и обучения не должна превышать норм рабочего времени, установленной трудовым законодательством.
Основное содержание учебной программы
При обучении по программе «Преподаватель высшей школы» изучают дисциплины и вопросы, перечисленные ниже.
Педагогика высшей школы:
- ее место в системе наук, методологические основы;
- система образования (модели образования, история и особенности на различных этапах, организационные моменты, типы образовательных учреждений и основы их управления);
- общеметодологические принципы и тенденции становления высшего образования в России и за рубежом;
- методы развития и воспитания личности в рамках преподавания в вузе;
- методология и технология образовательного процесса;
- функции педагога;
- инновационные информационные технологии в образовании;
- концепции ФГОС.
Психология:
- основы психологии личности;
- социальная психология;
- проблемы обучения и воспитания;
- особенности юношеского возраста;
- психодидактика (диагностика креативности личности, когнитивное развитие);
- управление конфликтами (способы их диагностики и решения, воспитание толерантной личности студента).
Дополнительные дисциплины
В рамках преподавания курса "Педагог высшей школы" также изучаются другие дисциплины:
- Правовые и нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность и требования к квалификации преподавателя, охрана труда в учреждении.
- Этика в педагогической деятельности.
- Экономика системы высшего и послевузовского образования.
Необходимый уровень знаний регламентируется «Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», принятыми в РФ в 2001 г. В различных образовательных учреждениях могут вводиться дополнительные дисциплины.
Приобретаемые навыки
Для осуществления профессиональной деятельности преподаватель высшей школы должен обладать рядом навыков и умений:
- использование основ и современных тенденций соответствующей научной области, в которой ведется обучение;
- изложение материала во взаимосвязи с остальными дисциплинами;
- применение культурологических и этических основ для воспитания студентов;
- владение методами научных исследований, их организация;
- проведение учебно-методической работы (составление методических разработок, тестов, упражнений, практикумов и других материалов);
- умение пользоваться разнообразными образовательными технологиями, включая компьютерные;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, использования научно-технической литературы;
- развитие у студентов профессионального мышления и творческих способностей.
Он также должен знать и применять на практике методы психической и эмоциональной саморегуляции в конфликтных ситуациях.
Функции педагога вуза
Вопреки расхожему мнению, педагогическая деятельность преподавателя высшей школы не ограничивается только ведением лекций, лабораторных и практических работ. Одной из его главных функций является воспитательная. Педагог должен также уметь поддерживать активное общение со студентами, производить самокоррекцию и совершенствование своей работы.
Существуют и другие функции преподавателя:
- контроль учебного процесса и постоянное изучение духовной сферы и интересов, характера и эмоционального состояния студентов;
- пробуждение интереса учащихся к предмету, стимулирование активности, использования полученных знаний в практических целях;
- конструктивная функция – умение организации учебного процесса с наибольшей эффективностью (подбор материалов, выбор методов обучения и формы проведения занятий, структурирование курса);
- проведение исследовательской работы (умение поставить проблему, сформулировать гипотезу, решить задачи исследования, создание своей творческой лаборатории);
- познавательная функция (аккумулирование знаний, работа с литературой и другими источниками информации);
- проработка стратегической направленности образовательной деятельности, обозначение конечной цели, решение задач с учетом специализации учащихся, установление взаимосвязей с другими дисциплинами.
Личные качества
Работа преподавателем вуза – творческая деятельность, требующая постоянного самосовершенствования не только в предметной деятельности, но и в культурной области. Главными нравственными ориентирами преподавательской деятельности должны быть доброта, справедливость, гуманность, честность, трудолюбие. Личность преподавателя высшей школы, его личные качества способствуют формированию отношения студентов к преподаваемой дисциплине и образовательному процессу в целом.
Для юношеского возраста характерны грубость и вспыльчивость, поэтому особое значение приобретают такие качества педагога вуза, как выдержка, способность владеть своими эмоциями. Установление доброжелательного и доверительного контакта преподавателя со студентом способствует укреплению ощущения социальной защищенности, которое требуется для нормального существования личности в обществе. В определенной степени это помогает формированию нравственных ценностей и установок, используемых выпускниками в жизни позднее, после окончания вуза.
Педагогический такт
Одно из важнейших личных качеств работника высшей школы – педагогический такт. Он заключается в следующем:
- проявление уважения к учащемуся и одновременно требовательности;
- твердость в руководстве работой студентов и создание условий для развития их самостоятельности и творческих способностей;
- разумность требований и внимательное отношение к психическому и эмоциональному состоянию учащихся в высшем учебном заведении;
- проявление доверия к студентам;
- деловой тон, отсутствие фамильярных отношений.
Эти качества преподавателя во многом зависят от широты его кругозора, культуры и гражданской позиции.